ТЕМА 1.3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Основные правила технической эксплуатации воздушных судов
При технической эксплуатации ВС необходимо:
· соблюдать эксплуатационные ограничения, установленные нормативными документами для ВС, двигателей и комплектующих изделий, в том числе - по режимам работы АТ в полете и на земле;
· своевременно, в полном объеме и правильно выполнять работы при ТО и хранении;
· применять при ТО средства контроля и наземного обслуживания, приспособления и маркированный инструмент, предусмотренные ЭД,прошедшие метрологические поверки (испытания);
· использовать ГСМ, спецжидкости, газы, расходные материалы, предусмотренные к применению на ВС данного типа;
· соблюдать правила контровки разъемных соединений предохраняющей детали от, самопроизвольного открытия, отворачивания и выпадания;
· предохранять ВС от повреждений при запуске и опробовании двигателей, демонтажно-монтажных работах, буксировке и загрузке (разгрузке), от столкновения с препятствиями;
· использовать для взлета и посадки, руления и стоянки ВС только предназначенные и пригодные для этих целей искусственные и грунтовые полосы, дорожки, площадки;
· содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению комплекты аварийно- спасательного оборудования (АСО), осуществлять ТО бортового АСО и имущества ВС в соответствии с требованиями типовой ЭД, документов ГОУВТ и авиапредприятия;
· не допускать изменения положения ВС на стоянке и выключения электропитания с момента включения инерциальной системы до перевода ее в рабочий режим;
· предохранять ВС от разрушительного воздействия среды (снега, льда, воды, пыли и др.).
По окончании работ на ВС исполнители обязаны тщательно проверять, не остались ли на месте выполнения задания (в отсеках, люках, воздухозаборных устройствах, кабинах) детали, инструмент, другие посторонние предметы.
При техническом обслуживании ВС конкретного типа допускается использовать только исправные, отвечающие требованиям соответствующей ЭД, спецмашины, источники энергии, грузоподъемные механизмы, подогреватели, другие СНО общего применения. Порядок подтверждения исправности указанных средств определяется авиапредприятием.
Инженерно-технический персонал обязан (соответственно установленному авиапредприятием распределению служебных функций и компетенции) контролировать использование СНО общего применения, задействованных для технического обслуживания АТ, не допускать к ТО воздушных судов спецмашины, не укомплектованные штатными средствами заземления и пожаротушения, принимать оперативные меры по ликвидации возможных аварийных ситуаций, связанных с ненормальной работой средств наземного обслуживания.
При стоянке ВС продолжительностью более 2 ч (если иное не указано в ЭД конкретного типа ВС), а при дожде, снегопаде, метели, тумане, пыльной буре - независимо от продолжительности стоянки, на заборники воздуха, приемники систем полного и статического давления, другие системы ВС необходимо устанавливать предусмотренные ЭД защитные устройства.
Указанные защитные устройства должны быть окрашены в красный цвет и иметь красные мягкие вымпелы (в целях предотвращения вылета ВС с установленными защитными устройствами). На ВС, где места установки защитных устройств окрашены в красный (оранжевый) цвет, защитные устройства должны иметь черный цвет.
Защитные устройства, снимаемые с ВС на время полета и ТО, хранят в местах, обеспечивающих их сохранность и исправность.
Как особый случай, требующий санкции старших должностных лиц ИАС авиапредприятия, допускается перестановка изделий с одного ВС на другое. При этом должна применяться принятая в установленном порядке технология производства конкретных работ, обеспечиваться разработанная в деталях их организация. .Целесообразность перестановок и процедура принятия соответствующих решений определяются авиапредприятием.
Установку на ВС модернизированных или новых типов комплектующих изделий, выполнение доработок, а также изменения конструкции АТ производят по бюллетеням, введенным в действие ГОУВТ. Монтаж на ВС дополнительного (нештатного) оборудования выполняют в соответствии с утвержденной ГОУВТ документацией на производство этих работ.
Эксплуатация дополнительного оборудования, устанавливаемого на ВС, производится в соответствии с ЭД на это оборудование и осуществляется специалистами организации-заказчика. Специалисты АТБ обязаны контролировать и готовить места на борту ВС (двигателе), предназначенные для установки оборудования, дополнительных бортовых и межблочных электросетей, внешних устройств, средств защиты и включения (отключения).
Техническое обслуживание элементов планера, силовой установки, АиРЭО, входящих в одну функциональную систему ВС, возлагают на соответствующих специалистов АТБ. Организация ТО таких систем (комплектующих изделий) специалистами, распределение их функций и обязанностей, ответственности за техническое состояние системы и ее элементов - определяются авиапредприятием.
В целях безопасности на ВС при его ТО бортовая сеть ВС должна быть обесточена в следующих случаях:
при выполнении на ВС демонтажных и монтажных работ по АиРЭО;
при осмотрах и проверках распределительных устройств (коробок);
при восстановительных работах в электроцепях и бортовой кислородной системе;
при выполнении работ на ВС с использованием огнеопасных материалов;
при снаряжении (расснаряжении) устройств пиротехническими средствами.
В указанных случаях в кабине экипажа, у выключателей аэродромного и аварийного электропитания, а также у разъемов подключения наземных источников электроэнергии вывешивают предупреждающие вымпелы с текстом «ПОД ТОК НЕ ВКЛЮЧАТЬ, ИДУТ РАБОТЫ». Предупреждающие вымпелы с текстом «НЕ ВКЛЮЧАТЬ (НЕ ТРОГАТЬ), ИДУТ РАБОТЫ» вывешивают также на органах управления ВС и его системах, когда в соответствующей системе снято комплектующее изделие или деталь (кроме снимаемых для проверки при периодическом ТО воздушного судна), или выполняются работы по их демонтажу (монтажу) и регулировке.
Снимать вымпел имеет право исполнитель, его установивший, а при сдаче судна с незаконченным ТО другой смене - должностное лицо, ответственное за продолжение работ.
Общие правила технического обслуживания планера, двигателя, авиационного и радиоэлектронного оборудования
В целях сохранения аэродинамических качеств планера необходимо:
следить за правильным прилеганием элементов поверхностей управления крыла, дверей, створок, обтекателей, форточек, крышек люков;
своевременно устранять ослабление креплений деталей на внешних поверхностях, деформации, царапины, трещины на силовых элементах и обшивке;
содержать в исправном состоянии лакокрасочные покрытия обшивки;
своевременно очищать поверхности планера от загрязнений, не допускать перемещения жестких и грязных предметов (в т. ч. - хождения в жесткой, грязной обуви) по крылу, фюзеляжу, оперению, размещения на них изделий, деталей, инструмента и оборудования без мягких подкладок;
при удалении льда предохранять обшивку от повреждений.
Для зон конструкции ВС и оборудования, подверженным коррозионным повреждениям (детали, узлы и изделия гидросамолетов и ВС, используемых для авиахим. работ, а также элементы конструкции и оборудование в зонах размещения аккумуляторных батарей, санитарных узлов и буфетов, в местах скопления конденсационной влаги, дождевой воды, ГСМ, спецжидкостей, химикатов, пыли и грязи, контакта разнородных металлов, металла с гигроскопическими материалами) должны предусматриваться (в т. ч. - в ЭД) и осуществляться (в т. ч. - в процессе эксплуатации) меры противокоррозионной защиты.
В целях предупреждения нарушения работоспособности бортовых систем из-за воздействия на них влаги и спецжидкостей необходимо контролировать герметичность соединений планера и систем, содержащих жидкости, своевременно закрывать форточки, двери, крышки люков, проверять исправность дренажных устройств, удалять влагу из мест ее скопления.
Перед мойкой ВС и удалением льда обливом на заборные. выхлопные (выходные) устройства, приемники давления воздуха устанавливают заглушки (надевают чехлы). При мойке не допускают попадания жидкости в указанные устройства, на изделия АиРЭО и электрические разъемы. Если такое оборудование подвергалось воздействию жидкости, оно подлежит осмотру и проверке.
При демонтажно-монтажных работах и производстве ТО обеспечивают:
применение защитных мер, исключающих попадание воды, пыли, грязи, мелких деталей, других посторонних предметов в открытые полости и на разъемы, изделия и трубопроводы систем планера, двигателей, АиРЭО;
хранение снимаемых мелких деталей в специально предназначенных для этого ящиках (сумках);
транспортировку изделий с применением специализированных средств, защищающих изделия от повреждений, ударов и тряски;
соблюдение установленных стандартов конфигурации и взаимного расположения объектов монтажа, их крепления, контровки, отбортовки, металлизации, герметичности;
проверку работоспособности и правильности функционирования установленных изделий, а также систем, в которых они смонтированы;
установку на ВС деталей, изделий, оборудования, соответствующих данному типу (серии), имеющих необходимую сопроводительную документацию или маркировку, проверенных и подготовленных к монтажу;
исключение повторного использования деталей одноразового применения (прокладки, шплинты и др.);
поддержание установленной соответствующей документацией окраски и маркировки деталей, трубопроводов, шлангов, баллонов, баков систем планера и двигателя, изоляторов антенных устройств, их обтекателей и антенн радиолокаторов;
контроль качества выполненных работ в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. •
При техническом обслуживании систем и оборудования ВС необходимо:
контролировать состояние и монтаж изделий, узлов, коммуникаций и деталей, герметичность их конструкции и соединений, чистоту дренажных выводов;
производить заправку систем топливом, маслом и спецжидкостями, зарядку газами, с проверкой соответствия заправляемых продуктов установленным стандартам;
проверять работоспособность и правильность функционирования систем и изделий, их фильтро-элементы, контрольно-диагностические устройства и комплексы;
осуществлять контроль подвижных сочленений и требуемую их смазку.
При техническом обслуживании АиРЭО необходимо:
обеспечить меры предосторожности, предупреждающие вредное воздействие на людей излучения высокой частоты;
после выполнения работ за приборными досками проверять работоспособность анероидно-мембранных приборов, герметичность систем полного и статического давления, не допуская нарушения установленных ЭД требований к изменению давления в трубопроводах систем в ходе проверки;
при продувке трубопроводов систем полного и статического давления отсоединить от них все приборы и устройства, изолировать концы электропроводов, закрывать клеммные колодки, распределительные устройства;
устанавливать предохранители, АЭС в электрических цепях только на силу тока, предусмотренную электросхемой;
снимать с изделий упаковку и предохранительные устройства только непосредственно перед установкой их на ВС или перед проверкой;
не допускать изгибов гибких валиков радиусом менее 150 мм;
обеспечивать своевременную проверку, и испытания баллонов (кислородные баллоны, в которых давление снижено до атмосферного, допускают к последующей эксплуатации после двух-трехкратной промывки кислородом и последующей зарядки до рабочего давления. При неиспользовании кислорода, находящегося в системе и переносных баллонах в течение 6 месяцев, производят их перезарядку);
сращивать поврежденные провода электрической сети только горячей пайкой (без применения кислот) или соединять под давлением. Сращивание нескольких проводов в одном сечении не допускается. Замену участков электропроводов сети (цепи) выполнять только из целых проводов того же типа. Площадь сечения нового провода должна быть равна площади сечения заменяемого, как исключение, допускается использование провода ближайшей большей площади сечения;
транспортировку пиротехнических средств (пиропатронов, детонаторов, светосигнальных ракет) осуществлять в металлической таре, оборудованной гнездами, исключающими соударения средств и накол их капсюлей;
после демонтажно-монтажных и восстановительных работ в электроцепях управления электромеханизмами триммеров (триммерного эффекта) и полетных загружателей, рулевых машин автопилота и их тросовой проводки правильность функционирования указанных устройств проверять совместно со специалистами по обслуживанию планера;
ремонт изделий АиРЭО и проверку их на соответствие НТП производить при наличии утвержденной документации, проверочных установок, КПА, инструмента и подготовленных специалистов;
контроль работоспособности и соответствия НТП систем и приборов, имеющих гироскопические устройства, осуществлять после установленного для них времени прогрева;
геодезические отметки координат местоположения и азимута для подготовки инерционных систем определять на стоянке ВС;
обеспечивать укомплектованность ВС достаточным для выполнения задания количеством расходуемого носителя информации бортовых регистраторов;
учет времени использования (остатка) носителя информации (для бортовых регистраторов полетной информации с ограниченным запасом носителя) вести в бортовом журнале.
Порядок возврата неиспользованного носителя информации бортового регистратора определяется авиапредприятием.
При техническом обслуживании АиРЭО запрещается:
· включать бортовую сеть или электропитание системы при наличии предупреждающего вымпела;
· включать и выключать источники электроэнергии и проверять электрооборудование в процессе заправки или слива топлива;
· выключать электропитание мембранно-анероидных трубопроводах разрежения или избыточного давления;
· присоединять и рассоединять штепсельные разъемы источников аэродромного электропитания под нагрузкой;
· использовать бортовые аккумуляторные батареи, имеющие заряд менее установленного ЭД, совместное хранение, обслуживание и зарядку кислотных и щелочных аккумуляторных батарей;
· хранить исправные батареи на судне при низких температурах окружающего воздуха сверх установленного ЭД времени;
· вносить изменения в схему соединений оборудования и заменять аппаратуру, приборы, их детали и электропроводку одного типа (марки) на изделия другого типа (марки, модификации), если это не предусмотрено эксплуатационной документацией;
· изменять площадь сечения перемычек металлизации, длину компенсационных проводов термометров, нарушать прибортовку жгутов, допускать касание проводов с деталями изделий, имеющих высокую температуру;
· устанавливать на электрические машины щетки, не соответствующие требованиям ЭД;
· хранить приборы и изделия вместе с кислотами, щелочами и другими химикатами;
· работать с кислородным оборудованием без принятия мер, исключающих его контакт с энергоактивными средствами, масложировыми веществами, кислотами, другими газами;
· применять при ТО изделий кислородной системы отличающиеся от указанных в ЭД инструмент, припои и смазки, отсоединять зарядные шланги до стравливания из них кислорода;
· хранить баллоны, заряженные кислородом, вместе использовать наждачную бумагу для чистки контакторов, коллекторов, а также для притирки щеток;
· крепить жгуты электропроводки к трубопроводам кислородной, топливной, масляной, гидравлической и других систем;
· паять провода в отсеках, где расположены топливные баки, и в местах, где только что проводилась промывка горючими жидкостями;
· подключать под один контактный болт более трех проводов, а также провода, значительно отличающиеся по площади сечения;
· применять мегаомметры для проверки оборудования, в цепях которого имеются конденсаторы (во избежание их пробоя);
· устанавливать на ВС неопломбированные лентопротяжные механизмы (накопители, запасные кассеты) бортовых регистраторов полетной информации.