ТЕМА 3 – Методология современного менеджмента
В настоящее время к менеджменту применяют следующие научные подходы:
Процессный подход ¾ появился в 20х годах 20 века и существует до настоящего времени. Это первый исторически сложившийся подход. Он был предложен классической административной школой. Этот подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, определяет менеджмент как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации. В соответствии с процессным подходом каждая из управленческих функций тоже является процессом.
Классификация функций. Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления в независимости от особенности той или иной организации. Эти функции называют общими и в их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.
1. Планирование. Предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
2. Организация. Создание определенной структуры объекта из отдельных элементов и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, денежными средствами и др.).
3. Мотивация – это деятельность по изучению совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
4. Контроль- процесс сопоставления результатов с целями.
5. Координация– центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главной задачей координации является достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.
Рисунок 3 ¾ Взаимосвязь функций управления
Все эти функции имеют 2 общие характеристики. Все они требуют принятия решений и для всех из них необходима коммуникация. Эти характеристики называют связующими процессами в менеджменте.
Помимо общих существуют специальные (специфические) функции управления. Специальные функции воздействуют на отдельные стороны деятельности организации и реализуются в функциональных и целевых подсистемах организации (например, перспективное и текущее экономическое планирование, организация основного и вспомогательного производства, управление персоналом, организацией финансовой деятельности и т.д.).
Процессный подход понимает менеджмент как простое одномерное взаимодействие людей в организации и не учитывает влияние на управленческую деятельность внешней среды.
Системный подход ¾появился в 50е годы 20 века и существует в наши дни. Системный подход ¾ это способ мышления по отношению к организации и управлению. Он предполагает исследование объекта анализа как системы, включающей в себя составные компоненты (подсистемы), без которых невозможно функционирование объекта в целом. При анализе рассматриваются внутренние связи между компонентами и внешние связи объекта. Применение системного подхода к менеджменту помогает увидеть организацию в единстве составляющих её частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.
Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из ее элементов.
Признаки системы:
1. сложность объекта и его целостность.
2. способность делиться на подсистемы (это не отделы).
3. быть, как правило, элементом системы более высокого уровня.
4. способность образовывать единство с внешней средой.
Все организации (предприятия, фирмы и т.д.) являются системами.
Системы бывают 2-х видов:
1. Закрытая система - имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от окружающей среды (часы).
2. Открытая система - характеризуется постоянным взаимодействием с внешней средой. Объектами обмена являются энергия, информация, материалы и т.д. Открытая система может приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
Любая организация является открытой системой.
Внешняя окружающая среда
Вход Преобразователь Выход
Рисунок 4 ¾ Модель организации как открытой системы
В любой организации можно выделить систему управления – это совокупность элементов, объединенных информационными связями и процессами, направленным на достижение целей организации.
Система управления включает управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую подсистему (объект управления).
Ситуационный подход ¾появился в 60е годы 20 века, существует в наше время. Он основан на предположении, что в менеджменте организации не существует только одного набора принципов, которые могут быть использованы во всех ситуациях, т.е. отвергаются любые универсальные принципы менеджмента.
Ситуационный подход предполагает, что общий процесс управления одинаков, но специфические приемы, которые руководитель должен использовать для эффективного достижения целей организации значительно варьируются.