Тема 12 - Эффективность менеджмента
Понятие эффективности универсально. Эффективность связана с результативностью работы (действия) и экономичностью, т.е. минимальным объемом затрат для выполнения данной работы (действия).
В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:
- управленческого потенциала;
- затрат и расходов на управление;
- характера управленческого труда;
- эффективности управления.
Эффективность управления –один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление.
Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения его эффективности часто применяют косвенные методы.
Критерием оценки управленческого труда является эффективность управленческого труда:
Э = эффект (результат) / затраты управленческого труда
Результат управленческого труда выражается не только экономическим, но и социальным эффектом.
При определении экономического эффекта менеджмента наряду с оценкой его величины учитывают эффективность его распределения и потребления, т.е. величину прибыли, направляемую на развитие организации (предприятия) и создание потенциала для будущего обновления.
С позиции социально- экономической системы социальный эффект менеджмента проявляется в качестве и уровне жизни работника, а также в развитии личности.
В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов – труда, основных фондов, инвестиций.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).
Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.д.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Важное значение имеютпоказатели социальной эффективности управления(качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы, удовлетворенность трудом; усиление социальной ответственности организации и др.
Таким образом, эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление.
Вопросы для самоконтроля.
1. Раскройте сущность эффективности управления.
2. Назовите основные факторы эффективности.
3. Значение экономической и социальной эффективности в менеджменте.
4. Назовите критерии и показатели эффективности управления.
5. Почему необходимо учитывать факторы внешней среды при оценке эффективности?
6. Каким образом организационная культура влияет на эффективность деятельности?
Литература: [1,с.337-353], [4,с.371-382], [6,с.459-489], [8,с.309-312, 315-319], [12,с.78-90]
7 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 356 с.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада ЛТД», 1997. – 384 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998. – 528 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 501 с.
5. Кохно П.А. и др. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 224 с.
6. Менеджмент (современный российский менеджмент)/ под ред. Русинова Ф.М., Разу М.Л. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 504 с.
7. Менеджмент организации/ под ред. Румянцевой З.П., Соломатина Н.А. и др. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 432 с.
8. Менеджмент/ под ред. Максимцова М.М., Игнатьевой А.В. – М.:ЮНИТИ, 1998. – 343 с.
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993. – 702 с.
10. Общий менеджмент/ под ред. Казанцева А.К. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 252 с.
11. Основы менеджмента/ под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997.- 432 с.
12. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997. – 352 с.
Дополнительная:
13. История менеджмента/ под ред. Валового Д.В. – М.:ИНФРА-М, 1997.– 256 с.
14. Кнорринг В.И. Искусство управления. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 288 с.
15. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Дело, 1996. – 348 с.
16. Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 222 с.
17. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997. – 304 с.