Тема 12 - Эффективность менеджмента

 

Понятие эффективности универсально. Эффективность связана с результативностью работы (действия) и экономичностью, т.е. минимальным объемом затрат для выполнения данной работы (действия).

В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:

- управленческого потенциала;

- затрат и расходов на управление;

- характера управленческого труда;

- эффективности управления.

Эффективность управления –один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление.

Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения его эффективности часто применяют косвенные методы.

Критерием оценки управленческого труда является эффективность управленческого труда:

Э = эффект (результат) / затраты управленческого труда

 

Результат управленческого труда выражается не только экономическим, но и социальным эффектом.

При определении экономического эффекта менеджмента наряду с оценкой его величины учитывают эффективность его распределения и потребления, т.е. величину прибыли, направляемую на развитие организации (предприятия) и создание потенциала для будущего обновления.

С позиции социально- экономической системы социальный эффект менеджмента проявляется в качестве и уровне жизни работника, а также в развитии личности.

В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов – труда, основных фондов, инвестиций.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.д.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Важное значение имеютпоказатели социальной эффективности управления(качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы, удовлетворенность трудом; усиление социальной ответственности организации и др.

Таким образом, эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Раскройте сущность эффективности управления.

2. Назовите основные факторы эффективности.

3. Значение экономической и социальной эффективности в менеджменте.

4. Назовите критерии и показатели эффективности управления.

5. Почему необходимо учитывать факторы внешней среды при оценке эффективности?

6. Каким образом организационная культура влияет на эффективность деятельности?

Литература: [1,с.337-353], [4,с.371-382], [6,с.459-489], [8,с.309-312, 315-319], [12,с.78-90]

 

7 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 356 с.

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада ЛТД», 1997. – 384 с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998. – 528 с.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 501 с.

5. Кохно П.А. и др. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 224 с.

6. Менеджмент (современный российский менеджмент)/ под ред. Русинова Ф.М., Разу М.Л. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 504 с.

7. Менеджмент организации/ под ред. Румянцевой З.П., Соломатина Н.А. и др. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 432 с.

8. Менеджмент/ под ред. Максимцова М.М., Игнатьевой А.В. – М.:ЮНИТИ, 1998. – 343 с.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993. – 702 с.

10. Общий менеджмент/ под ред. Казанцева А.К. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 252 с.

11. Основы менеджмента/ под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997.- 432 с.

12. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997. – 352 с.

Дополнительная:

13. История менеджмента/ под ред. Валового Д.В. – М.:ИНФРА-М, 1997.– 256 с.

14. Кнорринг В.И. Искусство управления. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 288 с.

15. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Дело, 1996. – 348 с.

16. Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 222 с.

17. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997. – 304 с.