Подходы к определению менеджмента.

 
 

Наиболее часто используемые при определении менеджмента подходы представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Наиболее важные подходы к определению понятия «менеджмент»

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Процесс менеджмента предполагает выполнения функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Часто менеджмент отождествляют с категорий людей (менеджерами), работа которых состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они составляют орган (аппарат) управления.

В конце 19 – начале 20 в. менеджмент выделился в самостоятельную область знания (науку), имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-экономические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней или внутренней среды. Люди - главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

В современных условиях понятие «менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности.

Несмотря на то, что значение русского слова «управление» и английского «менеджмент» близки, их нельзя трактовать однозначно – следует учитывать макро- и микроэкономические подходы, принципы и методы хозяйствования.

Термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. применяется к различным сферам и видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.

Менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики.

Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:

- ориентация на человека;

- ориентация на потребителя;

- полная ориентация на рынок;

- постоянное совершенствование системы управления организацией.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности в деятельности организации путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.

В соответствии с этим можно выделить задачи менеджмента:

- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой зарплаты;

- постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация работы всех подразделений;

- определение конкретных целей развития организации;

- разработка стратегии развития организации и т.д.;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения и т.д.

Принципы менеджмента – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы современного менеджмента:

1. принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, оптимального распределения полномочий, при принятии управленческих решений.

2. принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении

3. принцип научной обоснованности управления

4. принцип плановости

5. принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

6. принцип мотивации

7. принцип демократизации управления.

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением (менеджерами).

Менеджер -это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Особенности управленческого труда:

1. труд менеджера носит преимущественно умственный и творческий характер.

2. у менеджеров особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают различные решения.

3. результат деятельности менеджеров оценивается по достижению поставленных целей.

В соответствии с современной системой взглядов на менеджмент суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций (видов деятельности), среди которых выделяют следующие:

1. Стратегическая. Устанавливает на основе анализа цели организации, координирует процесс разработки стратегии и составления планов.

2. Экспертно-инновационная. При ее реализации менеджер направляет разработку и внедрение новых видов продукции, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею.

3. Административная.

- контрольная подфункция. Оценка промежуточных и конечных результатов и проведение необходимой корректировки.

- организационная подфункция. Создание необходимых условий деятельности.

- направляющая подфункция. Координация непосредственной работы людей.

- кадровая подфункция. Организация подбора, ориентации, обучения и развития персонала.

- стимулирующая подфункция. Предполагает действия, направленные на убеждение исполнителей, поощрение за успешную работу и наказание.

4. Коммуникационная. Проведение совещаний, прием посетителей, распределение информации, проведение переговоров, деловое представительство.

5. Социальная. Руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, поддерживает существующие традиции и создает новые.

Американский теоретик в области менеджмента Г. Минцберг выделил 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления менеджеры принимают на себя в разной степени.

Роли менеджера:

1. межличностные роли:

- «главный руководитель»;

- «лидер»;

- «связующее звено»;

2. информационные роли:

- «приемник информации»;

- «распространитель информации»;

- «представитель»;

3. роли, связанные с принятием решений:

- «предприниматель» (поиск возможностей, новаторство);

- «устраняющий нарушения»;

- «распределитель ресурсов»;

- «ведущий переговоры».

Классификация ролей менеджера дает представление о работе руководителя.

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организациям, появилось в конце 50-х годов. Современные изменения во внешнем мире заставляют менеджеров обратить на внешнюю среду больше внимания, чем когда-либо.

 

Внешняя среда косвенного воздействия
  Внешняя среда прямого воздействия  
Политика Правовые факторы Физико-географические факторы Акционеры Поставщики Торговые организации Профсоюзы Внутренняя среда организации: цели структура ресурсы организационная культура Потребители Конкуренты Местные сообщества Экономика Социально-культурные факторы Технология
  Правительственные органы  
         

Рисунок 2 – Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

 

Внешняя среда организации - совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента.

Внешняя среда прямого воздействия - это все организации и люди, которые связаны с данной организацией в силу выполняемых ею целей и задач.

Внешняя среда косвенного воздействия - это факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на текущую деятельность организации, предопределяют важнейшие решения принимаемые ее менеджментом. Главная роль принадлежит экономическим, правовым, экологическим, техническим и другим факторам и переменным.

Свойства внешней среды:

- взаимосвязанность факторов внешней среды;

- сложность внешней среды;

- подвижность внешней среды;

- неопределенность внешней среды.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Особое место здесь занимает организационная культура, человеческие ресурсы, цели и организационная структура.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем заключаются экономические основы менеджмента?

2. В чем различие управления и менеджмента?

3. Раскройте понятие менеджмента как типа рыночного управления.

4. Охарактеризуйте менеджмент как науку и искусство.

5. Раскройте цели и задачи современного менеджмента.

6. Принципы менеджмента.

7. Охарактеризуйте основные функции менеджмента.

8. Роль менеджера в организации.

9. Факторы внешней среды организации и их влияние на управление.

10. Факторы внутренней среды организации и их влияние на управление.

Литература: [4, с.10-25], [6, с.13-27], [7, с.10-19], [8, с.8-11, 48-55, 75-79]

ТЕМА 2 ¾ Развитие взглядов на менеджмент

История возникновения и развития управления насчитывает около 7 тысячелетий и 5 управленческих революций.

Первая революция – 5-ое тысячелетие до н.э. в Шумере зародилась письменность, что привело к образованию слоя жрецов-«бизнесменов», связанных с торговыми операциями, ведущие деловую переписку, коммерческие расчеты и т.д. Первую управленческую революцию называют религиозно-коммерческой.

Вторая революция– деятельность вавилонского царя Хаммурапи (1790-1750 г до н.э.), который издал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за работу. Это была "светско-административная" революция.

Третья революция -"производственно-строительная", была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства (600 г. до н.э.).

Четвертая революция (XVII в) – зарождение капитализма и начало индустриального развития европейской цивилизации. Результат: отделение менеджмента от собственности и зарождение профессионального управления.

Пятая революция (конец XIХв. - начало ХХв.) - "бюрократическая". Результат: формирование крупных иерархических структур; разделение управленческого труда: введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственностей менеджеров.

Основное свое развитие менеджмент как наука получил в 20 веке, когда появились и развивались четыре школы менеджмента и три научных подхода.

 

Таблица 1 – Эволюция управленческой мысли

Основные направления научной мысли – школы и подходы Временной период
20-е годы CC в. 30-е годы CC в. 40-е годы CC в. 50-е годы CC в. 60-е годы CC в. 70-е годы CC в. Наст. время
Школа научного управления                
Классическая (административная) школа                
Школа человеческих отношений                
Школа поведенческих наук                
Количествен- ная школа                
Процессный подход                
Системный подход                
Ситуационный подход и новые подходы                

Школа научного управления (кон. XIXв. ¾ 20-е гг. XXв.)

Вклад школы в развитие менеджмента:

1. Использование научного анализа для определения научных способов выполнения задачи.

2. Отбор работников лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.

3. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

4. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Основоположник: Фредерик Тейлор(1856–1915г.г.) "Принципы научного управления" (1911 г.) Другими представителями данной школы являются: Ф. и Л.Гилбрет, Г.Эммерсон, Г.Форд.

 

Основные принципы научного управления:

1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д.

2. Абсолютное следование разработанным стандартам.

3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу.

4. Оплата по результатам труда.

5. Использование функциональных менеджеров: осуществляющих контроль по специализированным направлениям.

6. Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.

 

Классическая школа управления(1920 ¾ 1950 гг.)

Вклад школы в развитие менеджмента:

1. Развитие принципов управления

2. Описание функций управления

3. Систематизированный подход управления всей организацией.

Основоположник: Анри Файоль (1841-1925). В 1916 году вышла его книга «Общее и промышленное управление».

Заслуга Файоля в том, что он выделил управление как самостоятельный вид деятельности. Деятельность по управлению включает в себя 5 обязательных функций: планирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль.

Файоль разработал 14 принципов управления, от которых зависит успех организации: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство действий; подчиненность личностных интересов; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух.