Бензин. Основные характеристики и марки. Антидетонационные добавки

 

Одной из наиболее важных характеристик бензина как топлива является его детонационная стойкость: чем выше детонационная стойкость бензина, тем эффективнее работа двигателя. Известно, что с увеличением степени сжатия (отношение полного объема цилиндра двигателя к объему камеры сгорания горючей смеси) повышаются мощность и коэффициент полезного действия двигателя. Однако при определенной степени сжатия нарушается нормальное горение топлива и наступает детонационное горение, которое резко повышает скорость распространения фронта пламени в цилиндре двигателя (от 25—35 м/с до 1500—2000 м/с) и вызывает взрыв горючей смеси. Образующаяся при этом взрывная волна, ударяясь о стенки поршня и цилиндра, создает вибрацию и стук, вызывает неполное сгорание топлива, снижение мощности и преждевременный износ и разрушение основных деталей двигателя. Для различных бензинов, детонация наступает при различных степенях сжатия Основная причина детонации—образование в горючей смеси активных пероксидов, представляющих собой продукты окисления углеводородов. Как наиболее легкие фракции нефти бензины обладают повышенной склонностью к детонационному сгоранию в цилиндре двигателя. Поэтому, чтобы исключить детонацию, необходимо применять только те марки бензинов, которые рекомендуются заводами изготовителями автомобилей для конкретных видов двигателей.

Способность топлива противостоять детанационному сгоранию называется детонационной стойкостью и характеризуется октановым числом. Чем выше октановое число, тем больше может быть сжата в цилиндре горючая смесь. В основу оценки антидетонационных свойств бензинов положен принцип сравнения испытуемого топлива со смесями эталонных образцов, октановое число которых известно. В качестве эталонного топлива принята смесь двух углеводородов: изооктана (С8Н12), обладающего высокими антидетонационными свойствами, и нормального гептана (С7Н15), который легко детонирует. Октановым числом называется условная единица, численно равная проценту (по объему) озооктана в смеси, состоящей из изооктана и нормального гептана и равноценная по своим антидетонационным свойствам данному топливу. Октановое число изооктана принято за 100, а нормального г е п т ана—за 0. Так, если бензин детонирует при работе как смесь, состоящая из 80% изооктана и 20% нормального гептана, то октановое число этого бензина равно 80

Октановое число определяют моторным и исследовательским методами на специальных установках, оборудованных типовыми одноцилиндровыми двигателями. Однако испытания моторным методом проводятся более продолжительно и в более напряженных режимах работы двигателя. Поэтому октановое число, полученное моторным методом, обычно несколько выше, чем исследовательским. Эта разница называется чувствительностью бензина. Для повышения детонационной стойкости в топливо добавляют специальные вещества, называемые антидетонаторами.

Антидетонационная марганцесодержащая добавка “АМД”

Добавка АМД предназначена для увеличения детонационной стойкости автомобильных бензинов и улучшения их эксплуатационных и экологических свойств.

Применение добавки АМД позволяет повышать октановую характеристику моторных топлив и вырабатывать автомобильные бензины марки АИ-80 из прямогонных бензиновых фракции, АИ-92 из АИ- 80, АИ-95 из АИ-92 и АИ-98 из АИ-95.

Вовлечение добавки АМД в количестве 2% массы в эталонную смесь изооктана и нормального гептана, взятых в соотношении 70:30 по объему, обеспечивает прирост октанового числа не менее чем на 14 единиц по моторному методу. При этом содержание марганца в готовом продукте не превышает 50 мг на литр топлива.

Вовлечение добавки АМД в количестве 2% массы обеспечивает антидетонационный эффект, эквивалентный более чем 3% N-метиланилина, 20% толуола или МТБЭ.

По согласованию с потребителем добавка АМД может содержать моющий компонент, эффективно удаляющий смолы, органические осадки и отложения, возникающие в процессе предпламенного термического окисления и в фазе активного сгорания углеводородов топлива.

Рекомендуемая норма введения: 0,5-2% массы (5-20 кг на тонну топлива).

Для производства товарных бензинов АИ-95 из АИ-92 и АИ-98 из АИ-95 рекомендуется вовлечение добавки АМД в количестве 0,5-0,6% массы в зависимости от углеводородного состава и октановой характеристики исходного бензина. При этом содержание марганца в готовом продукте не превышает 15 мг на литр топлива.

Продукт выпускается серийно в соответствии с СТО 85660206-002-2012.

Антидетонационная марганцесодержащая добавка “АМД+”

Добавка АМД+ предназначена для увеличения детонационной стойкости автомобильных бензинов и улучшения их эксплуатационных и экологических свойств. Применение добавки АМД+ позволяет повышать октановую характеристику моторного топлива и вырабатывать автомобильные бензины марки АИ-80 из прямогонных бензиновых фракции, АИ-92 из АИ- 80, АИ-95 из АИ-92 и АИ-98 из АИ-95.

Вовлечение добавки АМД+ в количестве 1% массы в эталонную смесь изооктана и нормального гептана, взятых в соотношении 70:30 по объему, обеспечивает прирост октанового числа не менее чем на 12 единиц по моторному методу, что эквивалентно эффекту от применения ксилола, толуола или МТБЭ в количестве более 20% массы.

По согласованию с потребителем добавка АМД+ может содержать антиокислитель, препятствующий окислению продукта при длительном хранении, а также моющий компонент, эффективно удаляющий смолы, органические осадки и отложения, возникающие в процессе предпламенного термического окисления и в фазе активного сгорания углеводородов топлива.

Рекомендуемая норма введения: 0,15-1% массы (1,5-10 кг на тонну топлива).

Для производства товарных бензинов АИ-95 из АИ-92 и АИ-98 из АИ-95 рекомендуется вовлечение добавки АМД+ в количестве 0,15-0,25% массы в зависимости от углеводородного состава и октановой характеристики исходного бензина.

Продукт выпускается серийно в соответствии с СТО 85660206-002-2012.

Продукт относится к 6 классу опасности (подкласс 6.1) по ГОСТ 19433-88.