Реализация и оценка стратегии.
Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Для того, чтобы контролировать реализацию стратегии и быть уверенным в достижении поставленных целей, в организациях должны быть реализованы различные планы, программы, проекты и т.д., важнейшее место среди которых отводится стратегическому плану.
Оценка стратегии ¾проводится путем сравнения результатов работы с целями. В процессе оценки стратегии используются количественные и качественные критерии.
Вопросы для самоконтроля.
1. Раскройте понятие «стратегия» и «тактика» в менеджменте.
2. Назовите отличительные черты долгосрочного планирования и стратегического планирования.
3. Охарактеризуйте процесс стратегического планирования.
4. Цель как важнейшая характеристика в менеджменте.
5. По каким признакам можно классифицировать цели организации?
6. Раскройте понятие миссии организации.
7. Что такое «дерево целей» организации?
8. Раскройте сущность SWOT-анализа.
9. Охарактеризуйте основные виды стратегии организации.
10. Для чего в менеджменте применяется матрица Бостонской консультационной группы (БКГ)?
Литература: [4,с.106-115], [7,с.39-52, 103-148], [8,с.82-95, 108-112], [11,с.124-150]
Тема 6 ¾ Функция организации в менеджменте
Организация как процесс представляет собой функцию, суть которой состоит в систематической координации множества задач и формальных взаимоотношений людей их выполняющих. Функцию организации следует рассматривать в 2-х направлениях:
1. установление взаимоотношений между членами организации в рамках её структуры (взаимоотношение полномочий)
2. формирование организационной структуры, т.е. деление организации на подразделения в соответствии с ее целями и стратегией.
Каждый элемент структуры управления организацией (подразделение, должность) является носителем определенных управленческих полномочий.
Полномочия – это совокупность официально предоставляемых прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательства их выполнения. Делегирование полномочий связано с двумя важнейшими принципами управления:
- принципом единоначалия;
- принципом управляемости (норма управляемости).
Существуют следующие виды управленческих полномочий:
1. Распорядительные полномочия. Они бывают линейными и функциональными, ими обладают руководители.
2. Рекомендательные (консультант, референт, специалист).
3. Контрольно-отчетные полномочия (аудиторы, ревизоры).
4. Координационные полномочия (координационные советы, комитеты, комиссии на постоянной или временной основе).
5. Согласительные. Они могут быть:
q предостерегающими (юрист)
q блокирующими (главный бухгалтер).
Полномочия неотделимы от ответственности.
Ответственность - обязательства работника выполнять задачи, присущие занимаемой им должности и отвечать за результат своей деятельности. Ответственность не делегируется.
Полномочия и ответственность должны соответствовать друг другу.
Организационная структура предприятия (организации, фирмы) – это её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед предприятием и его подразделениями целями и распределением между ними функций.
Под структурой управленияорганизацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Элементами структуры являются отдельные работники, службы, отделы и др. звенья, а отношения между ними поддерживается благодаря горизонтальным и вертикальным связям.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вертикальные связи- связи подчинения, необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления.
Рисунок 9 – Схема организационной структуры
Решение о выборе структуры организации в основном принимается менеджерами высшего звена. Их задача состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а так же воздействующим на неё внутренним и внешним факторам.
Процесс формирования организационной структуры включает в себя следующие этапы:
1. формирование общей структурной схемы (определяются главные характеристики организации, направления деятельности).
2. разработка состава основных подразделений и связей между ними.
3. регламентация организационной структуры (предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности).
Проектирование организационной структуры осуществляется на основе следующих основных методов:
1. экспертно - аналитический
2. метод организационного моделирования
3. метод аналогий
4. метод структуризации целей
К основным принципам проектирования организационных структур относятся следующие:
1. разделение труда и специализация(горизонтальная и вертикальная специализация)
2. департаментизация(линейная, функциональная, продуктовая, по потребителю, по рынку, матричная).
3. связи между частями организации и координация(связи в организациях существуют следующие: вертикальные и горизонтальные, линейные и функциональные, формальные и неформальные, прямые и косвенные).
4.масштаб управляемости и контроля.
5. иерархия организации и ее звенность.
6. распределение прав и ответственности:
a. основано на принципе единства подчинения
b. система двойного или множественного подчинения.
7. централизация и децентрализация.
8. дифференциация и интеграция.