Творчество Ле Корбюзье.
Начинал со стиля функционализм в 1914 г. Создаёт проект сборныхсерийных домов с каркасной системой («домино») – первое внедрение каркасной системы в серийное производство. Проект был осуществлён лишь в 1929 г. С 1922 г. занимается проектирование частных вилл (вилла Савой в Пуасси). В 30-х гг. строит Дом Центросоюза в Москве.
Практик и теоретик, он занимается не только объёмами зданий, но и градостроением. В 1925 г. предлагает проект реконструкции Парижа, решая снести старую застройку и на её месте возвести новый город. По его идее здания должны стоять внутри кварталов, оставляя вокруг себя свободное озеленённое пространство. Удаление жилья от улицы должно было создавать лучшие условия жизни, а застройка в целом оказалась бы более разрежённой. Позднее (1962 г.) занимается разработкой генплана Чиндигара (столица одного из индийских штатов), проектов Дворца ассамблеи, здания Веховного суда Чиндигара.
1932 г. – студенческие общежития в Париже, ночлежный дом Армии Спасения в Париже.
Сформулировал 5 принципов, которые были положены в основу концепции функционализма и всей современной архитектуры в целом:
1. Дом на стойках (чтобы освободить поверхность земли для зелени).
2. Свободный план (независимость членения этажей перегородками за счёт использования лёгкого каркаса).
3. Свобода фасада (что достигается использованием редко расположенных вертикальных стоек каркаса и консольных конструкций).
4. Горизонтальные окна (ленточное остекление).
5. Плоская кровля (возможность устраивать открытые террасы).
1952 г. – дом-комплекс в Марселе («жилая единица»). Жилая единица соединяет систему индивидуальных квартир с элементами культурно-бытового обслуживания. В среднем этаже 17-этажного дома по обеим сторонам коридора располагаются магазины, кафе-ресторан, парикмахерская, гостиница. На уровне плоской кровли – помещения школьного типа, гимнастический зал, беговая дорожка, зал для концертов и собраний, площадка для отдыха, плескательный бассейн. Квартиры двухъярусные. Перепад высот создаёт возможность устройства одного коридора на 2 этажа (увеличение жилой площади).
1955 г. – капелла в Роншане (Нотр-Дам Дюо, стиль - неоэкспрессионизм). Небольшой храм, вмещающий 50 человек, но за счёт устройства перед капеллой площади с алтарём и кафедрой проповедника, организована возможность проведения служб с участием 12 тыс. человек. Кровля сооружения выполнена в виде тента, символизирующего раннехристианские шатры.
Эстетическая и эмоциональная ограниченность фунционализма стимулировали развитие ряда компенсирующих направлений.
В творчестве некоторых последователей функционализма наметился отход от сухого геометризма объёмов, сплошного остеления. Смягчение форм, более свободная планировка, использование естественного камня и дерева (А.Аалто, Финляндия; Ф.Райт,США) – возникает направление органическая архитектура. Оно разделяет рациональные принципы функционализма, но параллельно вырабатывает собственные (школа Ф.Райта):
1. Связь архитектуры с природой.
2. Отрицание типизации сооружений: план дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален.
3. Подлинная сущность архитектурного сооружения – внутренне пространство, а внешняя оболочка – производная этой основы.
4. Здание должно быть единым целым как в общих, так и в мелких деталях и бытовом оборудовании, мебели, утвари.
5. Стремление к единству материалов: стена и снаружи, и внутри должна быть выполнена из одного и того материала, а не маскироваться штукатуркой и т.п.
6. Отказ от подчинения элементарной геометрии.
Направление органической архитектуры Ф.Райт развивал и в 1950-е гг. Оно противопоставлялось технократическим идеям неофункционализма школы Мис ван дер Роэ.