Активная страховка каяками

После эскимосского переворота это второй по надежности способ страховки. Он также является наиболее распространенным, поскольку явно или неявно применяется при прохождении препятствий походным порядком.

Страховка каяком весьма трудоемка, поэтому крайне желательно иметь наготове не одну, а две или три лодки. В этом случае одна из них может взять пловца, другая — каяк и третья — весло, особенно если все эти предметы плывут порознь. Однако роль каждого из спасателей должна быть четко определена и сообщена пловцу, иначе они будут только мешать друг другу. Поскольку заранее предугадать, что и как именно придется вылавливать, достаточно сложно, один из спасателей должен явным образом командовать действиями остальных и самого пловца.

При предварительной постановке такой страховки необходимо просмотреть участок реки ниже по течению и определить план действий страхующих судов, возможные места причаливания и т.п. Хотя в реальной ситуации этот план почти неизбежно потребует значительных изменений, он предоставляет, по крайней мере, более или менее определенную основу для дальнейших действий.

Основные варианты действий страхующих лодок следующие:

Буксир.

Пловец держится рукой за носовую или кормовую рукоятку страхующей лодки и гребет ногами; спасатель буксирует его к берегу. Другой рукой пловец может удерживать свою лодку за нос или корму, но буксировать такую цепочку крайне тяжело.

Перевозка на деке.

Пловец вползает на нос или корму страхующего каяка и ложится на деку. При этом он может удерживать весло, но лодку ему придется бросить. Каяк с таким грузом ведет себя довольно неустойчиво, но доставить пловца на берег удается быстрее. На больших лодках для автономного сплава этот метод работает вполне эффективно.

Спасательная платформа.

Если спасатель не в состоянии быстро доставить пловца на берег, но последующая часть препятствия не представляет большой опасности, он может пройти это препятствие вместе с пловцом и причалить к берегу ниже порога. Пловец при этом находится возле носа или кормы лодки и использует ее для того, чтобы надежнее удерживаться на поверхности. Спасатель выполняет лишь минимально необходимые маневры для того, чтобы обойти наиболее опасные места.

Частичная эвакуация.

Если спасатель оказывается не в состоянии доставить пловца на берег и им обоим угрожает попадание в следующий порог, опасный для них обоих, то самое большее, что он может сделать в такой ситуации — это вывести пловца на более безопасную линию движения и покинуть его. В любом случае страховка не должна усугублять сложившуюся ситуацию; упустить одного человека в порог — это все-таки лучше, чем двух.