Безопасность жизнедеятельности человека — важнейшая задача человеческой цивилизации

 

 

 
 

 

I. Опасность есть объективным необходимым условием развития природы и эволюции человечества.

II. Опасность создается особыми свойствами материальных объектов, явлений и информации, которые несовместимые с характеристиками человека.

 
 

 

1. Любая деятельность человека есть потенциально опасной.

2. Безопасность — состояние деятельности человека, за которой с определенной достоверностью исключенная возможность причинения вреда его здоровью.

3. БЖД изучает явления, объекты, процессы из позиции их оптимизации за параметрами безопасности.

4. Управление безопасностью, разработка правил и рекомендаций базируется на основе знания законов, принципов и методов обеспечения безопасности.

5. Цель БЖД — обеспечение оптимальных условий жизни для каждого человека в отдельности и человечества в целом.

3. НАУКИ, НА КОТОРЫХ БАЗИРУЕТСЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

“Безопасность жизнедеятельности”, как наука, синтезирует достижения целого ряда наук и есть комплексной, интегральной дисциплиной.

 
 

 

Важное место в курсе БЖД належит охране труда, которая представляет собой систему, которая действует на основе соответствующих законодательных и социально-экономических, организационных, технических, гигиеничных и лечебно-профилактических мероприятий и средств, выполнение которых обеспечивает безопасность, сохранение здоровья и трудоспособность человека в процессе труда.

Вопрос окружающей среды рассматривают экология и социоэкология - науки о взаимоотношение человечества и естественной среды. Рациональное решение экологических проблем возможное лишь за оптимального взаимодействия природы и общества, которое обеспечивает с одного стороны дальнейшее развитие общества, а с второго - сохранение и поддержания природы.

Гражданская оборона есть составной частью общегосударственных мероприятий, которые осуществляются для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Эргономика изучает человека и ее деятельность, которая связанная с использованием технических средств. Основным объектом исследования эргономики есть система “человек-машина”. Целью эргономики, как науки, есть оптимизация системы “человек-машина” с учетом естественных возможностей и особенностей работающего человека.

За своими задачами и методами близко к эргономике стоит инженерная психология, которая изучает информационное взаимодействие между человеком и машиной.

Физиология труда - наука, которая изучает функционирования человеческого организма во время трудовой деятельности.

Психология труда - область психологии, которая рассматривает психофизические аспекты трудовой деятельности, взаимосвязи личности с условиями, процессом и средствами труда.

Гигиена - область медицины, которая изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека, разрабатывает меры по профилактике заболеваний, рекомендации относительно обеспечения оптимальных условий существования, сохранение здоровья и продолжительности жизнь.

Деятельность человека имеет общественный характер, поэтому социология и социальная психология есть составными науки о БЖД человека.

Система управления БЖД базируется на достижениях кибернетики, научной организации труда и производства, экономических и других наук.

4. ТЕОРИЯ ОПАСНОСТИ И РИСКА

 

Опасность – явления, информация, процессы, объекты, которые могут послужить причиной нежелательных следствий.

 

Задачей БЖД есть изучения всех возможных потенциальных опасностей и обеспечение таких условий, при которых они не реализуются.

 
 

 

 


 

Скрытая (потенциальная) опасность проявляется за определенных, часто тяжелопредвиденных условий и реализуется в форме чрезвычайных ситуаций, заболеваний или травм людей.

Таксономия опасностей — классификация и систематизация явлений, процессов, информации, объектов, которые способные нанести ущерб.

Опасности классифицируют за:

b происхождением; b сферой проявления; b локализацией; b вредом; b следствиями; b временами проявление; b структурой; b характером действия на человека.

Идентификация опасностей — выявления типа опасности и установления ее характеристик, необходимых для разработки мероприятий по ее устранению илиd ликвидации последствий.

Номенклатура опасностей - перечень названий, сроков, систематизированных за отдельными признаками.

Квантификация опасностей - введения количественных характеристик для оценки степени (уровня) опасности. Наиболее распространенной количественной оценкой опасности есть степень риска.

Количественная оценка опасности называется риском

Риск — это отношения числа тех или других фактических проявлений опасности к их возможному теоретическому числу за определенный период времени.

 

Риск — частота реализации опасности.

Риск есть спутником любой активной деятельности человека. Необходимо различать правомерный, допустимый риск, который есть оправданным при многих видах деятельности, и неправомерный риск.

 

 
 

 

 


Методы определения риска:

Ø инженерный — опирается на статистику, расчеты частоты проявление опасностей, вероятностный анализ безопасности и на построение "деревьев" опасностей;

Ø модельный — базируется на построении моделей влияния опасностей как на отдельного человека так и на социальные, профессиональные группы;

Ø экспертный — за ним вероятность разных событий определяется опытными специалистами-экспертами;

Ø социологический(социометричная оценка) — базируется на опрашивании населения и работников.

! Данные методы целесообразно использовать комплексно.

 

За статистическим методом риск исчисляется по формуле:

 

где R – риск за определенный период времени,

n – количество фактических проявлений опасности (травм, аварий, катастроф),

N – теоретически возможное количество опасностей для данного вида деятельности или объекта.

 

Приемлемый риск — это нормированный риск в мировой практике (10-6).

 

Приемлемый риск — это определенный компромисс между уровнем безопасности и возможностью ее достижения.

 

Безопасность — такое состояние, за которое с определенной достоверностью (риском) выключается реализация потенциальных опасностей.

 

Обеспечения безопасности — сложный процесс, в котором можно выделить элементарные составные, исходные положения, идеи, которые именуются принципами.

 

 
 

Законодательные принципы — закрепленные законом правила, которые обеспечивают приемлемый уровень безопасности.

Ориентрующие принципы — основоположные идеи, которые определяют направление поиска безопасных решений и служат методологической и информационной базой.

Технические принципы направлены на непосредственное отворачивание действия опасных факторов и базируются на использовании физических законов.

Управленческими называются принципы, которые определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним пренадлежат: плановость, контроль, управление, обратная связь, подбор кадров, ответственность.

К организационнымпринадлежат принципы, с помощью которых реализуются положения с привлечением научно обоснованых решений. Это принципы несовместимости, эргономичности, рациональной организации труда и отдыха, компенсации и др.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение предмета “Безопасность жизнедеятельности” и сформулируйте цель его изучения.

2. Определите сферы и категории, изучения которых охватывает безопасность жизнедеятельности.

3. Обоснуйте основные задачи безопасности жизнедеятельности.

4. Назовите основные положения теории безопасности жизнедеятельности и важнейшие выводы.

5. Какие из наук служат основой безопасности жизнедеятельности?

6. Охарактеризуйте “Охрану труда” как составную предмета БЖД.

7. Охарактеризуйте место “Экологии” в структуре БЖД.

8. Охарактеризуйте место “Гражданской обороны” как составной предмета БЖД.

9. Охарактеризуйте “Эргономику” и “Инженерную психологию” как составные предмета БЖД.

10. Охарактеризуйте роль физиологии, психологии труда и гигиены в системе знаний про БЖД.

11. На достижениях каких наук базируется система управления БЖД?

12. Раскройте понятие “Опасность”.

13. Что такое таксономия опасностей?

14. За какими признаками классифицируются опасности?

15. Объясните значение идентификации, номенклатуры и квантификации опасностей.

16. Дайте определение понятию “риск”.

17. Назовите виды рисков и охарактеризуйте методы определения риска.

18. Назовите принципы обеспечения безопасности.

 

ТЕМА 2

 

СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Программная аннотация

1. Окружающая среда и среда жизнедеятельности человека.

2. Классификация отрицательных факторов.

3. Отрицательные факторы активной группы и способы защиты от них.