Для культуры средних веков характерен также догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость.

Средневековая культура глубоко противоречива, в ней сочетаются раздробленность бытия, когда каждый народ имеет свой уклад жизни, – и тяга к Всеединству (град Божий на земле); прикрепленностъ человека к земле, своей общине, поместью – и христианская универсальность человека, чуждая идее национально–сословной ограниченности; страдальческое отречение от мира – и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу. Однако для того, чтобы это действительно произошло, нужен был переворот в мироощущении людей, величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством– – переворот Возрождения.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Переход к культуре нового времени включает в себя два великих движения –Возрождения и Реформации, которые меняют привычный средневековый образ мира.Возрождение знаменует собой светское направление. Реформация – религиозное. Возрождение распространилось в Италии, других странах Западной Европы, где приняло более религиозный характер. Эти же страны, почти не затронув Италию, охватило движение Реформации.

Идеи Возрождения утвердились в основном лишь в верхах общества. Они не опирались на широкие народные массы, в то время как идеи Реформации нашли отклик во всех слоях общества и в разных странах. Итальянский гуманизм дал о себе знать на новом витке движения в эпоху Просвещения – времени решительной секуляризации теоретической и практической мысли.

Взаимные отношения Возрождения и Реформации сложны и неоднозначны, однако, именно эти культурные феномены знаменовали собой новое время.