ТЕМА 4 – Управленческий труд
Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой ¾ содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд ¾ разновидность умственного труда.
Основная цель управления ¾ создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации (предприятия), «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Управление ¾ это, прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.
Информация ¾ специфический объект приложения управленческого труда. Управленческий труд имеет информационную природу. Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Управляющее воздействие на коллективы людей, на их трудовую деятельность - это специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.
Управление ¾ процесс многогранный, неоднозначный. Соответственно, анализ внешней среды и внутренней среды, принятие на этой основе управленческих решений ¾ процедура, зависящая от сложной и подвижной совокупности факторов, постоянно создающей нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, занимающегося данной специфической деятельностью, творческого к ней подхода. Решения, принимаемые управленцами, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личностных качеств, практического опыта, интуиции, здравого смысла.
Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования определяют культуру и эффективность управления.
Охарактеризованные параметры и процесс управленческого труда системно показаны на рисунке 5.
Разделение управленческого труда ¾ объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. Это способствует повышению качества управляющих воздействий.
Классификация менеджеров:
1. по месту в системе управления:
q менеджеры низового звена. Составляют наиболее многочисленную группу руководителей в организации (мастера, бригадиры, инспекторы).
q менеджеры среднего звена (начальники цехов, зав. отделами, директора филиалов). Они контролируют менеджеров низового звена.
q менеджеры высшего звена. Это малочисленная категория (директора, их заместители). Они определяют общее направление развития и функционирования организации в целом и ее составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации. От них зависят цели организации и способы их достижения.
Рисунок 5 ¾ Управленческий труд
2. по методу системы управления:
q системный менеджер - является членом организации и изучает любую организацию как открытую систему, включающую подсистемы.
q ситуационный менеджер - умеет анализировать ситуацию и принимать соответствующие решения. Он считает, что для различных процессов и ситуаций существуют свои стратегии и способы их решения.
q процессный менеджер - выполняет свои менеджерские функции на основе универсальных принципов менеджмента. Менеджмент рассматривается им как процесс, состоящий из нескольких функций.
q инновационный менеджер - человек, способный решать необычную экономическую, техническую или другие проблемы.
q глобальный менеджер - имеет международный опыт управления. Основная его деятельность направлена на внешнеэкономические связи. Такой менеджер функционирует на международном рынке.
3. по сфере деятельности в системе управления:
q линейный менеджер - это член организации, который действует на основе принципа единоначалия и отвечает за развитие организации в целом или ее подразделений (директора предприятий, начальники цехов).
q функциональный менеджер - отвечает за определенную сферу в системе управления и возглавляет функциональные подразделения объекта (менеджер по персоналу).
Стиль руководства - манера поведения руководства по отношению к подчиненным, позволяющая повлиять на них и побудить их к достижению цели организации. В практике сложилось три стиля руководства:
1. авторитарный. Характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя (военная власть). Такой руководитель не дает подчиненным свободы в принятии решений и может оказать на них психологическое давление.
2. демократический. Характеризуется разделением власти и участием работников в управлении. Ответственность распределяется между работниками. Руководитель избегает навязывания свей воли. Подчиненные пользуются свободой в выполнении заданий.
3. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ. Характеризуется минимальным участием руководителя, т.е. группа имеет полную свободу принимать решения. Т.к. подчиненные имеют полную свободу, этот стиль применим в организациях, где много высоко квалифицированных работников.
Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают особые требования, предъявляемые к менеджерам. В зарубежной и отечественной литературе по проблемам управления приводятся самые различные наборы качеств, необходимых управляющим. Данная проблема всегда была в центре внимания практиков и теоретиков управления. Интересна эволюция взглядов на нее с начала CC в. до настоящего времени. По мнению классика научного менеджмента Ф.У. Тейлора, мастер обязан был обладать такими качествами, как «ум, образование, специальные и технические познания, физическая сила и ловкость, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье».
Руководителям крупных предприятий должно быть присуще, по мнению А.Файоля, следующее:
1. Здоровье и физическая выносливость.
2. Ум и умственная работоспособность.
3. Нравственные качества: сознательная, твердая, упорная воля; активность, энергия, ответственность, чувство долга, забота об общем интересе.
4. Значительный круг общих познаний ¾ эрудиция.
5. Административные способности; дар предвидения и умение разрабатывать программы действий; организаторские качества; распорядительность; искусство управлять людьми, координировать и контролировать их действия.
6. Общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям.
7. Возможно более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии.
В современных условиях к числу важнейших требований к менеджерам любого уровня относятся:
1) Профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области менеджмента;
2) Знание техники и технологии производства в отрасли, к которой принадлежит организация;
3) Осведомленность в теории экономики и права, психологии и педагогики;
4) Владение навыками администрирования, умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения и настойчиво добиваться их исполнения путем воздействия на подчиненных;
5) Чувство нового, способность предвидеть тенденции развития организации и др.
Сегодня все большую роль начинает играть и умение менеджера работать в единой команде. Необходимость эту признают как зарубежные, так и российские специалисты в области управления.
Вопросы для самоконтроля.
1. Менеджмент и менеджеры.
2. Назовите особенности труда менеджера.
3. Охарактеризуйте управленческий труд.
4. Классификация менеджеров.
5. Какие факторы влияют на создание имиджа менеджера?
6. Какими качествами должен обладать современный менеджер?
Литература: [6,с.37-47], [7,с.13-19], [8,с.258-262], [12,с.236-251]
Тема 5 ¾ Стратегическое планирование как функция менеджмента
Понятие стратегии пришло в теорию и практику менеджмента из военной сферы в 70-х годах XX века.
Стратегия – генеральная программа действий (общий комплексный план) организации, устанавливающий приоритеты проблем, ресурсов и последовательность шагов для обеспечения осуществляемой миссии и достижения стратегических целей организации.
Тактика- краткосрочные планы организации.
Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Процесс перспективного планирования в современных организациях (предприятиях) включает в себя долгосрочное и стратегическое планирование. Долгосрочное планирование основано на экстраполяции сложившихся тенденций развития, т.е. построение планов осуществляется от прошлого к будущему.
Отличительным принципом стратегического планирования является построение планов от настоящего к будущему. Важное место в нем отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, которые способны изменить сложившиеся тенденции.
Целью стратегического планирования является разработка стратегии.
Стратегия подразделяется на 3 вида:
1. Портфельная (высший уровень стратегии)
2. Деловая (стратегия на уровне отдельных организаций)
3. Функциональная (стратегия на уровне отдельных подразделений организации)
Подробнее о видах стратегии в [8, 17], а также в курсе “Стратегический менеджмент”.
Процесс стратегического планирования может быть представлен в следующем виде:
Рисунок 6 ¾ Процесс стратегического планирования
Миссия – это основная, общая цель организации, четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Примеры миссий: «Форд» – предоставление людям дешевого транспорта; «IBM» - «IBM» означает надежность. В качестве миссии не принято указывать получение прибыли, т.к. это существенно ограничивает спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития.
Миссия образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по важнейшим функциональным подсистемам организации: маркетинг, основная деятельность, персонал, финансы и т.д.
Классификация целей:
1. По степени важности для организации:
- стратегические;
- тактические.
2. Период времени, необходимый для реализации цели:
- долгосрочные (>5 лет);
- краткосрочные (<1 года);
- среднесрочные (1-5 лет).
3. По содержанию:
- технологические;
- экономические;
- производственные;
- административные;
- маркетинговые;
- научно-технические;
- социальные.
4. По форме выражения цели:
- количественные;
- качественные.
5. По уровню, к которому цели относятся:
- общие;
- специфические цели.
На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задачи боле конкретны и обладают количественными, качественными, пространственными и временными свойствами.
Для систематизации всего многообразия целей организации строят «дерево целей» организации (целевую модель).
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
Рисунок 7 ¾ “Дерево целей” организации
Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Анализ внешней среды предполагает изучение следующих факторов:
1. экономических;
2. политических;
3. рыночных;
4. технологических;
5. факторов конкуренции;
6. международных;
7. социальных.
Анализ сильных и слабых сторон организации производят по 5 основным направлениям:
1. кадры;
2. организация общего управления;
3. производство;
4. маркетинг;
5. финансы.
Метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды, позволяет установить связи между ними, которые могут быть использованы для формирования стратегии организации.