Петропавловская крепость.

Крепостные стены, строительство которых велось под руководством Трезини, завершил Миних. Им не пришлось играть какой-либо военной роли. Стены и бастионы облицованы гранитом. Законченный вид стены приобрели в 1783 году.

 

Петропавловский собор.

Постройка велась по проекту Трезини с 1712 по 1732 год. Композиционная планировка – прямоугольное в плане сооружение зального типа, пространство разделено на 3 нефа мощными колоннами, оформлено пилястрами коринфского ордера. Перекрыт крестовыми сводами. Собор имел колокольню, многоярусную, увенчанную шпилем, который был обит медными позолоченными листами, шпиль завершался флюгером, в виде летящего ангела с крестом.

 

Кунсткамера.

Основана в 1734 г. Здесь размещались библиотека и коллекция первого русского музея. Архитекторы – Маттарнови, Гербель, Киавери, Земцов.

Здание выстроено в стиле ренессанса с элементами барокко ("петровское барокко") и состоит из 2-х тождественных 3-этажных корпусов, связанных воедино в центральной части объёмом, завершённым многоярусной башней. Восточный корпус с двусветным залом – библиотека, западный музей. В центральном объёме располагались анатомический театр и обсерватория. На 3-ем этаже в круглом зале был установлен Готторпский глобус.

 

Зимний дворец

Завершён в 1735 г., перестроен в 1763 г. Архитектор – Бартоломео Растрелли.

В плане – замкнутый четырёхугольник с обширным внутренним двором; фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь. Фасады расчленены антаблементами на 2 яруса, декорированы колоннами ионического и композитного ордеров. Украшены обилием лепных деталей на парапете (вазы, статуи), сандриками, что создавало пышность убранства.

Фасады и интерьеры дворца выполнены в стиле барокко.

 

Смольный монастырь.

Возведение началось в 1751 г. (арх.Б.Растрелли), но было остановлено во время войны с Пруссией. Завершён в 1835 арх. Василием Стасовым.

Корпуса монастыря включают кельи, трапезную, хозяйственные помещения. Четыре башни отмечают углы – каре.

Здание собора Смольного монастыря решено крестообразно в плане. Основной массив венчает барабан центрального купола, к которому с 4-х сторон примыкают 2-ярусные колокольни. Колокольни и главный купол завершаются луковичными главками.

Фасад делится на 2 части междуэтажными каринизами, выступы углов обработаны пучками колонн, богато орнаментированы наличники и разорванные полуциркульные сандрики. Стиль – барокко.

 

Царскосельский (Екатерининский) дворец.

Арх.Б.Растрелли. Стиль – барокко.