Средневековая схоластическая философия. Боэций, Эригена.

Схоластика — это, дословно, школьная философия. В современном понимании схоластика — это нечто мертвое, чуждое жизни, реальным человеческим запросам. В IX-XIII вв. под схоластикой понималась конкретная практика преподавания в западных университетах и школах.

Западные школы начали возникать с VII-VIII веков, когда возникает необходимость в укреплении церковной власти, подготовке священнослужителей и образованных монахов. Для этого при монастырях и в епископатах создаются школы. Наиболее известной из первых епископских школ была школа Исидора епископа Севильского, образованная в VII веке в городе Толедо. Ему принадлежит произведение «Начала, или Этимология», в котором он изложил основную школьную программу, преподававшуюся в учебных заведениях того времени.

Другая знаменитая школа (VIII век) была организована в Великобритании Бедой Достопочтенным, известным английским богословом, католическим святым.

Но наиболее знаменитой была школа Алкуина в Британии, в Йорке. Система образования, принятая в этой школе стала наиболее распространенной в последующие века. Алкуин был знаменитым педагогом; он переехал во Францию, когда его позвал король Карл Великий, и обучал самого Карла и его сыновей. Среди произведений Алкуина выделяется «Диалектика», в которой он изложил основные принципы образования.

При Алкуине установилась трехступенчатая система образования: первая ступень -чтение, письмо, латынь, литургические тексты, общее представление о Св. Писании, вторая ступень - семь свободных искусств: грамматика, риторика и диалектика, которая понималась как логика, а затем — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. На третьей ступени более глубоко изучали Священное Писание.

В дальнейшем из монастырских и епископских школ начинают образовываться университеты. Первый был открыт в XIX веке в итальянском городе Болонья

Представление о схоластической философии как о чем-то мертвом и застывшем восходит к эпохе Возрождения — эпохе раскрепощения нравов и всеобщего отхода от Церкви и от Бога; именно тогда термин «схоластика» стал пониматься отрицательно. Однако схоластическое преподавание было достаточно грамотным, а схоластическое образование — необходимым для христиан того времени.

Схоластическая философия — это философия определенного временного промежутка (XI-XIV вв.), основанная на том положении, что при нашем познании Божественных истин определенная роль принадлежит и вере, и разуму.

Можно по-разному относиться к этой философии и даже смеяться над вопросами, которые схоластики задавали друг другу в XI-XIV вв. (например, сколько ангелов поместится на конце иглы?), но одно важное достижение схоластической философии необходимо отметить - это скрупулезный и тонкий анализ и умение определить все, что можно определить, и вычленить все, что определить невозможно

Северин Боэций родился в Риме около 480 года. Еще юношей он женился на дочери Симмаха; консулом стал в 510 году. В 522 - 523 годах он исполнял обязанности начальника канцелярии при дворе Теодориха. Зимой 524 года он был осужден и затем казнен за действия "в ущерб императорской власти".

Сочиненияподразделяются на 4 группы: учебные руководства по квадривиуму (Наставление в арифметике, в 2 кн., Наставление в музыке, в 5 кн.), работы по логике (диалектике) ( переводы логических трактатов Аристотеля «Категории» и др.), богословские( «О Троице» «Против Евтихия и Нестория») и философский (Об утешении философией, в 5 кн) трактаты.

Боэций, утешаемый Философией. Миниатюра из трактата «Утешение философией». XII в. (Национальная б-ка. Вена)

«Утешение философией» - последнее сочинение Боэция, написанное во время пребывания в тюрьме в ожидании казни. Трактат, отличающийся большим жанровым разнообразием, где поэзия различных стихотворных размеров сочетается с прозой, имеет форму диалога между персонифицированной Философией и Боэцием, в котором «госпожа наук» стремится утешить попавшего в опалу философа. В контексте этого диалога исследуются понятия блага и блаженства, поднимаются вопросы теодицеи, Промысла Божия и судьбы, соотношения Божественного предведения и человеческой свободной воли. Основными идейными источниками «Утешения» являются сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Марциана Капеллы, Прокла Диадоха и блж. Августина. Многократное цитирование в этом предсмертном, по сути исповедальном, сочинении языческих авторов при отсутствии упоминания имени Христа и Св. Троицы, ссылок на Свящ. Писание порождает недоумение читателей и исследователей Боэция. Выдвигались предположения, что вера Боэция была недостаточно глубокой и искренней или даже что перед смертью он отрекся от христианства. Однако в трактате нет ничего доказывающего, что его автор не был христианином, более того, встречающиеся богословские положения (признание единого Бога, Творца и Промыслителя, Божественного предведения, свободы воли и др.) неверно было бы связывать исключительно с влиянием языческой античности. В ср. века на Западе «Утешение философией» было одним из самых известных и популярных философских произведений; в течение IX-XVI вв. оно было переведено на большинство европейских языков.

Философия и богословие.Разнообразие жанров и задач сочинений Боэция создает трудность в представлении его учения целостным и стройным: взгляды Боэция-философа часто не согласуются с его взглядами как богослова. При этом он не богословствует в собственном смысле слова, а скорее пытается применить логико-философские аргументы к объяснению христианских догматов.

Боэций различает 3 части философии: теоретическую, практическую и логическую. Теоретическая философия, в свою очередь, делится на 3 составляющие: физическую, математическую и богословскую. Богословие, согласно Боэцию,- отвлеченная наука, изучающая Божественную сущность, отделенную от вещей, нематериальную и неподвижную. В своих исследованиях богословие опирается на умственное познание, не опускается до воображения, связанного с чувственностью, но всматривается «в саму форму, которая поистине есть Форма, а не образ, та Форма, которая есть само Бытие и из которой происходит бытие». Боэций говорит здесь о так называемом естественном богословии, известном еще в античности. В этом смысле он не отличает богословие от философии и делает богословие составной частью последней. Но как христианский богослов Боэций добавляет к этому богословие Откровения, основанное на Божественном авторитете - Свящ. Писании - и на «всеобщем [церковном] Предании», должных направлять частные богословские изыскания. Боэций указывает, что в богословских исследованиях необходимо соединять веру и разум, но при этом существует некий предел, за которым «путь разума» не состоятелен. Однако логика играет основную роль в богословии Боэция. Его трактаты по логике оказали огромное влияние на развитие средневековой латинской философско-богословской терминологии, методологии, а также системы обучения. До 2-й пол. XII в. зап. богословы были знакомы с логическим учением Аристотеля и Порфирия исключительно благодаря работам Боэция. Его труды дали толчок длительному средневековому спору о природе и способе бытия общего, т. н. универсалий. Проблема заключается в том, имеют ли роды и виды (общие понятия, универсалии) самостоятельное бытие или же образуются разумом. Боэций приходит к выводу, что роды и виды не могут существовать ни самостоятельно, ни только в мышлении. Опираясь на аристотелевскую теорию обобщения абстрагированием, Боэций заключает, что универсалии существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах, но постигаются отдельно от чувственного. Ум (дух) выделяет общие признаки предметов, получая понятие рода, и рассматривает их в виде чистой формы как таковой. Иными словами, роды и виды существуют в телах как общие признаки, мыслятся же они как субстанции, не нуждающиеся для своего бытия в другом. Боэций фактически только намечает проблему будущих споров реалистов и номиналистов, сознавая трудность поднятых им вопросов.

Учение о Боге. 1.Сущность и свойства Божии. Божественная сущность есть Форма без материи, и потому она есть то, что она есть. Бог есть Единое, в котором нет никакого множества. В Нем совпадают субъект и предикаты. Однако это не мешает Боэцию отдельно рассматривать важнейшие свойства Божии. Так, Бог является самодостаточным и независимым, что выражается у Боэция термином subsistentia (самостоятельность, осуществленность Бог является также благим, точнее, Он есть Высшее Благо, потому что Он есть высшее совершенство, и лучше Него ничего нельзя себе представить. Поскольку высшее благо, к которому все стремятся, есть блаженство, Бог есть само Блаженство. Бог есть самое прекрасное и самое могущественное, единственное, чего Бог не может сделать,- зло. Бог находится повсюду, поскольку всякое место находится при Нем и готово быть Им воспринято; в то же время Он не может находиться ни в каком месте, поскольку Он вообще не может быть вмещен местом. Бог есть всегда, т. е. Он существует в вечном настоящем, которое постоянно, неподвижно и устойчиво и создает вечность. Боэций определяет вечность как «совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни»

2. Триадология. В трактате «О Троице» Св. Троица представляется вечным и неизменным отношением Бога к Самому Себе. Такой подход можно охарактеризовать как своеобразный модализм, лишающий Лица Св. Троицы ипостасного бытия, представляющий Их лишь в качестве способов, «модусов» проявления единого Бога и далеко отстоящий от православного учения.

Однако в трактате «Против Евтихия и Нестория» Боэций дает принципиально иное, в духе каппадокийской школы, определение понятий «лицо» и «ипостась». Согласно Боэцию, «лицо - это индивидуальная сущность разумной природы». Боэций пишет: в Боге «есть одна сущность, или осуществленность Божества, и три ὑποστάσεις, то есть три лица». В учении Боэция о Св. Духе присутствует элемент западной традиции: нерожденный и нерождающий Св. Дух исходит от Отца и Сына.

Иоанн Скот Эриугена (или Эригена) (810—877) был выходцем из Ирландии. В 847 году он переселяется в Галлию, куда его приглашает правитель Галлии Карл Лысый. К тому времени в Западной Европе обостряются философские и богословские споры, в частности, возникает спор о свободе и предопределении. Многих не могло успокоить известное августиновское положение: с одной стороны — человек свободен, а с другой — при сотворении мира все люди были предопределены: одни ко спасению, другие — к осуждению.

В 851 г. Эригена написал работу «О божественном предопределении» согласно которой зло не существует, а к несуществующему нельзя предопределить. Единственное предопределение Богом человека состоит в том, что Бог дает человеку свободу. А источником зла является злоупотребление человеком этой свободой.

Этот труд Эригены был осужден как еретический, но король его, тем не менее, не изгнал и не лишил своего благословения.