Реализация и оценка стратегии.

Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Для того, чтобы контролировать реализацию стратегии и быть уверенным в достижении поставленных целей, в организациях должны быть реализованы различные планы, программы, проекты и т.д., важнейшее место среди которых отводится стратегическому плану.

Оценка стратегии ¾проводится путем сравнения результатов работы с целями. В процессе оценки стратегии используются количественные и качественные критерии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Раскройте понятие «стратегия» и «тактика» в менеджменте.

2. Назовите отличительные черты долгосрочного планирования и стратегического планирования.

3. Охарактеризуйте процесс стратегического планирования.

4. Цель как важнейшая характеристика в менеджменте.

5. По каким признакам можно классифицировать цели организации?

6. Раскройте понятие миссии организации.

7. Что такое «дерево целей» организации?

8. Раскройте сущность SWOT-анализа.

9. Охарактеризуйте основные виды стратегии организации.

10. Для чего в менеджменте применяется матрица Бостонской консультационной группы (БКГ)?

 

Литература: [4,с.106-115], [7,с.39-52, 103-148], [8,с.82-95, 108-112], [11,с.124-150]

Тема 6 ¾ Функция организации в менеджменте

 

Организация как процесс представляет собой функцию, суть которой состоит в систематической координации множества задач и формальных взаимоотношений людей их выполняющих. Функцию организации следует рассматривать в 2-х направлениях:

1. установление взаимоотношений между членами организации в рамках её структуры (взаимоотношение полномочий)

2. формирование организационной структуры, т.е. деление организации на подразделения в соответствии с ее целями и стратегией.

Каждый элемент структуры управления организацией (подразделение, должность) является носителем определенных управленческих полномочий.

Полномочия – это совокупность официально предоставляемых прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательства их выполнения. Делегирование полномочий связано с двумя важнейшими принципами управления:

- принципом единоначалия;

- принципом управляемости (норма управляемости).

Существуют следующие виды управленческих полномочий:

1. Распорядительные полномочия. Они бывают линейными и функциональными, ими обладают руководители.

2. Рекомендательные (консультант, референт, специалист).

3. Контрольно-отчетные полномочия (аудиторы, ревизоры).

4. Координационные полномочия (координационные советы, комитеты, комиссии на постоянной или временной основе).

5. Согласительные. Они могут быть:

q предостерегающими (юрист)

q блокирующими (главный бухгалтер).

Полномочия неотделимы от ответственности.

Ответственность - обязательства работника выполнять задачи, присущие занимаемой им должности и отвечать за результат своей деятельности. Ответственность не делегируется.

Полномочия и ответственность должны соответствовать друг другу.

Организационная структура предприятия (организации, фирмы) – это её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед предприятием и его подразделениями целями и распределением между ними функций.

Под структурой управленияорганизацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Элементами структуры являются отдельные работники, службы, отделы и др. звенья, а отношения между ними поддерживается благодаря горизонтальным и вертикальным связям.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вертикальные связи- связи подчинения, необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления.

 

 

Рисунок 9 – Схема организационной структуры

 

 

Решение о выборе структуры организации в основном принимается менеджерами высшего звена. Их задача состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а так же воздействующим на неё внутренним и внешним факторам.

Процесс формирования организационной структуры включает в себя следующие этапы:

1. формирование общей структурной схемы (определяются главные характеристики организации, направления деятельности).

2. разработка состава основных подразделений и связей между ними.

3. регламентация организационной структуры (предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности).

Проектирование организационной структуры осуществляется на основе следующих основных методов:

1. экспертно - аналитический

2. метод организационного моделирования

3. метод аналогий

4. метод структуризации целей

К основным принципам проектирования организационных структур относятся следующие:

1. разделение труда и специализация(горизонтальная и вертикальная специализация)

2. департаментизация(линейная, функциональная, продуктовая, по потребителю, по рынку, матричная).

3. связи между частями организации и координация(связи в организациях существуют следующие: вертикальные и горизонтальные, линейные и функциональные, формальные и неформальные, прямые и косвенные).

4.масштаб управляемости и контроля.

5. иерархия организации и ее звенность.

6. распределение прав и ответственности:

a. основано на принципе единства подчинения

b. система двойного или множественного подчинения.

7. централизация и децентрализация.

8. дифференциация и интеграция.