Глава 2

 

Подготовка специалистов для советской финансово-кредитной

Системы в 1930–1940 годы

Время, в которое был воссоздан МФЭИ Наркомфина СССР, наложило отпечаток на всю его деятельность. Становление командно-административной экономики как основы тоталитарного режима определило поворот в образовательной политике советского государства.

Выдвинутый И.В. Сталиным в 1928 г. тезис об обострении классовой борьбы в ходе строительства социализма стал основой для возобладания идеологических установок над экономикой, а финансово-экономическое образование превратилось в объект политизации. Оно должно было соответствовать характеру и масштабу поставленных перед страной задач. В 1930 г. была проведена реформа, отменившая кредитования промышленности, означавшая окончательный отказ от рыночных механизмов и переход к директивному управлению хозяйством.

Перестройка финансово-экономического образования в 1930‑х гг. осуществлялась командными методами, необоснованные реорганизации следовали одна за другой. После «чистки» 1929 г. аппарат Наркомфина возглавили так называемые «прак­тики». В профильные вузы пришли «выдвиженцы», не обладавшие достаточной научной и педагогической квалификацией, что признавалось официально. Журнал «Финансы и народное хозяйство», орган Наркомфина, писал, что литература по финансовым вопросам для «выдвиженца» оказывалась «или непонятна, или настолько популярна, что не могла дать ничего». Поэтому перед финансово-экономическим образованием встала задача повышать профессиональный уровень знаний работников системы образования, создать советскую экономическую науку, научиться управлять плановой экономикой. Финансово-эко­но­мические вузы должны были подготовить десятки тысяч специалистов для предприятий, которые предстояло построить в первые пятилетки. Выпускники советских вузов должны были иметь такую подготовку, чтобы решать новые задачи плановой экономики. Вместо немногочисленных институтов 1920-х гг., сохранявших еще дореволюционные традиции фундаментального образования, создавалась расширенная «сеть вузов нового типа с резко выраженной специализацией по определенным отраслям». Они должны были обеспечить «массовость и срочность подготовки».