Аспекты организационного управления
Руководители управляют организациями, а организации представляют собой определенный класс систем.
Любая система есть множество взаимодействующих элементов. Эти элементы могут быть абстрактными, как, например, в системе чисел, или конкретными, как в солнечной системе.
Очевидно, что организации являются конкретными системами, но далеко не все конкретные системы принадлежат к разряду организаций.
Организациям присущи четыре отличительные особенности или характеристики, каждую из которых необходимо учитывать при решении задач организационного управления. Такие характеристики фигурируют в виде «аспектов организационного управления». Это следующие характеристики:
1). Состав. Любая организация должна состоять, по крайней мере, из двух человек, которые способны выбирать цели, а также средства их достижения.
2).Структура,то есть наличие различных групп специалистов с определённым распределением обязанностей между ними, и системой подчинения.
3).Связь,то есть наличие соответствующей системы коммуникаций, включая средства получения информации о состоянии изучаемых систем.
4). Управление.Система организации должна обладать способностью к самоуправлению, определению свих целей и задач. Она должна иметь способность изменять свой состав, структуру, и даже собственную систему управления. Организация должна быть адаптивной и самоорганизующейся.
Итак, нами определена сущность операционных исследований. Она не сводится к математизации решения стандартных технических задач.
Пожалуй, самой главной частью является постановка задач и исследование реальных систем, с целью повышения их технической и экономической эффективности.
Лекция 4. Постановка задач и определение целей