ТЕМА 1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТРАСЛИ

Основные задачи ИАС

 

Инженерно-авиационная служба (ИАС) гражданской авиации решает большой комплекс организационных и технических задач, направленных на обеспечение максимальной эффективности использования летательных аппаратов, высокой их надежности, безопасности и регулярности полетов, а также высокого уровня ис­правности.

Основными задачами, которые призвана решать ИАС, являются:

1. Целесообразное планирование использования летательных аппаратов и производственной деятельности АТБ, обеспечивающее бесперебойное выполнение плановых заданий летной работы, пла­номерную отработку ресурсов летательных аппаратов, ритмичную работу подразделений АТБ, планомерную отправку авиационной техники в ремонтные 'предприятия, максимальный налет и наибо­лее рациональное применение летательных аппаратов. С этой целью ИАС тщательно разрабатывает годовые графики отхода авиационной техники в ремонт, квартальные, двухнедельные и суточные планы использования летательных аппаратов и работы производственных подразделений АТБ.

2. Непрерывное совершенствование организации технического обслуживания и ремонта летательных аппаратов. Эта работа на­правлена на сокращение простоев летательных аппаратов на техническом обслуживании и в ремонте, на повышение качества и снижение себестоимости выполняемых работ, на повышение культуры производства. С этой целью ИАС изучает и обобщает передовой опыт эксплуатационных предприятий, результаты выполненных научных работ, организует рационализаторскую и изобретательскую работу, разрабатывает планы и осуществляет внедрение мероприятий по научной организации труда.

3. К числу наиболее важных мероприятий, проводимых ИАС, относятся: совершенствование ее организационной структуры, переработка регламентов технического обслуживания с целью сокращения объема работ и увеличения периодичности их выполнения; внедрение поэтапного метода и бездефектной системы технического обслуживания, исследования по применению метода техниче­ского обслуживания и ремонта авиационной техники по состоянию, внедрению новых средств механизации и автоматизации про­изводственных процессов; совершенствование системы управления производством с применением автоматизированных систем управления (АСУ) и др.

4. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению летных происшествий, предпосылок к ним и нарушений регулярности полетов по причинам отказов и неисправностей авиационной техники или неправильной ее эксплуатации.

5. Обеспечение безопасности полетов является одной из важнейших задач ИАС. Решение ее достигается прежде всего высоким уровнем организации и качества работы по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, глубоким анализом причин отказов и неисправностей, разработкой и осуществлением эф­фективных профилактических мероприятий, системой контроля качества подготовки летательных аппаратов к полету, высоким уровнем технической подготовки летного и инженерно-технического состава, а также хорошо поставленной воспитательной работой среди личного состава предприятий.

6. Инженерно-авиационная служба систематически анализирует состояние авиационной техники, выявляет и изучает конструктивно-производственные недостатки, ведет учет отказов и неисправностей, разрабатывает требования к промышленности (ОКБ) и организует доработки по устранению выявленных конструктив­ных недостатков по бюллетеням ОКБ. Эта работа способствует по­вышению надежности, улучшению эксплуатационно-ремонтной технологичности, дальнейшему совершенствованию авиационной техники.

7. Обеспечение технически грамотной эксплуатации летательных аппаратов в полете. Это означает: выбор оптимальных режимов работы силовых установок, систем и агрегатов и технически правильное их использование на различных режимах полета; достижение максимальной экономической эффективности каждого рейса; умение своевременно и правильно использовать дублирующие системы и приборы при выходе из строя основных. Решение этой задачи достигается высоким уровнем технической подготовки летного состава, умением правильно производить расчеты полетов и выбирать наиболее оптимальные режимы полета; участием инженерного состава в подготовке летных экипажей к полету, а также высоким качеством подготовки авиационной техники к полету. Организация технической учебы и контроля уровня технической подготовки летного и инженерно-технического состава. Высокий уровень технической подготовки летного и инженерно- технического состава является одним из важнейших условий успешной работы эксплуатационных предприятий. В связи с этим установлен порядок допуска летного и инженерно-технического состава к полетам и выполнению работ по техническому обслуживанию летательных аппаратов. Весь летный и инженерно-технический состав допускается к полетам и работам на авиационной технике лишь при наличии специальных удостоверений, в которых указывается, что его владелец изучил конкретную авиационную технику с последующим прохождением стажировки в установленном порядке в эксплуатационных предприятиях.

8. При обслуживании авиационной техники предусматриваются два вида допуска: допуск к самостоятельной работе и допуск под контролем лиц, допущенных к самостоятельной работе. Но независимо от проведения указанных мероприятий ИАС эксплуатационных предприятий в целях повышения квалификации организует техническую учебу с летным и инженерно-техническим составом по наиболее актуальным для данного предприятия вопросам эксплуатации авиационной техники (изучение новых руководящих документов, обобщение опыта эксплуатации, изучение причин летных происшествий и т. п.). Повышению квалификации способствуют также регулярные технические разборы, периодически проводимые технические конференции, дни качества, кратковременные сборы руководящего состава ИАС и др.

9. Организация технического нормирования, в том числе разработка норм трудоемкости технического обслуживания летательных аппаратов, расхода технического имущества, уточнение перечней оборудования, одиночных и групповых комплектов наземного оборудования и запасных частей. Наличие таких нормативов позволяет правильно осуществлять планирование производственной деятельности АТБ и обоснованно давать заявки в органы снабжения.

10. Обеспечение своевременной передачи авиационной техники в ремонт и получение ее из ремонтных предприятий. Авиационная техника передается в ремонт согласно утвержденному графику и договору, заключенному между эксплуатационным и ремонтным предприятиями.

11. Организация материально-технического обеспечения. ИАС эксплуатационных предприятий производит необходимые расчеты и своевременно подает заявки в органы снабжения на потребное авиационное техническое имущество, поддерживает контакт с органами снабжения с целью своевременной реализации заявок и бесперебойного пополнения неснижаемых запасов в расходной кладовой.

12. Ведение учета и отчетности о наличии и состоянии парка летательных аппаратов и работе АТБ. ИАС эксплуатационных предприятий в установленном порядке ведет учет и представляет в вышестоящие инстанции отчетность о наличии и состоянии авиационной техники, доработках по бюллетеням, расходе агрегатов, запасных частей и материалов на техническое обслуживание и др. Для ведения учета и отчетности имеются установленные фор­мы и положения, а также табели срочных донесений.

Обеспечение высокого уровня политико-морального состояния и производственной дисциплины инженерно-технического состава и рабочих. Эта работа является повседневной и многогранной. В ней участвует весь руководящий инженерно-технический состав, общественные организации.

 

Организационная структура ИАС

 

Центральным органом, осуществляющим общее руководство и определяющим единую техническую политику, является Главное управление эксплуатации и ремонта авиационной техники Министерства гражданской авиации (ГУЭРАТ МГА). Все указания и распоряжения ГУЭРАТ МГА по вопросам технической эксплуатации авиационной техники являются обязательными к выполнению во всех эксплуатационных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях гражданской авиации. ГУЭРАТ МГА возглавляется начальником управления, подчинен­ного заместителю министра гражданской авиации.

В управлениях гражданской авиации инженерно-авиационная служба возглавляется главными инженерами, которые являются заместителями начальников управления по ИАС. Главный инженер управления с помощью аппарата, состоящего из заместителей, инженеров по специальностям и технического отдела, осуществляет руководство ИАС эксплуатационных предприятий, входящих в состав управления. Численность и организационная структура аппарата ИАС управления определяется объемом производственной работы предприятий, входящих в состав управления.

В эксплуатационных предприятиях за основу организационной структуры ИАС приняты АТБ, производственная деятельность которых определяется Положением об авиационно-технических базах. В связи с тем что объем и характер летной работы в эксп­луатационных предприятиях различных классов неодинаковы, а следовательно, неодинаковы и объемы работ АТБ, последние подразделяются на пять. При меньшем объеме работы создается АТБ пятой группы, но с уменьшенной штатной численностью инженерно-технического состава.

АТБ всех пяти групп сохраняют в основном одну и ту же типовую структуру, а отличаются главным образом численностью личного состава. В соответствии с Положением о социалистическом государственном производственном предприятии окончательная структура и численность личного состава АТБ, а также распределение функций по отделам устанавливается непосредственно в эксплуатационных предприятиях с учетом объема работ, количества типов летательных аппаратов, территориального размещения и других местных условий. Однотипность организационных форм АТБ создает более благоприятные условия для руководства, планирования и учета работы ИАС различных эксплуатационных предприятий.

Структура инженерно-авиационной службы в приписных аэропортах, имеющих собственный парк летательных аппаратов, строится, как и в предприятиях основного базирования, по принципу преимущественного использования типовой структуры пятой группы. В приписных аэропортах, не имеющих собственного парка, создаются цехи, смены и бригады оперативного обслуживания летательных аппаратов. Общее руководство организацией технического обслуживания авиационной техники в приписных аэропортах и на оперативных аэродромах возлагается на начальника АТБ основного базирования и его заместителя по авиации МВЛ и ПАНХ.

 

Типовая структура АТБ, задачи цехов и отделов

 

Авиационно-техническая база является составной частью эксплуатационного предприятия (рис. 1.3). Ее производственная деятельность организуется в соответствии с планами этого предприятия на основе внутреннего хозяйственного расчета. Здесь в вязи с однотипностью баз рассматривается организационная структура и назначения отдельных подразделений на примере АТБ первой группы.

Авиационно-техническая база возглавляется начальником, который осуществляет руководство всей производственной деятельностью базы. Он непосредственно подчинен командиру объединенного авиационного отряда и является его заместителем по инженерно-авиационной службе. Начальнику АТБ непосредственно подчинены главный инженер, являющийся его заместителем, заместитель по авиации МВЛ и ПАНХ и начальник отдела технического контроля (ОТК). Ему также подчинены бухгалтерия, планово-экономический отдел (старший инженер-экономист), отдел (группа) кадров, старший инженер (инженер) по охране труда и технике безопасности и начальник административно-хозяйственного отдела (комендант).

Основными производственными структурными подразделениями АТБ являются: цех (цехи) периодического технического обслуживания; цех (цехи) оперативного технического обслуживания; цех (участок) текущего ремонта; цех (участок) лабораторных проверок и ремонта спецоборудования; цех (участок) обслуживания бытового оборудования; цех (участок) подготовки производства. Кроме того, в состав АТБ входят: отдел технического контроля, технолого-конструкторское бюро (технический отдел), производственно-диспетчерский отдел, отдел главного механика, нормативно-исследовательская группа, группа обслуживания тормозных парашютов, группа расшифровки записи режимов полета.

Цех (цехи) периодического технического обслуживания летательных аппаратов производит техническое обслуживание по периодическим (трудоемким) формам регламентных работ, замену двигателей и доработки по бюллетеням. В крупных АТБ (с большим объемом работы) при наличии нескольких типов летательных аппаратов может создаваться не один, а два-три цеха. При малом объеме работ вместо цеха создается участок, что может иметь место в АТБ второй и третьей групп и, как правило, имеет место в АТБ четвертой группы.

Цех возглавляет начальник, который непосредственно подчинен главному инженеру АТБ :(рис. 1.4).

 

Рис.1.3. Типовая структура АТБ

 

Рис. 1.4. Организационная структура цеха (Периодического технического обслуживания летательных аппаратов)

 

В целях улучшения качества подготовки авиационной техники к полету и повышения производительности труда цех может подразделяться на участки с более узкой специализацией, например, по типам летательных аппаратов. Участки возглавляют начальники, подчиненные непосредственно начальнику цеха. Каждый цех (участок) работает посменно. Количество смен определяется объемом и условиями работы. Смена состоит из нескольких специализированных бригад, выполняющих работы по техническому обслуживанию лишь вполне определенных систем и агрегатов. Такие бригады могут создаваться по техническому обслуживанию планера, силовых установок, органов управления, шасси, высотного и бытового обо­рудования, гидравлических систем, электрооборудования, приборов, радиооборудования. Работой личного состава смены руководит начальник (инженер) смены.

Специализация бригад способствует повышению производительности труда, улучшению качества выполняемых работ и более рациональному использованию применяемого оборудования. Бригады возглавляются опытными техниками-бригадирами.

Цех (цехи) оперативного технического обслуживания производит обслуживание летательных аппаратов по следующим формам (для Ми-8МТВ):

· Работы по встрече - ВС;

· Работы по обеспечению столики - ОС;

· Работы по обеспечен вылета - ОВ ;

· Работы по осмотру и обслуживанию – формы ОВ-1, А1, А-2, Б.

Эти формы обслуживания сравнительно нетрудоемки, и их принято называть оперативными. В аэропортах с большим объемом работ и наличием нескольких типов летательных аппаратов может создаваться два-три цеха оперативного обслуживания, а в аэропортах с малым объемом работ вместо цеха создается участок оперативного обслуживания.

Цех оперативного обслуживания возглавляет начальник, кото­рый непосредственно подчинен главному инженеру АТБ. Этот цех, как и цех периодического обслуживания, подразделяется на участки, смены и бригады, количество которых в каждом эксплуатационном предприятии определяется производственной необходимостью и местными условиями. Но так как объем работ по оперативным формам технического обслуживания невелик, то на каждый летательный аппарат назначается одна комплексная бригада технического состава, включающая различных специалистов.

Руководство работой личного состава смены осуществляют начальник смены, сменные инженеры, техники-бригадиры. Эти же должностные лица и инженер ОТК контролируют качество подготовки летательных аппаратов к полету.

Цех (участок) лабораторных проверок и ремонта специального оборудования. В эксплуатационных предприятиях первого и второго классов значительная часть инженерно-технического состава, обслуживающего специальное оборудование, входит непосредственно в состав цехов периодического и оперативного технического обслуживания. В каждом из них работу указанных спе­циалистов возглавляют старшие инженеры по специальному оборудованию. Остальная часть инженерно-технического состава этих специальностей работает в цехе (участке) лабораторных проверок и ремонта специального оборудования. Работа этого состава возглавляется начальником цеха (участка). Руководство всей службой специального оборудования осуществляет заместитель главного. инженера по специальному оборудованию.

Цех (участок) включает: участки (группы) радио-, радиолокационного и электрооборудования, а также приборного оборудования и аккумуляторно-зарядную станцию.

Работы выполняются под руководством старших инженеров (инженеров) соответствующих специальностей.

В эксплуатационных предприятиях 3-го и 4-го классов с меньшим объемом работы весь инженерно-технический состав службы специального оборудования находится в одном цехе (участке) специального оборудовании: этот цех (участок) обеспечивает своими специалистами работу цехов (участков) технического обслуживания летательных аппаратов, а также лабораторные проверки и ремонт специального оборудования.

Цех (участок) текущего ремонта летательных аппаратов выполняет слесарно-механические, жестяно-медницкие, сварочные, клепальные, столярные, малярные и другие ремонтные работы. Кроме того, он производит ремонт оборотного фонда агрегатов и запасных частей. Все работы цех выполняет по заказам начальни­ков цехов, участков, смен и производственно-технического отдела.

Цех состоит из производственных групп (бригад), которые подразделяются на смены. Количество их определяет начальник АТБ в зависимости от объема и условий работы. Цех возглавляет начальник, подчиненный непосредственно главному инженеру базы. Контроль качества выполняемых работ осуществляют заказчики и мастера ОТК.

Цех (участок) обслуживания бытового оборудования выполняет весь комплекс работ по внутренней уборке пассажирских и служебных кабин, туалетных комнат, по уходу за всем бытовым оборудованием. Он также обеспечивает хранение, стирку, чистку и ремонт снятого с летательных аппаратов бытового оборудования и инвентаря.

Цех (участок) возглавляет начальник (мастер), подчиненный непосредственно главному инженеру базы. Работой руководят мастера (бригадиры), которые в оперативном отношении подчинены начальникам смен, осуществляющим руководство всем составом смены по подготовке летательных аппаратов к полету.

Цех (участок) подготовки производства призван обеспечить бесперебойную работу производственных подразделений АТБ. В расходной кладовой этого цеха поддерживается неснижаемый запас материалов и инструментов. Личный состав цеха оформляет и передает в ремонт снятые с летательных аппаратов двигатели, агрегаты и оборудование, а также принимает отремонтированную авиационную технику, ведет учет расходуемого авиационного имущества, комплектовку агрегатов, обеспечивает доставку к рабочим местам цеха периодического технического обслуживания агрега­тов, оборудования, запасных частей и расходных материалов.

Цех (участок) подготовки производства возглавляет начальник (старший инженер), подчиняющийся непосредственно главному инженеру базы, а в оперативном отношении - начальнику производственно-диспетчерского отдела.

Отдел технического контроля осуществляет контроль качества технического обслуживания и текущего ремонта летательных аппаратов и их специального оборудования. В функции ОТК также входят: анализ причин и предупреждение отказов и неисправностей авиационной техники; контроль выполнения требований наставлений, инструкций, приказов, указаний и других официальных документов; разработка мероприятий по предупреждению брака; проверка состояния и хранения контрольно-измерительной аппаратуры, приспособлений и средств механизации; ведение учета и отчетности по отказам и неисправностям авиационной техники, а также контроль и учет выполнения разовых осмотров и конструктивных доработок. ОТК определяет соответствие материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, применяемых при техническом обслуживании, техническим условиям; разрабатывает и внедряет новые методы контроля состояния авиационной технику.

В целях повышения качества работ по техническому обслуживанию ОТК ежемесячно издает бюллетень качества, в котором освещаются недостатки, выявленные при техническом обслуживании. Этому же посвящаются и периодически проводимые конференции по качеству технического обслуживания летательных аппаратов.

В состав отдела входят инженеры и техники по разным специальностям, которые закрепляются за цехами и сменами и работают по их графикам. В оперативном отношении инженеры ОТК подчинены начальникам смен. Однако действия сотрудников ОТК не зависят от администрации цехов и участков; их распоряжения по вопросам технического контроля могут быть отменены лишь начальником ОТК или начальником АТБ.

Производственно-диспетчерский отдел осуществляет перепективное и оперативное планирование использования летательных аппаратов; планирование отхода авиационной техники на техническое обслуживание и в ремонт; планирует и организует разовые осмотры, доработки и переоборудование летательных аппаратов; разрабатывает диспетчерские графики и сменно-суточные задания цехам (участкам, сменам, бригадам) и централизованно управляет процессами выполнения работ по техническому обслуживанию летательных аппаратов и подготовке производства; ведет учет летательных аппаратов и двигателей, эксплуатационную техническую документацию, отчетность и техническую статистику.

Для решения указанных задач в ПДО имеются три группы: оперативно-календарного планирования, учета работы авиационной техники и диспетчерская. Отдел возглавляет начальник, подчиненный непосредственно главному инженеру АТБ.

Группа оперативно-календарного планирования разрабатывает все перечисленные выше сменно-суточные задания цехам (участкам, сменам) и диспетчерские почасовые гра­фики периодического технического обслуживания.

Группа учета авиационной техники ведет учет налета и работы летательных аппаратов и двигателей, оформляет техническую документацию, заполняет формуляры и паспорта.

Она ведет дела на летательные аппараты, базирующиеся в данном аэропорту, составляет по данным учета и наработки авиационной техники месячные и квартальные отчеты.

Диспетчерская группа контролирует и учитывает по­ступление летательных аппаратов на техническое обслуживание, ведет учет выполнения работ по техническому обслуживанию путем отметки на диспетчерском графике. Принимает диспетчерской сводки о состоянии летательных аппаратов, проходящих техническое обслуживание, а также сведения о недостающих деталях, агрегатах и материалах, принимает поступающие их цехов (участков, смен) требования об оказании помощи, сигналы о неполадках и перебоях в работе для принятия необходимых мер. Она принимает оформленные карты-наряды на техническое обслуживание, после чего сообщает в центральную диспетчерскую аэропорта о готовности летательного аппарата к полету.

Технолого-конструкторское бюро (технический отдел) призвано изучать и обобщать опыт работы АТБ по техническому обслуживанию, разрабатывать рекомендации по изменению регламентов и технологических указаний. Кроме того, на технолого-конструкторское бюро (ТКБ) возлагается контроль за общим техническим состоянием летательных аппаратов; организация передачи летательных аппаратов в ремонт и приемки их из ремонта; учет отказов и неисправностей и разработка мероприятий по их предупреждению; ведение рекламационной работы, технической информации, а также альбомов (карт прочности) силовых элементов летательных аппаратов; внедрение инструментальных методов контроля технического состояния авиационной техники; организация рационализаторской и изобретательской работы и технического учета.

Технолого-конструкторские бюро создаются приказами МГА. Бюро (технический отдел) возглавляет начальник, который подчинен непосредственно главному инженеру. ТКБ выполняет работу, связанную с переработкой регламентов и технологических указаний лишь по определенным типам летательных аппаратов, исполь­зуя при этом опыт работы и материалы других предприятий, эксплуатирующих аналогичную авиационную технику. В связи с этим АТБ, в составе которых имеются ТКБ, называются ведущими по соответствующим типам летательных аппаратов.

Во всех других эксплуатационных предприятиях, где ТКБ не предусмотрены, создаются технические отделы, которые выполняют те же функции, что и ТКБ, но в более ограниченных пределах и только для своего предприятия.

Для выполнения указанного объема работы ТКБ (технический отдел) имеет в своем составе: группу ведущих инженеров по определенным типам летательных аппаратов; технологическую и конструкторскую группы; техническую лабораторию, оснащенную современной контрольно-измерительной аппаратурой; группы на­дежности и технической информации, а также лабораторию светокопии и фотографии, инженеров по технической учебе, рацио­нализации и изобретательству, 'технический архив и библиотеку.

Отдел главного механика обеспечивает: механизацию трудоемких процессов технического обслуживания и подготовки авиационной техники к полету, техническую и энергетическую оснастку производственных помещений и участков, производство сжатых газов, ремонт и профилактику наземного оборудования, изготовление нестандартного оборудования и средств малой механизации.

Для выполнения этих задач отдел главного механика в своем составе имеет: группу ремонта и изготовления оборудования, электрогруппу, группы сантехники и теплотехники, подъемно-транспортного оборудования и станцию сжатых газов.

Отдел возглавляет главный механик, который подчинен главному инженеру АТБ.

Нормативно-исследовательская группа создается для проведения хронометражных и других исследований рабочих процессов в цехах (участках) АТБ с целью разработки технически обоснованных норм времени и материальных затрат на выполнение работ по различным видам технического обслуживания и текущего ре­монта. Эта группа осуществляет свою деятельность на основании тематического плана, утвержденного Министерством гражданской авиации, а также заданий начальника или главного инженера АТБ. Группу возглавляет начальник, подчиненный главному инженеру.

Группа обслуживания тормозных парашютов организуется в тех АТБ, где эксплуатируют летательные аппараты, торможение которых предусмотрено тормозными парашютами. Личный состав группы производит уборку использованных парашютов, обслуживание, сушку и укладку их в контейнерах летательных аппаратов. Группа отвечает также за состояние и готовность к использованию плавучих средств.

Группа расшифровки записей режимов полета. В связи с установкой на летательные аппараты аппаратуры для записи параметров режимов полета в крупных аэропортах в составе АТБ созданы группы инженерно-технического состава для расшифровки записей контролируемых параметров и ухода за этой аппаратурой.