ТЕМА 1.1. АВИАЦИОННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

ВВЕДЕНИЕ

 

В выполнении задач, стоящих перед гражданской авиацией, важное место принадлежит инженерно-авиационной службе (ИАС), основным назначением которой является решение комплекса задач технической эксплуатации летательных аппаратов и обеспечение технического прогресса в авиации.

Под технической эксплуатацией летательных аппарате принято понимать комплексную систему инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих наиболее эффективное использование возможностей летательных аппаратов, высокую их надежность и безопасность полетов, минимальные простои при техническом обслуживании и ремонте, а также высокий процент исправности и готовности к полету и снижение себестоимости технического обслуживания.

Техническая эксплуатация включает: техническое обслуживание и подготовку летательных аппаратов к полету; обеспечение технически грамотной с максимальной экономической эффективностью эксплуатации авиационной техники в полете; научно-исследовательские работы, направленные на совершенствование организационных форм и методов технической эксплуатации летательных аппаратов.

Наряду с решением задач в области технической эксплуатации летательных аппаратов ИАС гражданской авиации принимает непосредственное участие в со­вершенствовании авиационной техники и прежде всего в повышении ее надежности и улучшении эксплуатационно-ремонтной технологичности. Эта работа проводится путем разработки и предъявления требования к ОКБ на летательные аппараты, участия в доводке повой техники на стадии приема в эксплуатацию и в процессе эксплуатации. ИАС призвана также совершенствовать организационные формы и методы технического обслуживания и подготовки летательных аппаратов к полету, внедрять новые средства механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствовать управление производством.

Курс технической эксплуатации летательных аппаратов является специальной научной дисциплиной широкого профиля, завершающей формирование будущего авиаспециалиста. Он базируется на знании у обучающихся предшествующих спе­циальных. Эти дисциплины находят в курсе технической эксплуатации свое логическое воплощение.

 

ТЕМА 1.1. АВИАЦИОННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

Интенсивное развитие авиации обусловливает разработку методов комплексной оценки ВС на безопасность на всем пути его создания и эксплуатации, которые позволили бы количественно оценить степень влияния на безопасность полетов различных факторов. Для этой оценки необходимо прежде всего рассмотреть структуру и характеристики АТС.

Структурно АТС включает следующие элементы (рис. 1.1): экипаж, ВС, систему летной и технической эксплуатации, систему обеспечения полетов, систему УВД. Применяя далее системный подход к рассмотрению проблемы безопасности полетов, отдельные элементы АТС или их сочетание, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельную систему, например «Экипаж - ВС» («Э - ВС»),

В течение всего времени полета в тесной взаимосвязи с системой «Э- ВС»,

Рис.1.1. Структура авиационно-транспортной системы

 

Техническая сложность современной АТС, многочисленность личного состава служб, участвующих в организации, подготовке, выполнении и обеспечении полетов, эксплуатация самолетов в широком диапазоне погодных и климатических условий порождают многообразие факторов, влияющих на конечный исход полета.

При рассмотрении влияния этих факторов на безопасность полетов в АТС необходимо познакомиться с понятием «авиационная эргономика».

 

Понятия об авиационной эргономике

 

Это научная дисциплина, объектом исследования которой является эргатическая система «Оператор - машина - среда». Под понятием «оператор» понимается действующее лицо, вовлеченное в управление самолетом с его системами. Понятием «машина» определяются устройства, предназначенные для преобразования информации, энергии, вещества. Понятие «среда» включает все внешнее окружение, воздействующее на оператора и машину. Среда - это микроклимат, световой и цветовой кли­мат, внешняя информация и др.

Эргономика рассматривает во взаимосвязи технические объекты и психофизиологические возможности человека- оператора, управляющего системой. Таким образом, авиационная эргономика - это специфическая ветвь кибернетики, изучающая общие принципы, процессы и законы управления в эргатических системах в целях наиболее эффективного построения и применения этих систем.

Главная цель авиационной эргономики - научное обоснование и выработка для конструкторов, проектировщиков, технологов, организаторов производства и эксплуатационников рекомендаций по созданию и применению оптимальных эргатических систем, исходя из технических требований на систему.

 

Факторы, влияющие на безопасность полетов

 

АТС может рассматриваться как сложная система, каждый элемент (подсистема) которой включает машинные и человеческие звенья, то есть является типичной человеко-машинной подсистемой с ее специфическими свойствами. Практически для всех элементов АТС могут быть названы общие факторы, определяющие надежность функционирования этих элементов, а следовательно, и влияющие на безопасность полетов. К ним относятся:

· уровень технической оснащенности подсистемы (службы); функциональная эффективность технических средств; надежность технических средств;

· уровень организации функционирования подсистемы (службы) ;

· профессиональная подготовка операторов; уровень дисциплины операторов; психофизиологическое состояние операторов; уровень контроля качества функционирования элементов и системы (службы) в целом.

Многочисленную совокупность факторов, влияющих на безопасность полетов, можно представить тремя группами: технические, человеческие ивнесистемные.

Эти факторы, соответственно, определяются надежностью или отказами авиационной техники, ошибками авиационного персонала и неблагоприятными внешними условиями полета.

Все подсистемы АТС вносят определенный вклад в обеспечение безопасности полетов. Но вместе с тем в этом обеспечении нужно учитывать особую, определяющую роль подсистемы «Э - ВС». Это обусловлено тем, что, во-первых, эта подсистема непосредственно выполняет полет и она самая сложная из всех подсистем в техническом отношении; во-вторых, все остальные подсистемы (службы) в своем влиянии на безопасность полетов опосредствованы действиями летного экипажа.

Вторую группу системных факторов - человеческие - можно определить как нарушения, ошибочные действия или бездействие лиц, связанных с организацией, подготовкой, выполнением и обеспечением полетов. В таком понимании эти небла­гоприятные факторы выступают как следствие вполне конкретных причин, заложенных в индивидуальных характеристиках людей. Применительно к подсистеме «Э - ВС», в соответствии с общей схемой подхода к установлению факторов, в качестве этих причин рассматриваются такие, которые определяют возможности членов экипажа успешно управлять ВС, а именно - профессиональный уровень, психофизиологическое состояние, дисциплинированность, личные качества членов экипажа.

К внесистемным факторам - факторам внешней среды - относятся такие, которые не зависят от внутренних свойств АТС. К ним можно отнести:

· сильный ветер, гроза, кучево-дождевая облачность, град, туман, пыльная буря, интенсивное обледенение самолета, атмосферная турбулентность и др.;

· наличие в воздушном пространстве (зоне, где осуществляются полеты) птиц, радиозондов, летательных аппаратов, других инородных тел, создающих опасность столкновения с ними.

К внесистемным факторам также относятся факторы, природа которых не установлена.

Следует отметить, что во многих случаях выделить строго, где виновата техника, провоцирующая ошибки человека, а где виноват сам человек, не представляется возможным. Поэтому все авиационные происшествия, произошедшие из-за ошибок, часто квалифицируются по категории человеческого фактора, то есть часть вины с техники человек берет на себя.

Авиационное происшествие происходит, как правило, в результате возникновения в полете нескольких неблагоприятных факторов, последовательно усложняющих ситуацию и приводящих в конечном счете к потере ВС с гибелью или без гибели людей, то есть к катастрофе или аварии.

Таким образом, авиационное происшествие является в большинстве своем сложным событием, то есть чаще всего оно возникает не по простейшей схеме: причина - следствие, а является замыкающим событием в цепочке причинно-следственных связей.

Нормирование летной годности