Главной чертой языка науки является наличие терминов.

Термин- слово или словосочетание, выражающее понятие специальной области знания или деятельности. Специфическими особенностями терминов являются: системность; наличие дефиниции (определения); абсолютная и относительная; точность; однозначность, отсутствие синонимов; краткость; простота и понятность; стилистическая нейтральность; отсутствие экспрессии; независимость от контекста; внедренность; современность; современность; благозвучность [6].

Традиционно в научном стиле выделяют четыре подстиля: собственно научный, научно-популярный, учебно-научный и научно-деловой. Некоторые ученые добавляют к этому списку научно-публицистический и научно-фантастический. В последние годы добавились еще два: научно-информативный и научно-справочный.

В научном стиле можно выделить следующие жанровые разновидности (подстили):

v собственно научный - статьи в журналах, научных трудах, диссертации, монографии, доклады;

v научно-популярный - очерки, книги, лекции, статьи;

v учебно-научный - учебники, учебные и методические пособия, программы, сборники задач и упражнений, лекции, конспекты, учебно-методические материалы;

v научно-деловой - техническая документация (контракты и инструкции для предприятий, сообщения об испытаниях и анализах, формулы изобретений и рефераты;

v научно-информативный - рефераты, аннотации, патентные описания;

v научно-справочный - словари, справочники, каталоги.

В современном научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

v предметом нашего дальнейшего рассмотрения является... ;

v остановимся прежде на анализе последней ….;

v эта деятельность может быть определена как...;

v с другой стороны, следует подчеркнуть, что...;

v это утверждение одновременно предполагает и то, что...;

v при этом ... должно рассматриваться как... ; может рассматриваться как...;

v рассматриваемая нами форма...;

v ..., который только может рассматриваться как...;

v ясно, что...;

v теперь возникает основной вопрос нашего рассмотрения;

v из вышеприведенного анализа... со всей очевидностью следует...;

v довод не снимает вопроса, а только переводит его решение... ;

v логика рассуждения приводит к следующему... ;

v проанализируем с этой точки зрения...;

v как хорошо известно... ;

v следует отметить...;

v таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что...[7].

 

Не следует писать Следует писать
Мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев... Таким образом, в ряде случаев...
Мы видим, что величина О. ... Величина, приводимая О. и Р. …
Имеющиеся данные показывают, что... По имеющимся данным …
Из таблицы 1 ясно, что... Согласно табл. 1...
Нельзя не учитывать того обстоятельства, что... Малоинформативно
Сближаются между собой Сближаются
Целый ряд Ряд
Представляет собой Представляет
Для того чтобы... Чтобы
Поскольку..., то... Поскольку
Так как..., то... Так как

 

Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее употребительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы.