Школа человеческих отношений и поведенческих наук(1930- 50 гг., 1950 - по настоящее время)
Вклад школы в развитие менеджмента:
1. Применение приемов управления, межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
В 20 гг. классическим представлением о роли человека в организации стало противопоставляться новое гуманистическое направление. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
Представители: Э.Мэйо, Г.Мюнстерберг, М.Паркер Фоллет
Г. Мюнстерберг (1863-1916) создал первую в мире школу промышленных психологов. С его именем связано возникновение психотехники (включает в себя работу с персоналом – отбор кадров, совместимость и т.д.)
Создателем школы человеческих отношений является Элтон Мэйо (1880 –1949). Основу его концепции положили Хоторнские эксперименты, которые проводились с 1927 по 1939г.г.
Выводы,сделанные Элтоном Мэйо в результатк проведенных исследований:
1. Человек - существо социальное, ему необходимо работать в группе.
2. Руководители должны ориентироваться на людей, а не на продукцию.
3. В группах необходимо создавать соответствующий психологический климат.
Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) – американский социолог, впервые выдвигает идею об участии рабочих в управлении.
М.Паркер Фоллет считала:
1. Что для успешного управления менеджер должен отказаться от формального взаимодействия с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть.
2. Менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с ней.
3. Исследование категорий «власть» и «авторитет» и проблему конфликтов важными для менеджмента.
С конца 50 гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук (бихевиористскую). Главный постулатом школы поведенческих наук является не метод налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.
Представители: Д.Мак Грегор, Фредерик Герцбер, Уильям Оучи и др.
В соответствии с теорией Д.МакГрегора существует 2 типа работников, требующих два типа управления:
1. Теория Х:
- Обычный человек не любит работать, старается ее избегать,
- Так как человек не любит работать его надо принуждать, контролировать, заставлять работать для достижения целей организации.
- Человек предпочитает, чтобы им управляли и старается не брать на себя ответственность.
Теория Х воплощает авторитарный стиль управления.
2. Теория Y:
- Для человека работать так же естественно, как и отдыхать.
- Наиболее важным вознаграждением является удовлетворение потребностей в самовыражении.
- Человек не только готов брать на себя ответственность, но стремится к этому.
Таким образом, теория У - демократический стиль управления.
Американский профессор У.Оучи в 1981 году выдвинул теорию Z и теорию А:
3. Теория Z (японский стиль управления): долгосрочный найм кадров, групповое принятие решений, медленная оценка кадров и их умеренное продвижение, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках.
4. Теория A(американская модель управления): краткосрочный найм, индивидуальное принятие решений, быстрое должностное продвижение, специфический путь повышения квалификации (узкий специалист), внимание к человеку как к исполнителю, но не более того.