Рефераты

подготовить к следующему занятию:

Русь – наследница братьев-просветителей Кирилла и Мефодия

Литература:

Макарий (Булгаков), митр. История…

Верещагин Е.М., проф. Кирилло-мефодиевская традиция в Киевской Руси. – В кн.: Тысячелетие Крещения Руси: Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность», Москва, 11-18 мая 1987. – М.: Издательство МП, 1989.

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237гг.). – СПб.: Византиноросика, 1996.

Экономцев Иоанн, игумен. Византизм, Кирилло-мефодиевское наследие и Крещение Руси. – В кн.: Православие, Византия, Россия. – М.: Христианская литература, 1992.

 


Христианство в пределах России до начала Русского государства. Христианство при первых князьях Рюриковичах

Часа

 

Рекомендуемая литература:

Ø Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – Т.1. – М.: Наука, 1991. – с.52 – 105.

Ø Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн.I. – М., 1994. – с.89-222.

Ø Русская Православная Церковь: Очерки истории, IX-XIXвв. Вып. 1. – М.: Издание МП, 1988.

Ø Святая Русь, или всенародная история… сост. К. Соловьевым. – М.: Современник, 1994.

Ø Сказание о княгине Ольге. –В кн.: Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XXвв. – М.: Московский рабочий, 1992.

Ø Тальберг Н. История Русской Церкви. – Ч.1. - Репринт. – Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994 – с.14-19.

 
 

 

Святой апостол Андрей Первозванный

 

История нашей Церкви, естественно начинается с самого факта принятия христианства, однако, необходимо, несколько остановиться на тех событиях, которые говорят о присутствии на русской земле, христиан еще до времени князя Владимира Святославича. Эти начатки христианской веры, имели самое непосредственное влияние, как на обращение к вере самого князя и его подданных, так и на всецелую подготовку древнерусского общества к христианизации. Важно также отметить и то, что среди народов, населявших в то время пределы современного нашего отечества, проживали уже христианские народы, с развитой христианской культурой, с христианским мировоззрением. Потомки этих народов, вместе с потомками некогда языческих племен, призванных к купели просвещения, ныне составляют единый российский народ, вместе с народами соседних братских христианских народов. Некоторые уже существовавшие в древности церковные административные формирования, со временем вошли в состав Церкви Русской.

 
 

 

Иоанн Златоуст, направивший миссионеров к скифам

 

Рассматриваемый нами период охватывает временные рамки с около 60 года до 862 года, т.е. с момента посещения пределов нашего отечества святым апостолом Андреем Первозванным до 862г. – года, когда власть в Киеве перешла к Рюрику.

Христова Церковь имела распространение в Скифии. (Обратимся к карте). Скифия – пространство от Дуная, или даже из-за Дуная от гор Балканских до Азовского моря и Дона, состояла из двух частей – Малой Скифии, находившейся у самого устья Дуная по правую его сторону до Балкан, и Тавроскифию, находившуюся на территории современного Крыма и северного Причерноморья. В Малой Скифии известна епархия Скифская или Томитанская, по главному городу Томи, где находилась резиденция епископа. Известно, что хотя эта территория и находилась вне пределов русского государства, юрисдикция епископа простиралась за Дунай. Современник святого Иоанна Златоуста (ок.350-407гг.) Скифский епископ Феотим путешествовал с пастырскими целями за Дунаем и от него Константинопольский архиепископ узнал о том, что скифы жаждут спасения, но не имеют способных проповедников. Иоанн Златоуст послал им миссионеров.

Начало Томитанской епархии было положено ап. Андреем. Из свидетельств Тертуллиана (160-после220гг.) известно, что уже в Iвеке здесь были гонения на христиан. Очевидно, эта епархия подверглась опустошению со стороны варваров, которые начали беспрерывно нападать на римские пределы из-за Дуная со времен императора Юстиниана (+565г.). Из деяний Халкидонского (IV вселенского) собора известно, что до 451г. скифская епархия была автокефальной. Согласно свидетельств древних историков, известно, что на этих землях селились оседлые славяне. Так, по словам нашего летописца: «седяху по Днестру и приседяху Дунаеви до самого моря… учлиги и тиверцы». Это два чисто славянских племени. При всем том, они имели собственные «грады». И посреди этих славянских городов, после разорения их в X веке печенегами, находились остатки христианских храмов и каменные кресты.

По древнему преданию, основателем христианкой церковной жизни на юго-западном берегу Крыма в Херсонесе Таврическом, считается так же апостол Андрей. Семена, посеянные сим славным апостолом, принесли обильный плод. Спустя несколько десятилетий, прибывший в эти места в 94году, осужденный императором Траяном (53-117гг.) на заточение в Инкерманские каменоломни, епископ Римский Климент, нашел здесь более 2 000 христиан. Этими христианами могли быть, как местные жители, так и сосланные в тяжелые работы языческой властью из других мест Римской империи. Начатое Первозванным апостолом евангельское благовестие было продолжено в Крыму третьим епископом Римским святым Климентом. Проповедь его была такой сильной, что люди сотнями принимали от него святое крещение. И как свидетельствует Метафраст, в течение года святой благовестник искоренил язычество на всем полуострове и устроил до 75 церквей. Весть об успехах христианства достигла столицы, и в 100 году из Рима пришло повеление воздвигнуть гонение на христиан. Сам архипастырь был утоплен в море, и многие из его паствы также кровью свидетельствовали свою веру.

В 301 году прибыли в Крым из Иерусалима с миссионерскими целями два епископа Василий и Ефрем. В течение 15 лет они трудились здесь и приняли мученическую кончину. Узнав об их кончине, еще три епископа-миссионера устремились сюда, дабы продолжить начатое дело. Их имена: Евгений, Елпидий и Агафодор. Спустя год, в тот же день, а именно 7 марта, все трое были замучены, как и их предшественники, местными язычниками и иудеями. Мирное развитие церковной жизни в Херсонесской церкви наступает только со времен императора Константина Великого (272 –337гг.), когда сюда был направлен епископ Еферий. Его предшественник епископ Капитон прославился чудом. Ради посрамления язычников святой Капитон, по их настоянию, смело вошел в разожженную печь, и целый час оставался посреди пламени, к величайшему изумлению неверных, он остался невредим. Об этом чуде было доложено императору Константину и святым отцам, собравшимся в Никее на Первый Вселенский собор в 325г.

Что касается характеристики национального состава Херсонесской епархии, то естественно, что большинство составляли греки. Но известно, что даже целые кварталы в городе занимали выходцы из других мест. Живя в течение столетий среди христиан, естественно, варвары более или менее знакомились с верой и принимали ее. Например, родившийся в Скифии около 360 года Иоанн Кассиан, сделался в последствии основателем галликанского монашества.

 
 

 

Святители Херсонесские

 

В конце II века в пределы Причерноморья, между Днестром и Днепром, переселяются племена готтов. Родиной их считаются Балтийские берега. Готты делали воинственные набеги на Малую Азию, Галатию и Каппадокию, откуда они забирали многих пленников, в том числе и христианских священников, от которых узнавали первые понятия о вере. Во времена императора Константина Великого, у готтов основывается самостоятельная епархия. Первый их епископ Феофил присутствовал на Первом Вселенском соборе. Сохранилась его подпись под соборными актами. В территориальном отношении в состав этой епархии входили часть Валахии и Бесарабии.

Сурожская епархия (ныне город Судак), известна с VIII века. Св. Стефан был поставлен епископом в 724 году, в это время город был охвачен ересью монофелитства[9]. В течение пяти лет святитель восстановил православие. В 730 году, получив указ императора Льва Исавра об истреблении икон, отправился в Константинополь с защитой оных. Исповедник томился в темнице и освобожден сыном Льва III, Константином V Копронимом. Скончался около 742 года[10].

Следует также упомянуть о памятниках христианской культуры на побережье Азовского моря, на территориях от Керченкого пролива до Кавказа, Каспийского моря и бассейна реки Волги. Епископы существовавших здесь епархий Фанагорской и Зихийской присутствовали на Поместных соборах в Царьграде в 519 и 526гг. В Уставе Льва Премудрого (894-811) упоминаются архиепископии Тмутараканская и Никопская. В VI веке при императоре Юстиниане, проживавшие на Танаисе (название реки Дон) какие-то варвары просили себе епископа. Древние Алания и Хазария имели епископа с древнейших времен. До наших дней сохраняются в этих местах археологические памятники, свидетельствующие о христианской истории.

* * *

Наша начальная летопись свидетельствует, как уже отмечалось выше о пребывании непосредственно в русских землях святого апостола Андрея Первозванного. Рассмотрим сейчас подробнее этот вопрос. Многими историками подлинность визита ап. Андрея подвергается сомнению. В задачу нашего курса не входит задача полемики. Назначение семинарского обучения – есть подготовка пастырей церкви, поэтому нам дорого сохранение благочестивой народно-церковной памяти, необходимой для сохранения святой веры и нравственности. Исходя из этих позиций отнесемся к легенде о хождении на Русь святого просветителя с вниманием и благоговением, оставив профессиональным историкам задачи скепсиса и рационализма.

Из Синопа (Малая Азия) св. Андрей прибыл для проповеди Евангелия в Херсонес Таврический (Корсунь). В этом городе, как впрочем, во многих городах Священной Римской империи, была значительная иудейская община, а именно с синагог обычно начинали проповедовать апостолы, а уже затем приступали к просвещению язычников. Из Херсонеса «попав в устье Днепровское, - повествует летописец, - и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли, горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, и будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где в последствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где ныне Новгород, и увидел живших там людей…»[11].

Свидетельство нашей летописи восполняется другими данными. Знаменитый Ориген[12] пишет, что апостол Андрей «получил в жребий себе Скифию». Это подтверждается свидетельством Тертуллиана[13] о том, что христианство было проповедано в Скифии и Сарматии с самого начала апостольского благовестия. Об этом так же говорят святители Афанасий Александрийский (+373г), Иоанн Златоуст (+407г.), блаженный Иероним (+420). Жившие в IV веке историки церкви святители Епифаний Кипрский и Евсевий (Памфил) Кесарийский прямо называют апостола Андрея «пресвитером скифов». Греческая Церковь никогда не сомневалась в этих фактах. Так Никита Пафлагонский, живший в IX веке в «Похвальном слове апостолу Андрею», свидетельствует о нем: «Получив в удел север, ты обходил иверов и сарматов, тавров и скифов, всякую страну и народ, которые лежат к северу от Евксинского Понта»[14], т.е. Черного моря.