Лекция №10. Завершение формирования казахской народности: предпосылки, периоды и этнический состав

План:

1.Предпосылкиформирования казахской народности

2.Политическое и социальное значение этнонима “Қазақ”

3.Действие этнополитических и хозяйственных факторов при образовании казахских жузов

Цель лекции: рассмотреть основные этапы формирования казахской народности; выявить особенности этногенеза казахов.

Ключевые слова: этнос, этногенез, этноним, антропология, раса, лингвистика.

 

Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен и теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а также сопредельных территорий насельники которых участвовали в обширных этногенетических процессах Евразии (Евразия –самый крупный материк земли в ее Северном полушарии. В Евразию входят части света Европа и Азия).

Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два стержневых: лингвистический и антропологический. Примечательно, что в древности коренные насельники региона имели общую лингвистическую и антропологическую основу, и у современных потомков генетическая кластеризация в основном соответствует лингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два больших периода: индоевропейской и тюркский.

В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. Хронологически рассматриваемый период в Казахстане охватывает III-I тысячелетие до нашей эры.

Палеоантропологические исследования. (Палеонтрапология отрасль антропологии изучающая физический тип ископаемых людей питекантропы, неандертальцы кроминдации) позволили о характеризовать внешний облик древних популяций Казахстана эпохи бронзы. В этот период на всей его обширной территории были распространены различные варианты древних европеоидов, но преобладающим антропологическим типом был степной, называемый также андроновским по названию археологической культуры. В месте с тем в некоторых частях Юго-восточного (Семиречье) и западного Казахстана обитали племена оходные по фенооблику с локальным вариантом восточно- средиземноморской расы.

Таким образом у истоков древнего антропологического пласта Казахстана находились хорошо отличимые ярко выраженные варианты европеоидной расы без следов притока генов восточного (азиатского расового ствола. Следовательно, европеоидный облик древних популяций Казахстан был изначально явлением исключительно автохтонным, и важнейшие признаки облика передавались из поколения в поколение.

Изучение палеоантропологии Казахстана эпохи раннего железного века показало, что население всего региона по прежнему характеризовалось выраженными чертами европеоидной расы известными и в эпоху бронзы.

Удельный вес монголоидных элементов был еще незначительным в фенооблике древних популяций Казахстана. В целом у местных племен скифосакского времени часть физических черт уже принадлежала восточному комплексу представители которого впервые с данного периода фиксируются на данной территории.

В раннежелезном веке несколько иная этнокультурная картина наблюдается в западной части Казахстана где обитало кочевое объединение скифо-савроматских племен. Культурный очаг этой общности найдены в современных Актюбинской, Западно-Казахстанской, Атырауской и Мангистауской областях. По археологическим данным между Казахстанскими саками и савроматами прослеживается историческая близость в материальной культуре и укладе жизни.

В конце 1 тысячилетие до н.э.в юге- восточной части Казахстана на смену этническому объединению племен сакского времени приходит новый племенной союз с усунями, который как полагают исследователи, в сущности является последней фазой развития сакской культуры Поэтому подразделение племен на сак и усуней является условием отражающем лишь разные этапы эволюции единой этнической общности. В пользу этого говорят и данные палеоантропологии.

На протяжении более двух тысячелетий до н.э. насельники Казахстана в антропологическом отношений обладали единой основой морфо-физиологических особенностей. Она оказалась довольно устойчивой и в дальнейшем сохранилась в генетическом портрете современных казахов в виде предковых компонентов, характерных для населения бронзового и раннего железного веков Казахстана.

Палеоантропологические материалы Казахстана позволяют включить, что свойственный современным казахам феноблик окончательно сформировался не позднее XIV-XV вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас – автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.

Определение условной доли монголоидных по краниологическим сериям показало, что у современных казахов она составила около 70%. Масштабные комплексные антропологические исследования современных казахов содержат достаточно познавательную информацию, которая в полной мере соотносится с данными междисциплинарных изысканий при разработке проблем этногенеза, и все это, вместе взятое, неопровержимо демонстрирует общность генетического процесса и пути формирования этнокультурной основы у древнего и современного населения Казахстана. Имея древние истоки становления, казахский народ обретает реальное существование как признается большинством исследователей. Именно с этого времени, о чем свидетельствует весь комплекс источников, местные популяции образовали единый этнический массив со всеми специфическими особенностями генетического фонда и фенотипического облика, с самобытными культурными чертами и основами современного языка на всей территории Казахстана.

В этом антропологическом, этническом и лингвистическом качестве казахский народ предстает в единой системе человеческих цивилизаций.

В научной литературе утвердилось понимание этноса (т.е. народа – племени, народности, наций), как исторически сложившейся, устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими внешними физическими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп (т.е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для оформления этноса и дальнейшего сохранения его целостности важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации (консолидация – объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели) относа, в пределах единой, постоянной территории.

В XV-XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие века.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюрских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся в XV-XVI вв., составили многочисленные разноязыческие в прошлом племена и народы от саков, усуней, канпоев, гуннов, порков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, калчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.

Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности – эпохе разложения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти процессы были связаны с автохгонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обширных пространствах Центральной Азии. Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом казахстанско-среднеазиатском регионе и за его пределами.

В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону многолоидности. Не оставалась неизмененной и языковая ситуация, разноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам коневые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савроматов – в северных и западных.

Решающий этап в этнических процессов в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в заводном направлении с середины 1 тыс. н.э. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байрыку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.

На юго-востоке Казахстана Тюргешский канагат (VII-VIII вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседло-землодельческой и городской жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы.).

В Карлукскую федерацию племен (VIII-Х вв.), переместившихся на территорию Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственного карлуков, входили кочевые и полукочевые тюркоязычные племена, объединявшиеся единым термином “карлук”: тухси, чигили, азкиши, дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсханы и другие. В Карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый незначительный примесью монголоидности.

На территории Южного Казахстана государство огузов (IX-XI вв.) объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена в этнические группы долины Сырдарьи. В антропологическом облике огузов преобладали монголоидные черты.

В северных, восточных и центральных регионах Казахстана в VIII-XI вв. обитали кимакские и кыпчакские племена, также создавшие свою раннефоедальную государственность: в состав кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюрксие племена – кыпчаки, эймуры, кимаки, татары, баяндуры и др.

Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйственной жизни, материальной культуры, утверждение тюркского языка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых выше государственных образований, содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах. Все более сильное воздействие на этнические процессы оказывал политический фактор.

Государственное объединение кыпчакских племен (XI-XII вв.) содействовало этнополитическим и хозяйственно-культурным контактам массы тюркских племен обширных территорий от Иртыша до Урала и Волги и далее на запад. В составе племен кыпчакской конфедерации были кимаки (йемаки), баяндуры, баяуты, канглы, уран, югуры, токсоба, олбурлик, йета, буржоглы, анджоглы, дуруг и многие другие.

В XII – начале XIII вв. кыпчаки, как и карлуки; были на пути сложения народности, ранефеодального типа. Но события последующих столетий разробили и эту крупную этнополитическую общность, сделали восточных кыпчаков участниками сложения казахской, а также киргизской, узбекской, каракалпакской, ногайской и целого ряда других народностей. В начале XIII в. в Восточный и Юго-Восточный Казахстан переместились из Монголии и Алтая под давлением монголов Чингисхана тюркоязычные (по другим сведениям монголоязычные) найманы и киреиты, имевшие свои государственно-политические объединения и достигшие уровня раннеклассовых этнических общностей. Вовлеченные в орбиту монгольских завоеваний они расселились в разных областях Монгольской империи и принял участие в формировании многих тюркских народов.

Дальнейшие поступательное развитие этнической консолидации населения было задержано монгольским нашествием. Отрицательных воздействий на этническую ситуацию в регионе было слишком много. Была истреблена, уведена в рабство, втянута в завоевательные походы Чингизидов и перемещена за пределы Казахстана значительная часть населения. Оставшаяся часть тюркских племен Казахстана оказалась разъединенной между новыми политическими образованьями – улусами Джучи, Чагатая, Угэдэя, хотя при разграничении территорий между ними в определенной степени учитывались сложившиеся в прошлом этнические границы.

Добивался новый этнический компонент – монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана – жалаиры, конграты, мангыты, барласы, баарины и др. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел к вытеснению, перемещению местного населения. Феодальные войны и междоусобицы, политическое дробление улусов усилили процесс измельчания, разъединения, перемещения тюркских родов племен. Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного тюркского населения, но сами монгольские этнические группы ввиду их относительной немногочисленности и распыленности на огромных территориях были постепенно поглощены, ассимилированы преобладающей тюркской средой.

Монгольское завоевание оказало в целом большое влияние на ход этнических процессов на территории Казахстана. Оно явилось важнейшим политическим фактором, качественно изменившим ход развития этносов в регионе, открыло пути к сложению новых этносоциальных общностей. Постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркского населения, приняли их язык и обычаи.

Часть кыпчаков под давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы Северного Казахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, кереиты. Это вело к уменьшению численности населения в их коренных землях, ослаблению хозяйственного потенциала. Особенно сильно монгольское завоевание нарушило сложившуюся этнополитическую структуру в Семиречье. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в восточном Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы разобщал этнически родственные группы.

Распределив местное население по “тысячам” и “туменам”, раздробив кочевые племена между уделами и улусами, монголы смешали население, переместили крупные его массивы на новые места обитания. Замена близкородственных связей территориальными содействовала ускорению процесса консолидации кочевого населения в народность.

2. С установлением монгольского господства на территории Казахстана сложились особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительно неблагоприятных социально-экономических его последствий. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населения различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен племенных объединений, других этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей образования укрепления государств Ак-Орды, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды, Могулистана. В рамках этих государств появились более благоприятные, чем в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт-и Кыпчака Семиречья, взаимообщения и взаимодействия его во всех формах общественной жизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и владения, возникавшие в результате усобиц и войн в Золотой Орде и Чагатаидском государстве, упомянутые государства явили собой более прочную, этнически обособленную государственную организацию, обеспечивавшую входившим в него племенам и племенным объединениям территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения различных районов Казахстана.

В XIV – первой половине XV вв. в период Ак-Орды государства кочевых узбеков стабилизируется этнический состав племен на территории Казахстана, сглаживаются различия множества местных и переместившихся тюркских, монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Аблхаира (государства кочевых узбеков), Ногайской Орды был в основном идентичным. Их населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом) “узбек”: кыпчаки, уйсуны, конграты, кирейты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источники называют племена и роды, буркутов, кыятов, джатов, чимбаев, кенегесов, дурманов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров, уйратов и др. Многие из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов.

Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные в средневековых источниках под собирательным этнополитическим термином “могулы”: дуглаты (дулаты), кирейты (киреи), канглы (бекчики), булгачи и другие, числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племен вошла в состав другой ветви казахов - Старшего жуза. Другая часть могулов ушла в восточный Туркестан, гда стала составной частью уйгуров, а третья часть – в Притяньшанье, войдя в состав киргизов.

Возникнув на территории древних историко-этнографических областей – в районе расселения племен Кыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, и Могулистан в XIV-XV вв. сохраняли примественность основного этнического ядра местных племен древнего Казахстана.

Входя в разные государственные образования, население Казахстана в XIV-XV вв. пользовалось одним языком в то же время исследователями отмечается преемственность языка у большинства племенных групп и племен в до и послемонгольских государствах на этой территории. Антропологический материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве в основном антропологического типа населения, идентичного последующего времени.

Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в XIV-XV вв. как и прежде в монгольские улусы, усилило воздействие отмеченных выше факторов, в силу которых на территории Казахстана возникло несколько узлов этнической консолидации в форме трех жузов. Вопросу о происхождении жузов и их сущности уделялось немало внимания в исторической литературе. Востоковед В.. Вельяминов – Зернов в своей книге “Исследование о касимовских царях и царевичах” впервые попытался объяснить причины и определить время появления казахских жузов. Он относил завершение образования казахсвого народа ко второй половине XV в. Но его попытка выявить причины деления казахов на жузы не увенчалось успехом. Он неправильно связывал образование трех казахских жузов с расширением городов. По енго мнению, это обусловило создание Средней орды казахов.

Во второй половине XIX в. увеличилось число исследований по этногенезу казахов, но в удельном весе их возросло реакционное направление. А.Н.Харузин, М.Красовский, Л.Мейер, Г.Е.Грум-Гржимайло отрицали о времени сложения казахского народа, подменяли вопрос об этногезе вопросом казахов с историей предшествующих им образований. Так, М.Красовский образование казахского народа относит к поздним послемонгольским временам. И объясняет это объединением самостоятельных и разновременных орд-жузов, не имевших общей истории, но почему –то носивших одно название казах. Отрицая общность истории казахских жузов, он недоумевает, встречая верные свидетельства его существования: “Странно, в самом деле, каким образом в народе казацком, жившем некоторое время одной политической жизнью сохранились сравнительно довольно много исторических преданий о различных мелких событиях его жизни”.

Н.А.Аристов старался обосновать родоплеменную теорию образования кочевых племен. По его мнению, роды не только пользовались всеобъемлющим значением в бытовых укладах, но и играли весьма важную роль в их политической жизни.

Данные работы можно считать первым этапом изучения вопроса. На этом этапе накапливался материал о жузах, их племенном составе, времени их возникновения.

Начало второму этапу было положено. В.В.Бартольдом. Большинство ученых, вслед за этим выдающимся востоковедом, объяснили разделение казахов на три жуза тем, что оно диктовалось хозяйственно – экономическим районированием Казахстана, базирующимся на географо-климатических признаках.

Понимание природы жузов может быть достигнуто только при рассмотрении системы традиционного мировоззрения казахов, по сравнению с системами других народов.

Казахи Старшего жуза традиционного занимали территорию Семиречья, в частности бассейны реки Или и ее многочисленных притоков, предгорья Джунгарского, Заилийского и Киргизского Алатау, Каратау, междуречья Чу и Таласа, а также районы верхнего и отчасти среднего течения Сырдарьи. Примерная численность казахов Старшего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла 700 тыс. человек. Они подразделялись на группы: жалаир (примерно 100-110 тыс. человек), ошакты (около 20 тыс.), канглы (совместно с группой шанышклы – около 50 тыс.). дулаты (около 250 тыс), суаны (около 3 тыс.), албаны (100 тыс.) сары-уйсуни (10 тыс.), шапрашты (50-60 тыс). сгрели (40 тыс.), ысты (40-45 тыс.). Среди казахов Старшего жуза также проживали небольшие группы торе, кожа, бестамгалы и др. общей численностью примерно 15 тысяч.

Казахи Среднего жуза традиционно занимали территорию Центрального, Северного, Восточного и отчасти Южного Казахстана – по Среднему течению Сырдарьи. Места кочевок занимали все пространство в направлении с запада на восток: от водораздела Иргиз-Тургай-Тобол до Западного Алтая, Тарбагатая и отчасти Джунгарского Алатау, а с юга на север - от среднего течения Сырдарьи, пустыни Бетпак-Дала и северной оконечности озера Балхаш до южных пределов Западно-Сибирской неизменности, захватывая практически всю территорию Тургайского плато, Центрально-Казахстанского мелкосопочника, бассейны среднего течения Иртыша, низовья и среднее течение Ишима, Тургая Тобола и доходя до Кулундинской и Ишимской степей. Численность казахов Среднего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла примерно 1200-1300 тыс. человек, а с учетом казахов Китая и Монголии, главным образом найманов и кереев- более 1500 тыс. Крупнейшей племенной группой казахов были аргыны – около 500 тыс. человек, за ними следуют найманы - более 400 тыс., кыпчаки – 140-150 тыс., керей – 65-70 тыс. уаки – 55-60 тыс., конрады – только в пределах современной территории Казахстана – 40-45 тыс., а в Средней Азии – более 100 тыс. таракты – 10 тыс. Среди казахов Среднего жуза также проживали торе, толенгуты, киргизы, туркмены, бахтияры, шала казахи и другие, численность которых составляла примерно 15 тысяч человек.

Казахи Младшего жуза традиционно занимали территорию Западного Казахстана от водораздела Иргиз-Тургай-Тобол и Мугоджарские горы до восточной оконечности Каспийского моря и низовьев Урала и от нижнего течения Амударьи и Сырдарьи до Урала и Тобола, захватывая п-ов Мангышлак, северную часть плато Устюрт, восточную часть Прикаспийского низменности и возвышенности Общий сырт, Эмбенское и западную часть Тургайского плато, южную оконечность Приуралья, Мугоджары, северную часть Турнаской низменности и северное побережье Аральского моря. Общая численность казахов Младшего жуза на рубеже XIX-XX вв. вв. составляла примерно 1000 тыс. человек. Они подразделялись на три крупных объединения: Алимлы, байулы, и жетыру. Племенные группы алимулы насчитывали: Шекты – 60-80 тыс., шомекей – более 100 тыс., торткара – 50-60 тыс., кете – 50-60 тыс., каракесек –20-25 тыс., и карасакал – 10-15 тыс., группы байул: адай – 80-90 тыс., байбакты – 40 тыс., берш-4 тыс., тазлар –20 тыс., серкеш –45 тыс., маскар-20 тыс., тана-25 тыс., кызылкурт-40 тыс., жаппас-50 тыс., алтын –30 тыс., исык –20 тыс., есентемир-20 тыс, шихлар-70 тыс., и алаша – 40 тыс., группы жетыру: табын – 80 тыс., жагалбайлы –70 тыс., кеерит – 30-35 тыс., тама-40-45 тыс., толеу – 20 тыс., кердери – 20 тыс., и рамадан –5 тыс. Среди казахов Младшего жуза такде проживали небольшие группы торе, кожа, бахтияров и др. оьщей численностью примерно 10 тыс. человек.

Племена каждого из казахских жузов были связаны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию, совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно; в его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сыргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры и др. средний жуз занимал районы Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана: в его составе – кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, кирейты, карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской неизменности. В его составе племенное объединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар, карасакал, каракесек и др. Время и механизм образования жузов остаются неисследованными. Сведения источников относятся к позднему времени, однако появление составных частей жузов, т.е. наиболее крупных из упомянутых племен, на территории Казахстана было зафиксировано выше при изложении многих исторических событий в древности и средневековье.

Окончательное завершение процесса этнической консолидации казахской народности замедлялось разобщенностью отдельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав нескольких государственных образований. Следует отметить, что XIV-XV вв. продолжались многочисленные миграции.

Государственное объединение во второй половине XV-XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этническое территории ускорило процесс завершения формирования народности. В отличие от Ханства Абулхаира и Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу – уже сложившуюся казахскую народность.

На территории Южного Казахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных этнических узлов формирования казахской народности, двух крупных этнополитических общностей древнего Казахстана –Кыпчакского союза племен в Центральном, Северном и Южном Казахстане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жуза казахов. Их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней Сырдарьи и Каратау.

Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей и в письменных источниках, отражавших современные события под именем “казахи” (казак). Происхождение этнонима “казах” долгое время являлось предметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им относительно своего происхождения. В источниках этот термин употреблялся сначала в социальном смысле и означал “человека, отделившегося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений” (В.В.Бартольд). По “Тарих-и Рашиди” и другими источниками термин “казахи” применялся для обозначения политической группировки во главе с Джаныбеком и Гиреем, откочевавшей в Семиречье, сначала в форме “узбек-казахи”, затем “казахи”.

С укреплением ханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться подвластное им население. Постепенно термин “казахи” приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Одна из последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточных источников о термине казах и его социальной и этнической интерпретации представлена в книге С.Г. Кляшторного и Т.И. Султанова “Летопись трех тысячелетий”.

Контрольные вопросы

1.Формирование этнической территории

2.Версиии самоназвания этнонима ” казах”

3.Казахские жузы

4.Соотношение понятий ”узбек” и “казах”

5.Этнический состав жузов

Литература:

1. Тынышпаев М. История казахсого народа.-А.,1993,79-с.

2. Тынышбаев М. Великие бедствия (Ақтабан шұбырынды).- А.,1992, 146-с.

3. Кан Г.В. История Казахстана: Учебное пособие для вузов. - Алматы, 2005.

4. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: Летопись трех тысячелетий. -Алматы, 1992.