Ранневизантийский период.

Ведущую роль в архитектуре стало играть церковное зодчество. Складываются два основных типа храма:

1.- базилика (от светского сооружения).

2. – центрическое купольное, как правило круглое или граненное в плане.

В Византии сложилась традиция по которой богослужение происходило в центре сооружения. Центрические планы были популярны.

 

В Сирии делают попытку соединить в одну систему базилику и центрический храм.

Комплекс монастыря Семена Столпника.

 

Храмы были мало примечательны с внешней стороны. Главной заботой архитектора было создание интерьера, переносящего посетителя в другой мистический мир.

 

Строительный материал: применялся обожоный кирпич плинфа, плоской формы. Кладка велась на известковом растворе цемянке, в которой добавляли измельченную кирпичную крошку, швы в кладке делали толстые. Кладка велась попеременными рядами кирпич, камень. Фасад не штукатурили.

 

Градостроительство:

На смену античному плану с прямоугольной сеткой улиц приходит средневековая планировка. Город обносится мощными крепостными стенами. Появляется укреп ленный верхний город с соборами в центре, к которому сходятся главные городские магистрали (радиальная планировка).

 

Позднее центрические храмы перестали строить, так как церковная служба проводится по другому. Алтарь располагается в конце зала у апсиды, все молящиеся обращены к алтарю (на восток). Вход в храм устраивался с западной стороны.

 

Собор св. Софии в Константинополе. Собор задуман как идеологический центр, который своим величием должен затмить римский Пантеон.

Получили преобладание храмы удлиненной формы. Собор Святой Софии это новый тип сооружения- купольная базилика.( Длина 75 метров, диаметр купола 31.5 метров, ширина 72 м , высота-57 м. вместе с куполом.)

Боковые нефы 2х ярусные, а средний перекрыт куполом.

Купол возведен на 4х столбах при помощи парусов. Огромное поперечное давление от купола гасится при помощи боковых сводов в два уровня и передается на стену.

Восточные и западные арки поддерживаются полукуполами, каждый из полукуполов опирается на 3 арки полукруглые в плане. Восточная арка ведет в абсиду, Западная к выходу.

Зодчие маскируют от зрителя четыре, несущих нагрузку от купола, массивных столба. Добиваются зрительного эффекта нарастающих к верху и перетекающих друг в друга пространств. Купол кажется возносящимся при помощи полукуполов и парусов. В основании купола 40 окон, они создают впечатление, что чаша купола свободно парит над храмом, возникают мысли о господстве над миром «божественного начала». Полы храма выкладывались мозаикой на божественные темы, в отделке стен применялся цветной мрамор.