Школа человеческих отношений и поведенческих наук(1930- 50 гг., 1950 - по настоящее время)

Вклад школы в развитие менеджмента:

1. Применение приемов управления, межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

В 20 гг. классическим представлением о роли человека в организации стало противопоставляться новое гуманистическое направление. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.

Представители: Э.Мэйо, Г.Мюнстерберг, М.Паркер Фоллет

Г. Мюнстерберг (1863-1916) создал первую в мире школу промышленных психологов. С его именем связано возникновение психотехники (включает в себя работу с персоналом – отбор кадров, совместимость и т.д.)

Создателем школы человеческих отношений является Элтон Мэйо (1880 –1949). Основу его концепции положили Хоторнские эксперименты, которые проводились с 1927 по 1939г.г.

Выводы,сделанные Элтоном Мэйо в результатк проведенных исследований:

1. Человек - существо социальное, ему необходимо работать в группе.

2. Руководители должны ориентироваться на людей, а не на продукцию.

3. В группах необходимо создавать соответствующий психологический климат.

Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) – американский социолог, впервые выдвигает идею об участии рабочих в управлении.

М.Паркер Фоллет считала:

1. Что для успешного управления менеджер должен отказаться от формального взаимодействия с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть.

2. Менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с ней.

3. Исследование категорий «власть» и «авторитет» и проблему конфликтов важными для менеджмента.

С конца 50 гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук (бихевиористскую). Главный постулатом школы поведенческих наук является не метод налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.

Представители: Д.Мак Грегор, Фредерик Герцбер, Уильям Оучи и др.

В соответствии с теорией Д.МакГрегора существует 2 типа работников, требующих два типа управления:

1. Теория Х:

- Обычный человек не любит работать, старается ее избегать,

- Так как человек не любит работать его надо принуждать, контролировать, заставлять работать для достижения целей организации.

- Человек предпочитает, чтобы им управляли и старается не брать на себя ответственность.

Теория Х воплощает авторитарный стиль управления.

2. Теория Y:

- Для человека работать так же естественно, как и отдыхать.

- Наиболее важным вознаграждением является удовлетворение потребностей в самовыражении.

- Человек не только готов брать на себя ответственность, но стремится к этому.

Таким образом, теория У - демократический стиль управления.

Американский профессор У.Оучи в 1981 году выдвинул теорию Z и теорию А:

3. Теория Z (японский стиль управления): долгосрочный найм кадров, групповое принятие решений, медленная оценка кадров и их умеренное продвижение, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках.

4. Теория A(американская модель управления): краткосрочный найм, индивидуальное принятие решений, быстрое должностное продвижение, специфический путь повышения квалификации (узкий специалист), внимание к человеку как к исполнителю, но не более того.