Рефераты

подготовить к следующему занятию:

Святой князь Владимир - креститель Руси

Литература:

Житие великого князя Владимира, в святом крещении Василия. – В кн.: Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XXвв. – М.: Московский рабочий, 1992.

Лебедев Л. прот. Тысячелетие…

Макарий (Булгаков), митр. История…

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237гг.). – СПб.: Византиноросика, 1996.

Русская Православная Церковь: Очерки истории, IX-XIXвв. Вып. 1. – М.: Издание МП, 1988.

Святая Русь, или всенародная история… сост. К. Соловьевым. – М.: Современник, 1994.

Экономцев Иоанн, игумен. Крещение Руси и внешняя политика древнерусского государства. – В кн.: Православие, Византия, Россия. – М.: Христианская литература, 1992.

Священномученик Кукша – апостол вятичей

Литература:

Киево-Печерский Патерик

Жития святых Димитрия Ростовского и др. издания

4) Святые братья князья Борис и Глеб

Литература

Жития святых

Толстой М.В. История Русской Церкви. – Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. - с. 12 и далее.

Сказание о Борисе и Глебе. – в кн.: Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XXвв. – М.: Московский рабочий, 1992.

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237гг.). – СПб.: Византиноросика, 1996.

 


Крещение Руси. Святой князь Владимир, его обращение и крещение. Распространение христианства на Руси. Славянское язычество. Святой Кукша - апостол вятичей

Часа

 

Рекомендуемая литература:

Ø Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – Т.1. – М.: Наука, 1991. – с.105 – 132.

Ø Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. – Кн.I. – М., 1994.- с.226-260.

Ø Русская Православная Церковь: Очерки истории, IX-XIXвв. Вып. 1. – М.: Издание МП, 1988.

Ø Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987.

Ø Тальберг Н. История Русской Церкви. – Ч.1. - Репринт. – Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.- с.19-26.

 

(Выступление студента, подготовившего реферат о кн. Владимире)

 

 
 

Распространение христианства на Руси.

 

 

Крещение князя Владимира в Корсуни

 

Как пишет пресвитер, в последствии митрополит Илларион, о святом князе Владимире: «Он заповедал по всей земле своей креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя Святой Троицы и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, если кто и не по любви, то из страха к повелевшему, так как благоверие в нем соединено выло со властию. И в одно время земля наша стала славить Христа со Отцем и Святым Духом…».

 
 

 

Крещение Руси

 

Равноапостольный князь обратил от идолопоклонничества не десятки городов, а всю страну, в течение 28 лет после своего обращения он с апостольской ревностью, начиная с матери городов русских стольного Киева до окраин своего государства насаждал веру. Двенадцать сыновей князя были крещены в одном источнике, от которого произошло название «Крещатик». Вслед за столицей вера стала распространяться и в других городах. Многие исторические источники и церковное предание называют первым русским митрополитом святителя Михаила. Этот митрополит, сопутствуемый епископами, дядей князя Добрыней и Анастасием Корсунянином, в 990 году проповедовали в Новгороде, где сначала низвергнуты, были Перун и другие идолы славянского пантеона, брошены в Волхов. Однако не все жители приняли новую веру. Окончательное же утверждение христианства в Новгороде следует отнести к трудам первого самостоятельного епископа, назначенного в эти пределы. Им был Иоаким, который святительствовал в Новгороде в течение 38 лет.

 
 

 

Крещение народа, фрагмент барельефа памятника в Киеве

 

После Новгорода первый Киевский митрополит Михаил посетил в 991 году в сопровождении четырех епископов область княжества Ростовского. Его спутниками были также Добрыня, с бывшим Корсунским священником Анастасием. Успех их проповеди был значительнее, чем в Новгороде, они крестили многих людей, воздвигли первые храмы, рукополагали священников и диаконов, устроили клир и вообще наметили правильные формы церковной жизни. На Ростовскую кафедру был поставлен епископ Феодор. Однако язычество не было искоренено, даже наоборот сопротивление со стороны приверженцев древних верований усилилось до такой степени, что архиерей устав от борьбы с их злобою, вынужден, был оставить город. Скончался епископ Феодор в Суздале, где почивают его мощи. Преемник последнего, Илларион, прибывший из Константинополя, также не выдержал, и возвратился на родину. Очевидно, трудности, с которыми сталкивались в Ростовском княжестве христианские проповедники, были вызваны тем, что местное население в большинстве своем было не славянским, а принадлежало к финно-угорским племенам, в просторечии называемым чудью.

 
 

 

Фрагмент памятника Крещению Руси в Киеве

 

К этому времени относится появление в Ростове преподобного Авраамия, который чудесным образом сокрушил объект поклонения местных язычников, а именно каменного идола Велеса. Непростой была жизнь Авраамия, окруженного темным суеверным народом, однако, его терпение, труды и подвиги, подвижнические устремления и святость жизни постепенно привлекли местных жителей к христианству. Окончательное утверждение христианства, к XI веку, после долгих усилий, удалось сделать третьему Ростовскому епископу святому Леонтию.

Одновременно с Ростовской землей проповедники новой веры достигли соседнего Суздальского княжества. Местным жителям возвещал еще сам великий князь Владимир, сопутствуемый двумя епископами. Жители охотно крестились, подобно киевлянам. Восхищенный успехом, как говорит летописец, - святой князь в память своего здесь пребывания, заложил на берегу Клязьмы город, назвав его своим именем. В центре нового города начато было строительство храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. События эти происходили в 990 или 992гг.

Разделив огромные пределы Древней Руси, на уделы и разделив их между сыновьями, креститель наш, завещал заботиться об искоренении язычества и утверждении христианства. Последующие князья, имели при себе священников духовников, нередко и епископов. По городам и весям князья строили храмы, собственным примером и ревностью старались о просвещении своих подданных. Исторические предания подтверждают факты распространения веры. Так Борис способствовал христианству в Ростове, Мстислав в Тмутаракани, Судислав во Пскове, Изяслав в Полоцке. Будущий святой, князь Глеб, в своем уделе, - древнем Муроме, пытался просветить жителей, правда, безуспешно, почему, и вынужден был поселиться вне городских стен, где прожил два года.

Из жития пр. Феодосия Печерского, узнаем, что в первой половине XI века, в Курске были приходские храмы. Заботы о развитии государства, вынуждали князя Владимира основывать новые города по рекам Десне, Трубежу, Суле и Стугне. Населяя эти города новгородскими славянами, кривичами и чудью, святой князь заботился и об утверждении среди них христианства. Владимир даже посылал проповедника в соседнее государство, к волжским болгарам. Таким образом, вслед за митрополитом Илларионом, можно со всей справедливостью повторить: «Труба апостольская и гром евангельский оглашали все города, и вся земля наша в одно время стала славить Христа со Отцом и Святым Духом».

Наследникам великого просветителя оставалось только утверждать и распространять дело, начатое отцом. Если князь Владимир заботился главным образом о распространении веры в пределах государства, князь Ярослав занимался, преимущественно тем, что укреплял основы церкви, способствовал увеличению количества священников и других клириков, основывал монастыри, распространял книги и просвещение, умножал число верующих. Уже известный нам святитель Илларион, писал: «Как Соломон докончал предприятия Давидовы, так Ярослав утвердил учреждения Владимировы».

 
 

 

Князья страстотерпцы Борис и Глеб

 

Однако правды ради следует заметить, что, несмотря на почти повсеместное распространение христианской веры, также повсеместно оставались островки славянского язычества. На определенном этапе исторического развития, в некотором виде повторялись процессы имевшие место в истории Римской империи. После императора Константина Великого принявшего христианство в своем государстве в качестве господствующего вероисповедания, не раз издавались указы об искоренении язычества, но, увы, даже до VI века встречались еще приверженцы старого, имевшие даже свои храмы. Подобное явление естественное и неизбежное. Невозможно пережитки и привязанности, имеющие вековые корни, изменить в одночасье.

Если провести внимательный анализ плотности и качественности распространения христианства в Древней Руси, то можно со всей уверенностью сказать, что южные пределы государства оказались, христианизированы больше. Северо-восток государства принял распространение новой веры слабее. Объяснение подобного явления, выглядит вполне естественным. Дело в том, что на юге, жители были издавна знакомы с христианством, там происходили постоянные контакты с соседней Византией, с греческими поселениями расположенными в Северном Причерноморье. В Киеве, например, с времен Аскольда и Дира, было много крещенных, функционировали храмы, в частности соборная церковь святого Илии. В столице же жила и способствовала христианству святая Ольга. В рассматриваемый период, Киев был средоточием всей политической и государственной жизни. Власть князя на юге страны была значительно сильнее, чем на северо-востоке. Например, несмотря на то, что жители других мест платили дань киевскому князю, у них оставались свои племенные вожди и князья. Одно из таких племен вятичи, наиболее упорные язычники среди славян. На юге жили исключительно славяне, они могли легко усвоить проповедь пастырей и миссионеров, т.к. Священное Писание и богослужение на славянском языке существовало уже давно. Напротив, на северо-востоке проживали многие народы не славянского происхождения, что создавало дополнительные трудности для проповедников.

Первыми священнослужителями на Руси были, очевидно, греки и болгары. Одни из них называются царицыными, потому что пришли из Греции вместе с царевною Анной; другие – корсунскими, т.к. прибыли из Корсуня. К числу последних, относился упоминавшийся уже выше Анастасий Корсунянин, которого русские летописи называют протоиереем. Князь Владимир поставил его священником в Десятинную церковь, которая была в то время главной в городе. Спустя определенное время, после учреждения первых основ административного устройства епархий, безусловно, стали появляться и первые священники из местного населения.

 

--------

(Выступление студента, подготовившего реферат о священномученике Кукше)

-------

Значение христианства стало сказываться уже при ближайших преемниках святого Владимира. Столь несвойственное языческому миру смирение и послушание проявили сыновья крестителя Руси святые братья Борис и Глеб.

----

(Выступление студента, подготовившего реферат о святых братьях князьях Борисе и Глебе)

 

Контрольные вопросы

7. Расскажите об общем крещении киевлян в Днепре.

8. Особенности крещения в Новгороде, Ростове, Муроме, Суздале