Нормативно-правовые акты регионального и местного значения.

Субъекты федерации имеют право на собственное законотворчество в области социальной политики. В регионах созданы специальные социальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов. Важным аспектом нормотворческой деятельности является планирование, выбор приоритетных направлений в социальной сфере для регионов, так как все это должно быть увязано с прогнозом социально-экономического развития региона, бюджетом субъекта.

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления являются законодательные акты, принятые на федеральном и региональном уровне. В соответствие с федеральным и региональным законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование, здравоохранение, культуру, осуществляют деятельность в сфере социальной поддержки и социальной защиты населения. В соответствии с возложенными государственными полномочиями органы местного самоуправления осуществляют помощь малоимущим семьям в целях стабилизации их материального положения; участвуют в улучшении охраны здоровья семьи, организации воспитания детей; содействуют установлению равных прав женщин на рынке труда; поддерживают деятельность женских, молодежных, детских общественных организаций; помогают детям, находящимся в особо трудных обстоятельствах.

Нормативно-правовая база местного значения состоит, прежде всего, из Устава муниципального образования, и принимаемых в соответствии с ним актов местного самоуправления. Уставы Муниципального образования устанавливают порядок и формы реализации жителями муниципального образования своих конституционных прав на осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования при решении вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения.

Органы местного самоуправления могут принимать собственные программы по обеспечению поддержки семьи, материнства и детства, программы борьбы с детской беспризорностью, социальным сиротством и другие программы социальной защиты населения.

Особенностью правовой базы, регулирующей социальные отношения, является ее «трехслойная структура», которая не характерна для других отраслей права. Правовое регулирование социальной сферы в РФ осуществляется нормативно-правовыми актами, принятыми органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Взаимосвязь, взаимодополняемость этих актов во многом основана на том, что большинство вопросов «социального регулирования» находятся в совместном ведении РФ и субъектов.

Анализ существующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей регулирование социальной сферы на всех уровнях, как на общегосударственном, так и в субъектах федерации, и в муниципальных образованиях, показывает наличие в социальном праве определенных пробелов. Речь идет, в частности, о необходимости дальнейшей разработки понятийного аппарата в данной области, таких его фундаментальных терминов, как «социальная политика», «социальная сфера» и некоторых других.

В настоящее время нельзя говорить и о существовании в РФ целостной системы социального права. Не все направления социальной сферы урегулированы федеральными законами.

Важными задачами законодателей на сегодняшнем этапе в социальной сфере должны являться не только написание новых законов, но и анализ их эффективности, контроль за их исполнением, внесение изменений в уже принятые законы. Причем этот процесс должен стать характерным для всей «вертикали» – от федерального до местного уровня.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. А также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений.

Полномочия в социальной сфере РФ и ее субъектов определяет Конституция РФ. Она же устанавливает суть социальных отношений в обществе, дает перечень общих социальных гарантий, определяет роль Президента и Правительства РФ в проведении государственной социальной политики, намечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления.

Разграничить сферы полномочий государственных и местных органов власти позволяет и 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В указанном законе формулируются полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления. В соответствии с законом, к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Важной проблемой является соотношение полномочий органов государственной власти федерального уровня, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области проведения МСП.

Если на федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей региона: уровня экономического развития и соответствующих возможностей, этнонациональных, историко-культурных и других особенностей.

Социальная политика, соответственно и деятельность ее субъектов на местном уровне направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды, определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.

К соответствующимполномочиям государственных органов федерального уровня целесообразно относить:

* обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего функционирование социальной сферы в рамках местного самоуправления, Конституции и федеральному законодательству;

* наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями Федерации в области проведения социальной политики и передачу им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий;

* регулирование отношений между федеральным и местным социальными бюджетами;

* обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Особое место в данном ряду отводится установлению федеральными органами власти государственных минимальных социальных стандартов, которые должны гарантировано соблюдаться на местном уровне, выступая одной из наиболее существенных частей осевого стержня местной социальной политики.

В социальной сфере Правительство: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает осуществление единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в стране; содействует решению проблем семьи, материнства, взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма.

В сфере науки, культуры и образования Правительство: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает сферу бесплатного образования, обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов; координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры; разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т.д.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации в области проведения МСП следует относить:

* наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъекта Федерации в области проведения социальной политики и передачу соответствующих материальных и финансовых средств для осуществления этих полномочий;

* регулирование отношений между социальными бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований;

* обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

* обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов;

* обеспечение государственных минимальных социальных стандартов во всех муниципальных образованиях.

Рассмотрим предметную область и основные направления местной социальной политики. Если исходить из того, что к вопросам местного значения Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, то социальный блок выступает наиболее существенным компонентом местной политики в целом. Так, вопросами местного значения, входящими в предмет ведения местного самоуправленияи имеющими очевидное социальное содержание, являются:

* комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

* участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

* обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

* местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, сборов, решение иных финансовых вопросов местного значения;

* содержание и использование муниципальных жилищного фонда и фонда нежилых помещений;

* регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

* организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

* организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

* содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

* охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

* создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

* организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

* организация обеспечения населения и муниципальных учреждений топливом;

* муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

* благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

* организация утилизации и переработки бытовых отходов;

* создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

* создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

* сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

* создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

* организация и содержание муниципальных архивов;

* создание условия для организации зрелищных мероприятий;

* организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

* обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы и т.д.

Весь обозначенный круг вопросов, таким образом, составляет основную предметную область местной социальной политики и определяет задачи субъекта управления в процессе ее формирования и реализации.

Муниципальное образование, находящееся в границах того или иного региона, замыкает на себе общественные и государственные полномочия, призванные обеспечить оптимальное сочетание гражданских и политических интересов общества на территориальном уровне.

Опираясь на исполнение основополагающих управленческих функций, административный орган муниципальной власти организует функционирование ведущих отраслей, определяющих режим жизнеобеспечения социальной общности. Все формы хозяйственной деятельности муниципалитета объединены в рамки процесса муниципального управления, т.е. процесса исполнения муниципальным образованием своих полномочий, закрепленных за ним законом или делегированных ему вышестоящими органами власти посредством регулирования или координации деятельности базовых отраслей муниципальной экономики.

 

 

5.2. Стратегическое планирование социального развития муниципального образования

 

Вопросы стратегического развития территорий являются, с одной стороны, пожалуй, наиболее сложными с точки зрения теоретического и методологического обеспечения из всех проблем, изучаемых современной экономической наукой, а, с другой стороны, и наиболее важными по уровню воздействия на развитие не только конкретных территорий, но и всего общества.

Главная цель процесса стратегического планирования – максимизировать на долгосрочную (непрерывную от момента начала планирования) перспективу совокупный, интегральный общественный эффект при оптимальном использовании ресурсного потенциала, подразумевающем безусловное выполнение условия устойчивости развития территории.

Основная задача, которая должна быть решена в процессе стратегического планирования – наиболее полный учет всех ресурсов, всех возможных технологий получения общественного эффекта от использования каждого вида ресурсов.

К сожалению, единых, научно обоснованных моделей влияния тех или иных составляющих ресурсного потенциала на достижение общественного эффекта не существует, а, отдельные модели, адекватные для экономик отдельных стран или регионов, оказываются совершенно ошибочными при попытке их механистического переноса и применения к социально-экономическим системам других стран и регионов. Совершенно очевидно, что при этом исключена возможность организации практического эксперимента для получения необходимого анализа ряда данных, а анализ практических данных, получаемых из разных стран и регионов, тоже не может дать абсолютно корректного результата, так как схожие по формальным параметрам социально-экономические состояния в разных обществах возникают в различные исторические периоды, характеризующиеся несопоставимыми характеристиками динамики и степени влияния ресурсного потенциала на получаемый общественный эффект.

В то же время, сложность теоретического и методического обеспечения стратегического развития территорий отнюдь не означает, что на современном этапе развития науки следует отказаться от стратегического планирования развития территорий. Во-первых, сама наука о стратегическом планировании не стоит на месте, и эффективность деятельности по разработке стратегических планов повышается в буквальном смысле от года к году. Во-вторых, каждый новый опыт стратегического планирования, особенно когда он базируется на самых последних достижениях научной мысли, предоставляет новый материал для совершенствования подходов к стратегическому планированию.

Неоднозначность стратегического управления (нет общепринятого определения, существуют разногласия в вопросах его необходимости и компетентности) можно характеризовать тем, что это скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии, но на практике стратегическое управление – это:

· симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям;

· высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов;

· активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.

Стратегическое планирование является составной частью стратегического управления. При осуществлении стратегического управления основной упор делается на стратегическое планирование, но не только как составление стратегического плана, но и реализацию этого плана.

В настоящее время стратегическое планирование – один из самых действенных инструментов менеджмента. В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование – важнейший инструмент государственного регулирования хозяйства.

Некоторые российские специалисты в области стратегического планирования понимают его как «особый вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды» (Э. Уткин, 1998).

В данном контексте исследования внимание акцентируется на такой разновидности стратегического планирования как планирование территориального развития(стратегическое территориальное планирование).

Стратегическое территориальное планирование сформировалось на основе внутрифирменного планирования.Оно появилось, прежде всего, на предприятиях Западной Европы «как наиболее сильное конкурентное преимущество перед предприятиями, производящими аналогичную продукцию». Предприятия, использующие методы и механизмы долгосрочного и стратегического планирования своей деятельности, появления и продвижения новых товаров, оказывались намного устойчивее своих конкурентов; они стремились к четко поставленной цели и даже в условиях кризиса отрасли или экономики в целом знали направления деятельности и вырабатывали для себя оптимальную линию поведения на рынке. В прошлом поведение организаций сводилось к реакции на перемены. Теперь же большинство признает необходимость «сознательного планирования изменений» на основе широкой процедуры их предвидения, регулирования и приспособления к целям организации. При этом главная проблема стратегического планирования — определить насколько хорошо используются ресурсы для максимального достижения поставленных целей.

Позже стратегическое планирование проявило себя в решении проблем городского развития. Так, например, стратегии развития городов Западной Европы оказались востребованы лишь в конце 80-х годов, когда обострилась межтерриториальная конкуренция, выявилась необходимость во внутригородских интеграционных процессах на пути к достижению целей развития города на основе творчества, инициативы, предприимчивости. Лидерство завоевывают города, развивающиеся на основе так называемых «предпринимательских стратегий». В их числе можно назвать города Мюнхен, Бранденбург, Дортмунд, Штутгарт (Германия), Антверпен (Бельгия), Роттердам (Нидерланды), Бирмингем (Англия), Барселона (Испания) и др. В последние годы стратегическое планирование становится популярным средством планирования экономического развития территорий в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Территориальное планирование в современной России вылилось, главным образом, в разработку стратегических документов, в частности — комплексных концепций социально-экономического развития. К сожалению ,процессу на сегодня мешают многие факторы: это и отсутствие полноценной законодательной базы, и нехватка ресурсов, непонимание проблемы руководителями различных уровней и т.д.

Принятие Закона РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» (1995) стало мощным фактором, прекратившим дискуссии о том нужно ли планирование, как функция управления или нет. На федеральном уровне была создана правовая предпосылка для формирования целого направления в социально-экономическом развитии государства — стратегического территориального планирования.

Стратегическое территориальное планирование в России к тому же имело исторические основания для своего развития, т.к. крупнейшее по площади территории государство планеты — СССР за годы своего существования смогло создать мощную систему территориального планирования.

В современных условиях трансформации общественного развития необходимо собрать и исторический опыт СССР и опыт стран с рыночной экономикой.

Существенным фактором, сдерживающим процесс разработки концепций социально-экономического развития регионов России, является слабое методическое и методологическое обеспечение формирования концепций, а также отсутствие общепринятого понятийного аппарата. Различные регионы, разрабатывая аналогичные документы, называют их по-разному, тем самым наблюдается несогласованность взаимодействия этих документов.