Подходы к определению менеджмента.
Наиболее часто используемые при определении менеджмента подходы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Наиболее важные подходы к определению понятия «менеджмент»
Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Процесс менеджмента предполагает выполнения функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.
Часто менеджмент отождествляют с категорий людей (менеджерами), работа которых состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они составляют орган (аппарат) управления.
В конце 19 – начале 20 в. менеджмент выделился в самостоятельную область знания (науку), имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-экономические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней или внутренней среды. Люди - главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.
В современных условиях понятие «менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности.
Несмотря на то, что значение русского слова «управление» и английского «менеджмент» близки, их нельзя трактовать однозначно – следует учитывать макро- и микроэкономические подходы, принципы и методы хозяйствования.
Термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. применяется к различным сферам и видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.
Менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики.
Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:
- ориентация на человека;
- ориентация на потребителя;
- полная ориентация на рынок;
- постоянное совершенствование системы управления организацией.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности в деятельности организации путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.
В соответствии с этим можно выделить задачи менеджмента:
- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой зарплаты;
- постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация работы всех подразделений;
- определение конкретных целей развития организации;
- разработка стратегии развития организации и т.д.;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения и т.д.
Принципы менеджмента – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы современного менеджмента:
1. принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, оптимального распределения полномочий, при принятии управленческих решений.
2. принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении
3. принцип научной обоснованности управления
4. принцип плановости
5. принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.
6. принцип мотивации
7. принцип демократизации управления.
Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением (менеджерами).
Менеджер -это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Особенности управленческого труда:
1. труд менеджера носит преимущественно умственный и творческий характер.
2. у менеджеров особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают различные решения.
3. результат деятельности менеджеров оценивается по достижению поставленных целей.
В соответствии с современной системой взглядов на менеджмент суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций (видов деятельности), среди которых выделяют следующие:
1. Стратегическая. Устанавливает на основе анализа цели организации, координирует процесс разработки стратегии и составления планов.
2. Экспертно-инновационная. При ее реализации менеджер направляет разработку и внедрение новых видов продукции, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею.
3. Административная.
- контрольная подфункция. Оценка промежуточных и конечных результатов и проведение необходимой корректировки.
- организационная подфункция. Создание необходимых условий деятельности.
- направляющая подфункция. Координация непосредственной работы людей.
- кадровая подфункция. Организация подбора, ориентации, обучения и развития персонала.
- стимулирующая подфункция. Предполагает действия, направленные на убеждение исполнителей, поощрение за успешную работу и наказание.
4. Коммуникационная. Проведение совещаний, прием посетителей, распределение информации, проведение переговоров, деловое представительство.
5. Социальная. Руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, поддерживает существующие традиции и создает новые.
Американский теоретик в области менеджмента Г. Минцберг выделил 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления менеджеры принимают на себя в разной степени.
Роли менеджера:
1. межличностные роли:
- «главный руководитель»;
- «лидер»;
- «связующее звено»;
2. информационные роли:
- «приемник информации»;
- «распространитель информации»;
- «представитель»;
3. роли, связанные с принятием решений:
- «предприниматель» (поиск возможностей, новаторство);
- «устраняющий нарушения»;
- «распределитель ресурсов»;
- «ведущий переговоры».
Классификация ролей менеджера дает представление о работе руководителя.
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организациям, появилось в конце 50-х годов. Современные изменения во внешнем мире заставляют менеджеров обратить на внешнюю среду больше внимания, чем когда-либо.
Внешняя среда косвенного воздействия | ||||
Внешняя среда прямого воздействия | ||||
Политика Правовые факторы Физико-географические факторы | Акционеры Поставщики Торговые организации Профсоюзы | Внутренняя среда организации: цели структура ресурсы организационная культура | Потребители Конкуренты Местные сообщества | Экономика Социально-культурные факторы Технология |
Правительственные органы | ||||
Рисунок 2 – Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации
Внешняя среда организации - совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента.
Внешняя среда прямого воздействия - это все организации и люди, которые связаны с данной организацией в силу выполняемых ею целей и задач.
Внешняя среда косвенного воздействия - это факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на текущую деятельность организации, предопределяют важнейшие решения принимаемые ее менеджментом. Главная роль принадлежит экономическим, правовым, экологическим, техническим и другим факторам и переменным.
Свойства внешней среды:
- взаимосвязанность факторов внешней среды;
- сложность внешней среды;
- подвижность внешней среды;
- неопределенность внешней среды.
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Особое место здесь занимает организационная культура, человеческие ресурсы, цели и организационная структура.
Вопросы для самоконтроля.
1. В чем заключаются экономические основы менеджмента?
2. В чем различие управления и менеджмента?
3. Раскройте понятие менеджмента как типа рыночного управления.
4. Охарактеризуйте менеджмент как науку и искусство.
5. Раскройте цели и задачи современного менеджмента.
6. Принципы менеджмента.
7. Охарактеризуйте основные функции менеджмента.
8. Роль менеджера в организации.
9. Факторы внешней среды организации и их влияние на управление.
10. Факторы внутренней среды организации и их влияние на управление.
Литература: [4, с.10-25], [6, с.13-27], [7, с.10-19], [8, с.8-11, 48-55, 75-79]
ТЕМА 2 ¾ Развитие взглядов на менеджмент
История возникновения и развития управления насчитывает около 7 тысячелетий и 5 управленческих революций.
Первая революция – 5-ое тысячелетие до н.э. в Шумере зародилась письменность, что привело к образованию слоя жрецов-«бизнесменов», связанных с торговыми операциями, ведущие деловую переписку, коммерческие расчеты и т.д. Первую управленческую революцию называют религиозно-коммерческой.
Вторая революция– деятельность вавилонского царя Хаммурапи (1790-1750 г до н.э.), который издал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за работу. Это была "светско-административная" революция.
Третья революция -"производственно-строительная", была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства (600 г. до н.э.).
Четвертая революция (XVII в) – зарождение капитализма и начало индустриального развития европейской цивилизации. Результат: отделение менеджмента от собственности и зарождение профессионального управления.
Пятая революция (конец XIХв. - начало ХХв.) - "бюрократическая". Результат: формирование крупных иерархических структур; разделение управленческого труда: введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственностей менеджеров.
Основное свое развитие менеджмент как наука получил в 20 веке, когда появились и развивались четыре школы менеджмента и три научных подхода.
Таблица 1 – Эволюция управленческой мысли
Основные направления научной мысли – школы и подходы | Временной период | |||||||
20-е годы CC в. | 30-е годы CC в. | 40-е годы CC в. | 50-е годы CC в. | 60-е годы CC в. | 70-е годы CC в. | Наст. время | ||
Школа научного управления | ||||||||
Классическая (административная) школа | ||||||||
Школа человеческих отношений | ||||||||
Школа поведенческих наук | ||||||||
Количествен- ная школа | ||||||||
Процессный подход | ||||||||
Системный подход | ||||||||
Ситуационный подход и новые подходы |
Школа научного управления (кон. XIXв. ¾ 20-е гг. XXв.)
Вклад школы в развитие менеджмента:
1. Использование научного анализа для определения научных способов выполнения задачи.
2. Отбор работников лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.
3. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
4. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Основоположник: Фредерик Тейлор(1856–1915г.г.) "Принципы научного управления" (1911 г.) Другими представителями данной школы являются: Ф. и Л.Гилбрет, Г.Эммерсон, Г.Форд.
Основные принципы научного управления:
1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д.
2. Абсолютное следование разработанным стандартам.
3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу.
4. Оплата по результатам труда.
5. Использование функциональных менеджеров: осуществляющих контроль по специализированным направлениям.
6. Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.
Классическая школа управления(1920 ¾ 1950 гг.)
Вклад школы в развитие менеджмента:
1. Развитие принципов управления
2. Описание функций управления
3. Систематизированный подход управления всей организацией.
Основоположник: Анри Файоль (1841-1925). В 1916 году вышла его книга «Общее и промышленное управление».
Заслуга Файоля в том, что он выделил управление как самостоятельный вид деятельности. Деятельность по управлению включает в себя 5 обязательных функций: планирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль.
Файоль разработал 14 принципов управления, от которых зависит успех организации: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство действий; подчиненность личностных интересов; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух.