Градостроение

Города располагались в основном вокруг укрепленного холма – Акрополя, на вершине которого находилось святилище с храмами, посвященными богам.

Планировка городов стихийная. Ремесленники каждой профессии селились слободами (отдельными группами). Центром нижнего города была Агора – торговая площадь, место политических собраний.

 

В первой половине 7в. происходит постепенный переход к строительству из камня.

Новые типы общественных сооружений:

-булевтерий – дом для собраний;

- пританей – дом для официальных приемов и торжественных трапез;

- стои – открытые портики со всех сторон для отдыха и торговли;

- лесхи – клубы;

- театры; стадионы

- палестры – школы.

Общественные сооружения свободно размещались вокруг агора.

Деревянные колонны заменяли на каменные. Деревянные конструкции антаблемента облицовывались керамикой.

Типы культовых сооружений:

  1. храм в антах
  2. простиль
  3. амфипростиль
  4. периптер
  5. диптер
  6. толос

 

В 6в. до н.э. были созданы ордерные принципы.

 

Ордерная система – закрепленная традицией, переработка стоечно - балочной конструкции в камне.

Ордерные принципы помогали:

1.созданию тектонического нарастания сложности построения снизу вверх

2 созданию ясного архитектурного образа.

3 выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов.

4 разумной организации пространства.

Дорический ордер.

Сложился на базе дорийских племен. Ордер имеет трёх частное деление на: базу- крепиду, колонну, антаблемент. Антаблемент делится на архитрав, фриз, карниз. Колонна делится на : , ствол, капитель. Крепида делится на : верхнюю часть стилобат и стереобат. Модуль в ордере является диаметр колонны, который укладывается в высоту 6-7 раз. Храмы имеют двускатную кровлю и закрываются фронтоном.

Энтазис – утолщение в колонне на 1/3 высоты колонны, устраняет оптическую вогнутость ствола.

На протяжении 6века изживались различия архитектуры и вырабатывались все эллинские архитектурные образы, в которых преобладали типологичесие черты.

Курос – тип статуи, как средство увековечить атлета – победителя на спортивных играх. Эта скульптура характерна материковой Греции и дорическому ордеру (мужской ордер).