ТЕМА 4 – Управленческий труд

Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой ¾ содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд ¾ разновидность умственного труда.

Основная цель управления ¾ создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации (предприятия), «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Управление ¾ это, прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Информация ¾ специфический объект приложения управленческого труда. Управленческий труд имеет информационную природу. Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Управляющее воздействие на коллективы людей, на их трудовую деятельность - это специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.

Управление ¾ процесс многогранный, неоднозначный. Соответственно, анализ внешней среды и внутренней среды, принятие на этой основе управленческих решений ¾ процедура, зависящая от сложной и подвижной совокупности факторов, постоянно создающей нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, занимающегося данной специфической деятельностью, творческого к ней подхода. Решения, принимаемые управленцами, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личностных качеств, практического опыта, интуиции, здравого смысла.

Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования определяют культуру и эффективность управления.

Охарактеризованные параметры и процесс управленческого труда системно показаны на рисунке 5.

Разделение управленческого труда ¾ объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. Это способствует повышению качества управляющих воздействий.

Классификация менеджеров:

1. по месту в системе управления:

q менеджеры низового звена. Составляют наиболее многочисленную группу руководителей в организации (мастера, бригадиры, инспекторы).

q менеджеры среднего звена (начальники цехов, зав. отделами, директора филиалов). Они контролируют менеджеров низового звена.

q менеджеры высшего звена. Это малочисленная категория (директора, их заместители). Они определяют общее направление развития и функционирования организации в целом и ее составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации. От них зависят цели организации и способы их достижения.

 
 

 


Рисунок 5 ¾ Управленческий труд

2. по методу системы управления:

q системный менеджер - является членом организации и изучает любую организацию как открытую систему, включающую подсистемы.

q ситуационный менеджер - умеет анализировать ситуацию и принимать соответствующие решения. Он считает, что для различных процессов и ситуаций существуют свои стратегии и способы их решения.

q процессный менеджер - выполняет свои менеджерские функции на основе универсальных принципов менеджмента. Менеджмент рассматривается им как процесс, состоящий из нескольких функций.

q инновационный менеджер - человек, способный решать необычную экономическую, техническую или другие проблемы.

q глобальный менеджер - имеет международный опыт управления. Основная его деятельность направлена на внешнеэкономические связи. Такой менеджер функционирует на международном рынке.

3. по сфере деятельности в системе управления:

q линейный менеджер - это член организации, который действует на основе принципа единоначалия и отвечает за развитие организации в целом или ее подразделений (директора предприятий, начальники цехов).

q функциональный менеджер - отвечает за определенную сферу в системе управления и возглавляет функциональные подразделения объекта (менеджер по персоналу).

 

Стиль руководства - манера поведения руководства по отношению к подчиненным, позволяющая повлиять на них и побудить их к достижению цели организации. В практике сложилось три стиля руководства:

1. авторитарный. Характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя (военная власть). Такой руководитель не дает подчиненным свободы в принятии решений и может оказать на них психологическое давление.

2. демократический. Характеризуется разделением власти и участием работников в управлении. Ответственность распределяется между работниками. Руководитель избегает навязывания свей воли. Подчиненные пользуются свободой в выполнении заданий.

3. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ. Характеризуется минимальным участием руководителя, т.е. группа имеет полную свободу принимать решения. Т.к. подчиненные имеют полную свободу, этот стиль применим в организациях, где много высоко квалифицированных работников.

Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают особые требования, предъявляемые к менеджерам. В зарубежной и отечественной литературе по проблемам управления приводятся самые различные наборы качеств, необходимых управляющим. Данная проблема всегда была в центре внимания практиков и теоретиков управления. Интересна эволюция взглядов на нее с начала CC в. до настоящего времени. По мнению классика научного менеджмента Ф.У. Тейлора, мастер обязан был обладать такими качествами, как «ум, образование, специальные и технические познания, физическая сила и ловкость, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье».

Руководителям крупных предприятий должно быть присуще, по мнению А.Файоля, следующее:

1. Здоровье и физическая выносливость.

2. Ум и умственная работоспособность.

3. Нравственные качества: сознательная, твердая, упорная воля; активность, энергия, ответственность, чувство долга, забота об общем интересе.

4. Значительный круг общих познаний ¾ эрудиция.

5. Административные способности; дар предвидения и умение разрабатывать программы действий; организаторские качества; распорядительность; искусство управлять людьми, координировать и контролировать их действия.

6. Общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям.

7. Возможно более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии.

В современных условиях к числу важнейших требований к менеджерам любого уровня относятся:

1) Профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области менеджмента;

2) Знание техники и технологии производства в отрасли, к которой принадлежит организация;

3) Осведомленность в теории экономики и права, психологии и педагогики;

4) Владение навыками администрирования, умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения и настойчиво добиваться их исполнения путем воздействия на подчиненных;

5) Чувство нового, способность предвидеть тенденции развития организации и др.

Сегодня все большую роль начинает играть и умение менеджера работать в единой команде. Необходимость эту признают как зарубежные, так и российские специалисты в области управления.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Менеджмент и менеджеры.

2. Назовите особенности труда менеджера.

3. Охарактеризуйте управленческий труд.

4. Классификация менеджеров.

5. Какие факторы влияют на создание имиджа менеджера?

6. Какими качествами должен обладать современный менеджер?

Литература: [6,с.37-47], [7,с.13-19], [8,с.258-262], [12,с.236-251]

Тема 5 ¾ Стратегическое планирование как функция менеджмента

 

Понятие стратегии пришло в теорию и практику менеджмента из военной сферы в 70-х годах XX века.

Стратегия – генеральная программа действий (общий комплексный план) организации, устанавливающий приоритеты проблем, ресурсов и последовательность шагов для обеспечения осуществляемой миссии и достижения стратегических целей организации.

Тактика- краткосрочные планы организации.

Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

Процесс перспективного планирования в современных организациях (предприятиях) включает в себя долгосрочное и стратегическое планирование. Долгосрочное планирование основано на экстраполяции сложившихся тенденций развития, т.е. построение планов осуществляется от прошлого к будущему.

Отличительным принципом стратегического планирования является построение планов от настоящего к будущему. Важное место в нем отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, которые способны изменить сложившиеся тенденции.

Целью стратегического планирования является разработка стратегии.

Стратегия подразделяется на 3 вида:

1. Портфельная (высший уровень стратегии)

2. Деловая (стратегия на уровне отдельных организаций)

3. Функциональная (стратегия на уровне отдельных подразделений организации)

Подробнее о видах стратегии в [8, 17], а также в курсе “Стратегический менеджмент”.

Процесс стратегического планирования может быть представлен в следующем виде:

Рисунок 6 ¾ Процесс стратегического планирования

 
 


Миссия – это основная, общая цель организации, четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Примеры миссий: «Форд» – предоставление людям дешевого транспорта; «IBM» - «IBM» означает надежность. В качестве миссии не принято указывать получение прибыли, т.к. это существенно ограничивает спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития.

Миссия образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по важнейшим функциональным подсистемам организации: маркетинг, основная деятельность, персонал, финансы и т.д.

Классификация целей:

1. По степени важности для организации:

- стратегические;

- тактические.

2. Период времени, необходимый для реализации цели:

- долгосрочные (>5 лет);

- краткосрочные (<1 года);

- среднесрочные (1-5 лет).

3. По содержанию:

- технологические;

- экономические;

- производственные;

- административные;

- маркетинговые;

- научно-технические;

- социальные.

4. По форме выражения цели:

- количественные;

- качественные.

5. По уровню, к которому цели относятся:

- общие;

- специфические цели.

На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задачи боле конкретны и обладают количественными, качественными, пространственными и временными свойствами.

Для систематизации всего многообразия целей организации строят «дерево целей» организации (целевую модель).

 

 

1 Миссия
Общие цели

           
 
   
   
 

 

 


5. Менеджмент
4. Финансы  
2. Производство (основная деятельность)
3. Персонал
1. Маркетинг
...

                       
   
   
     
 
   
           
Специфические цели
 
 


           
     


       
   
 


Задачи исполнителей

Рисунок 7 ¾ “Дерево целей” организации

Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Анализ внешней среды предполагает изучение следующих факторов:

1. экономических;

2. политических;

3. рыночных;

4. технологических;

5. факторов конкуренции;

6. международных;

7. социальных.

Анализ сильных и слабых сторон организации производят по 5 основным направлениям:

1. кадры;

2. организация общего управления;

3. производство;

4. маркетинг;

5. финансы.

Метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды, позволяет установить связи между ними, которые могут быть использованы для формирования стратегии организации.