Лекция 24. Казахстан в период Хрущевских «оттепелей»(1954-1964 гг.)

План:

1. Казахстан в период хрущевских «оттепелей». Общественно-политическое развитие.

2. Индустриальное развитие.

3. Освоение целинных и залежных земель: достижения и просчеты.

4. Социальные конфликты 1950-1970-х гг.

 

Цель лекции – рассмотрение основных направлений общественно-политического, индустриального развития Казахстана в 1953-1964 гг., а также этапов освоения целины и его последствий

Ключевые слова – «хрущевская оттепель», целина, индустриальное развитие

 

Зревшее в послевоенные годы в обществе понимание необходимости перемен было умело подавлено административной системой с помощью целого ряда мер идеологического и репрессивного характера. Но духовная сфера середины 40-х – начала 50-х годов была лишь приглушена, но не сломлена.

В 1953-1954 гг. разворачиваются дискуссий, привлекшие внимание широкой общественности по злободневным проблемам.

И в этом плане значительный импульс к критическому переосмыслению пройденного пути, поиску ответов на вопросы, все более волновавших общество на пути демократизации общественной жизни были осуществлены ряд мер:

· Пресечение преступной деятельности Берии. В июле 1953 г. Пленум ЦК КПСС вывел из состава и исключил из рядов КПСС Л.П. Берию-политического авантюриста и интригана, одного из ближайших сподвижников Сталина.

· В сентябре 1953 г. Пленум ЦК КПСС избрал Первым секретарем КПСС Н.С. Хрущева. В стране начался курс на демократизацию.

В феврале 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС. Идея демократизации определена многие установки съезда. В области идеологии были предприняты первые попытки сломить стереотипы, сложившиеся во время культа личности, преодолеть догматизм и схоластику. Но наиболее весомым шагом, подтверждавшим эти намерения, явилось осуждение ХХ съездом культа личности Сталина. В докладе Первого секретаря ЦК КПСС И.С. Хрущева была предпринята попытка причины возникновения, сущность и характер проявления культа личности и его последствий. Новостью для многих делегатов съезда явилась ленинская оценка личности Сталина. Это письмо, известное в истории партии как «Завещание» Ленина, было роздано делегатам ХХ съезда.

Съезд принимает решение не обнажать перед широкой общественностью пагубность функционирующей системы власти. Было подготовлено лишь постановление ЦК КПСС «О культе личности и его последствиях» (июнь 1956 г.), в котором подчеркивалось, что ошибки и извращения, порожденные культом личности «не могли изменить и не изменили глубокого демократического характера советского строя». Только спустя 33 года журнал «Известия ЦК КПСС» (1989 г., № 3) напечатал полный текст доклада, произнесенного Н.С. Хрущевым, хотя за рубежом данный текст был размножен буквально через несколько недель после ХХ съезда.

В 1958 году был принят новый Уголовный кодекс, отменявший понятие «враг народа», было запрещено прибегать к угрозам и насилию во время следствия, узаконена презумпция невинности.

ЦК КПСС и Советское правительство, проведя в 1954-1956 гг. целый комплекса мер, направленных на устранение изменений централизации и расширение прав союзных республик, с другой стороны, целым рядом принятых актов свели на «нет» провозглашенный суверенитет. Выработка общей линии в области экономики и политики, назначение и смещение кадров и многое другое оставалось в руках узкого круга лиц. По-прежнему структура общества была построена таким образом, что действовал в целом только принцип «сверху - вниз», при котором людям оставалось выполнять только те решения, которые вырабатывались в верхах.

В скоро времени стало жестоко подавляться и политическое инакомыслие. Людей указывающих на пороки общества, стали преследовать. Но пресекать инакомыслия прежними методами было невозможно. Поэтому политические обвинения стали более «скрытыми». Так, М. Еликбаев, учитель русского языка из Восточно-Казахстанской области написал письмо на имя Н.С. Хрущева. В письме он высказался о нарушениях прав личности, некоторых искажениях в области национальной политики, в частности о сокращении школ с казахским языком обучения и других недостатках проводимой властями политики. После предпринятых комитетом безопасности и Кучумским райкомом партии Восточно-Казахстанской области воспитательных мер его исключают из рядов КПСС. Далее непокорного учителя загоняют в психбольницу, а когда тот объявляет голодовку, то насильно кормят через зонд. Всего же, по данным работников Минздрава СССР, карательным санкциям через психиатрию подверглось более 90 тысяч «инакомыслящих» в стране.

Почему ни одно из более или менее прогрессивных начинаний середины 50-х годов не принесло ожидаемых результатов?

Одной из главных причин явилось отсутствие в политике научного прогноза, крайне невысокий уровень политической культуры большинства руководителей во главе с самим Н.С Хрущевым, и, что немаловажно, в силу тесной связи власти с системой, которая их взрастила.

14 октября 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который освободил Н.С. Хрущева от обязанностей Первого секретаря, члена Президиума и председателя Совета министров СССР.

Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев. Главой Советского правительства Верховный Совет назначил А.И. Косыгин.

Ноябрьский (1964 г.) Пленум ЦК КПСС осудил разделение партийных, советских, профсоюзных организаций по производственному принципу, осуществленное в 1962 году, как непродуманное и принял решение восстановить построение партийных организаций и их руководящих органов по территориально-производственному принципу.

Происходит повышение роли политических институтов общества:

· Советы – ключевое звено в развитии и укреплении Советского государства. Возрастание роли Советов особо отмечалось в третьей Программе КПСС, принятой XXII съездом партии. Трудящиеся избирали в местные, областные, Верховные Советы Казахской ССР и СССр своих представителей. В 1963 году в Верховный Совет республики было избрано 473 депутата, из них 158 женщин. В местные же Советы депутатов трудящихся Казахской ССР разных уровней было избрано 98806 депутатов. Большинство из них, или 45,4 % члены и кандидаты в члены КПСС. Но все же деятельность советских органов складывалась на основе партийных норм. Работа Советов оставалась за формализованной, на их обсуждение выносились второстепенные или заранее предрешенные вопросы. И дело дошло до того, что не Советы и депутаты контролировали государственные органы и должностных лиц, а наоборот, работники аппарата командовали депутатами Советов.

· Профсоюзы – на 1 января 1966 г. членами профсоюзов являлись 4 млн. человек. Профсоюзные организации участвовали в решении вопросов народного хозяйства, организаций социалистических соревнований, движении рационализаторов. Начиная с 1960 г. им было передано управление всеми санаториями и Домами отдыха, они ведали многими вопросами охраны труда, социального страхования.

В конце 1961 г. в распоряжение, также участки культурного обслуживания населения, такие как государственные клубы, библиотеки, киноустановки в совхозах. Одной из главных задач профсоюзов было – улучшение социально-бытовых условий трудящихся. Но зачастую профсоюзы выполняли подсобные функции, находились в подчиненном положении по отношении к партийным комитетам. Этому отвечал и традиционный образ профсоюзов как «рычагов», «приводных религий».

· Комсомол. К концу 1965 г. комсомол республики объединял в своих рядах почти 1 млн. юношей и девушек. В промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве трудилось более 400 тысяч комсомольцев. Одним из направлений работы комсомола Казахстана было шефство над важнейшими стройками. По его путевкам на эти стройки было направлено свыше 8 000 юношей и девушек. В 1962 г. на Х съезде ЛКСМ Казахстана комсомол республики взял шефство над животноводством. Поднялась роль молодежи в развитии спорта, охране общественного порядка.

Благодаря начавшемуся процессу демократизации общественной жизни стало возможным возвращение соотечественников в Казахстан, оказавшихся не по своей воле за границей. По мнению ученых М. Татимова, Б. Тулепбаева, П. Осипова из КНР в Советский Союз вернулись около 350000 человек, из них более 200 000 в Казахстан. Эти люди оказались жертвами тоталитарной системы. Состав репатриантов (т.е. вернувшихся на родину), был многонациональным: казахи, киргизы, дунгане, русские, татары, узбеки, уйгуры и т.д. Правительство республики провело ряд мероприятий по приему вновь прибывших, в основном, они расселялись в тех местностях, откуда когда-то были вынуждены уехать. Это был высокий акт гуманизма, но в силу различных причин подобные перемещения к 1963 году были приостановлены.

Курс на демократизацию общества, предпринятый ХХ съездом КПСС, обусловил важные коррективы экономической политики. Путь экстенсивного развития экономики исчерпал свои возможности, и все сильнее давали о себе знать факторы интенсификации.

В 50-60-е г.г. ХХ в. происходил поиск путей совершенствования управления производством, ускорения темпов научно-технического прогресса, преодоления отставания сельского хозяйства.

Многие экономические мероприятия были призваны решать проблему демократизации управления, расширения хозяйственных прав союзных республик.

Повысились темпы экономического роста. В 1954-1958 г.г. были построены и введены в эксплуатацию 730 промышленных предприятий и цехов. Среди них Жезказганская обогатительная фабрика, первая очередь Усть-Каменогорского машиностроительного завода горного оборудования, первые очереди Соколово-Сарбайского горно-обогатительного комбината, Актюбинский завод хромовых соединений, Шымкентский гидролизный завод, Карагандинский, Семипалатинский и Шымкентский цементные заводы. Все это позволило Казахстану в 1958 г. выйти на 3-е место по выпуску продукции среди союзных республик.

Интенсивное развитие экономики республики потребовало одновременного развития транспорта и связи. За годы пятой пятилетки объем капиталовложений по транспорту и связи республики составил 65,4 млн. руб, за 1956-1958 г.г. – 146, млн. руб. Сеть железных дорог в 1960 г. Возросла до 11,47 тыс. км по сравнению с 1945 г., длина дорог составляла 8,5 тыс. км. Вместе с тем, организация ритмической работы на железной дороге затруднялось тем, что отдельные участки ее в ходили в состав ряда железных дорог:

Трудности были устранены, когда на территории республики в 1958 году было создана казахская железная дорога с центром управления в Алматы.

Объем перевозок грузов водным транспортом увеличился в 2,4 раза, автомобильным – в 3,1 раза. Расширилась сеть авиалиний, пополнялдся парк гражданского воздушного флота, перевозка пассажиров возросла в 9 раз, грузов – почти в 4 раза.

Удельный все Казахстана в общесоюзной добыче железной руды достиг 5,4 % несмотря на то, что разработка железорудных месторождений республики началась в годы 5-ой пятилетки. Карагандинский металлургический комбинат стал базой снабжения металлургический комбинат стал базой снабжения металлом не только самой республики, но и Сибири, Урала, Средней Азии.

В 1960 г. в Казахстане было произведено 10,6 млрд. кВт. ч. электроэнергии, против 2,6 млрд. кВт. ч. в 1950 г. Вместе с тем резко отставало строительство линий электропередач и распределительных сетей, что значительной степени снижало эффективность электрификации республики.

Развивались связь и телевидение. Жители Алматы, Караганды, Шымкента, усть-Каменогорск стали регулярно принимать телевизионные передачи.

В 1957 году были упразднены отраслевые министерства, а предприятия переданы в ведение Советов народного хозяйства административных экономических районов (совнархозов). В Казахстане был образован Республиканский совнархоз и 8 региональных Советов.

Однако вскоре эта реформа стала давать сбои. Причинами этому были:

а) нарушалось руководство отраслями как единым целым;

б) терялась отраслевая перспектива в области технического перевооружения;

в) сохранился прежний характер отношений между производителем и потребителей;

В 1962 году была предпринята попытка укрупнения совнархозов в Казахстане.

Все послевоенные годы особенно остро ощущалась потребность в ликвидации диспропорций в развитии промышленности и сельского хозяйства. Более глубокому и критическому анализу, чем прежде, было подвергнуто состояния сельского хозяйства на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК ККСС, где с докладом выступил только, что избранный Первый секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущев, Пленум в первые за два с лишним десятилетия попытался встать на путь устранения негативных явлений в народном хозяйстве, особенно в аграрном секторе экономики, поставил вопрос о материальной заинтересованности трудящихся села, стимулирование личного подсобного хозяйства, расширение хозяйственной самостоятельности колхозов.

Тем самым была показана жизненная необходимость критического осмысления экономической политики и выработки новых подходов. Чтобы стимулировать развитие аграрного сектора, были списаны долги хозяйств по прежним выплатам, значительно уменьшились налоги. Затем были подняты закупочные цены на мясо, молоко, шерсть, картофель, овощи. Однако предпринятые реформы с целью улучшения системы сельскохозяйственного производства не затрачивали основ сложившейся структуры хозяйствования. Командно-административная система продолжала господствовать. Как следствия, продолжало существовать и некомпетентное вмешательство партийно-государственного аппарата в эту жизненно важную отрасль экономики, предопределившее экстенсивные методы ведения сельского хозяйства.

В начале февраля 1954 г. за неудовлетворительное руководство селом были освобождены от занимаемых должностей первый секретарь ЦК компартии Казахстана Шаяхметов и второй секретарь – Афонов. Состоявшийся вскоре съезд компартии Казахстана избрал первым секретарем ЦК П.К. Пономаренко, вторым – Л.И. Брежнева.

Февральско - мартовский (1954 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель». Было решено резко расширить посевы зерновых культур в Северных районах Казахстана, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе. За счет освоения новых земель в 1954-1955 г.г. планировалось распахать 13 млн. га земли и получить с них в 1955 г. 1100-1200 млн. пудов зерна, в том числе товарного – 800-900 млн. пудов.

На освоение целины выехали десятки тысяч специалистов, организаторов сельскохозяйственного производства.

За 1953-1958 годы в сельское хозяйство было направлено 266,6 тыс. механизаторских кадров.

В целях быстрейшего освоения земель был проведен ряд организационных мер, стимулирующих материальную заинтересованность людей в дальнейшем подъеме сельского хозяйства. Освоение целины поддерживалось и значительными льготами для трудящихся, прибывающих целинников, а также появилась возможность получить значительные премии работникам совхозов, выполнявшим производственные планы, надбавку за выслугу лет. Целинники обеспечивались бесплатным проездом с имуществом из мест выхода к месту вселения, единовременным денежным пособием на главу семьи в размере 500-1000 рублей на каждого члена семьи, кредит на постройку дома в размере 10 тыс. рублей на 10 лет (из них 35 процентов государство брало на себя), 1500-2000 рублей кредита на приобретение скота, продовольственная ссуда в размере 1,5 ц. зерна и мука, освобождения от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет. За 1954-1959 годы в освоение целинных земель Казахстана было вложено около 20 млрд. рублей.

Крупные масштабные производства привели к большому притоку рабочей силы, транспортных средств, оборудования на территорию Казахстана. Все это следовало увязать друг с другом, обустроить, обеспечить питанием и жильем людей, наладить систему культурно-массовых учреждений.

Целина как массовое и не очень подготовленное мероприятие привлекала не только специалистов и подлинных энтузиастов, но и большое количество случайных людей приехавших в эти края за длинным рублем. Например, из 650 тыс. человек, приехавших в северный Казахстан за первые два года, по мнению исследователей, людей, действительно нужных целине, было всего 130 тысяч. В ряде местностей целинных областей вследствие этого частыми были нарушение порядка, разбазаривание государственных средств, хищения.

Успехи целины.

В результате освоения целинных и залежных земель Казахстан превратился в крупный зерновой район СССР.

Крупные масштабы производства привели к большому притоку рабочей силы транспортных средств, оборудования на территорию Казахстана.

-Созданы необходимые условия для подъема многих отраслей народного хозяйства, в частности сельского хозяйства.

В течение 1954-1955 г.г. на целинных землях Казахстана было организовано 337 новых зерновых совхозов с общей земельной плотностью ходов свыше 17 млн. га., в том числе с пахотно-пригодной – более 10 млн. га.

Укреплена материально-техническая база. В 1954-1955 г.г. МТС и совхозы Казахстана получили 122 тыс. тракторов, свыше 30 тыс. комбайнов, свыше 22 тыс. грузовых автомобилей и большое количество других сельскохозяйственных машин.

На освоение целинных земель в Казахстан из Российской федерации, Украины, Белоруссии и других братских республик прибыло свыше 360 тыс. механизаторов, строителей и других рабочих.

Проведена серьезная работа по укреплению колхозов, МТС и совхозов руководящими кадрами и специалистами, созданы постоянные механизаторские кадры в МТС и совхозах.

Казахстан превратился в многонациональную страну.

Опираясь на огромную помощь государства, колхозы, МТС и совхозы республики успешно справились с заданием партии и правительства по освоению целинных и залежных земель.

Негативные последствия целины.

В период массового освоения целинных и залежных земель много говорилось о необходимости перевода на интенсивный путь развития, и все же в условиях экстенсивного земледелия эти цели зачастую сужались или в ряде случаев не выполнялись благодаря изношенной технике, подгонки показателей и др.

Рациональная система земледелия для целины была создана лишь спустя два десятилетия после ее массового освоения.

В погоне за показателями распахивались массивы территории. К началу 1961 г. в республике было вспахано 25,5 млн. га. Целины, или 61 % всей площади новых земель в СССР.

Тысячи гектаров земли изымались для застройки населенных пунктов, и для их инфраструктурного обустройства были отведены значительные площади плодородных земель.

Был нанесен непоправимый ущерб традиционной отрасли сельского хозяйства – животноводству, что привело к падению производства мясных и молочных продуктов.

К 1960 г. в Северном Казахстане было подвержено ветровой эрозии более 9 млн. га почв, выветривался плодородный слой, это равнялось примерно всей сельскохозяйственной площади Франции.

В целинных областях вследствие этого частными были нарушения порядка, разбазаривание государственных средств, хищения.

Серьезно отставало жилищное и культурно- бытовое строительство от темпов развития сельскохозяйственного производства и роста населения.

Возникла объективная угроза языку, социо-культурным институтам и всей системе жизнеобеспечения казахского этноса. Более 700 школ были переведены с казахского языка обучения на русский. Уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати.

Хроническое пренебрежение к социальным проблемам не могло пройти бесследно. Особенно крупный взрыв недовольства произошел летом 1958 г. строящийся в Темиртау металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской строй койна которую прибыло свыше 200 тыс. человек.

Для вновь прибывших строились дома, но ввиду их недостатках рабочих приходилось размещать в палатках. Трудности акклиматизации, недостаток питьевой воды, плохо налаженное питание вызывало у людей законное недовольство. Нередки были простои. Для социального взрыва нужен был какой-то повод.

Поводом для начала волнений в Темиртау послужили события 1 августа 1958 г., когда группа молодежи напала на объекты общепита. Первые противоправные действия постепенно перешли в беспорядки. К сожалению недовольством рабочих воспользовались уголовные элементы. Толпа грабила магазины, рынок, универмаг, столовую, осадила милиции. Беспорядки продолжались около трех дней.

Для пресечения бесчинств были привлечены войска, применено оружие. Среди участников беспорядков появились погибшие, но и среди военнослужащих и милиции были пострадавшие. Над зачинщиками беспорядков состоялся суд. К сожалению, события, происшедшие в Новочеркасске, в Темиртау и в ряде других мест, не заставили руководство республики и страны пересмотреть свои взгляды на дальнейшее развитие общества.

Главное содержание и основную направленность поворота середины 60-х годов ХХ в. Определила хозяйственная реформа. Эти мероприятия были, пожалуй, самой крупной за весь послевоенный период попыткой реорганизации экономики, поскольку сразу за тронули несколько отраслей – промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Вопросы для контроля

1. Дайте общую характеристику общественно-политической ситуации в Казахстане в период «хрущевского десятилетия»

2. Определите позитивные и негативные моменты развития экономики Казахстана в 1953-1964 гг.

3. Историческое значение освоения целины

Литература

1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк - Алматы, 1993

2.Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

3.Г.В.Кан .История Казахстана: Пособие для студентов – Алматы, 1998

4.Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

5.История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.