Лекция 1. Введение, цели и задачи курса «Историю Казахстана»

План

1. Цели и задачи курса «История Казахстана».Периодизация и «Белые пятна истории».

2.Основные приоритеты национальной истории .«Концепция формирования исторического сознания в РК».

3.Возрождение национальной истории(от 5июня 2013г.).Новейшие теоретико-методологическиеподходы к изучению истории

Цель: – определение и характеристика основных параметров изучения курса истории Казахстана

Ключевые слова – этногенез, историческая периодизация, общественно-экономическая формация, исторические источники

 

История Казахстана - наука, которая в целостном виде изучает исторические события, явления, факты, процессы, выявляет исторические закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.

Цель курса истории Казахстана - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейших времен до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа (этногенез – от греческих слов этнос – племя, народ и генез – развитие, означает возникновение какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических, антропологических особенностей).

Задачи курса:Знание историисвоей Родины является естественной потребностью мыслящей части общества. В современных условиях неизмеримо возросли роль и значение учебной дисциплины «История Казахстана», основными задачами которой являются сохранение исторической памяти и познание закономерностей общественного развития, консолидация общества, что возлагает большую ответственность, как на обучающих, так и обучающихся. В своем Послании народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050: новый курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н.А. Назарбаев обозначил десять глобальных вызовов ХХI века, среди которых – ускорение исторического времени, кризис ценностей цивилизации. В числе приоритетных целей в Стратегии-2050» были определены: знания и профессиональные навыки, укрепление государственности, формирование нового казахстанского патриотизма и исторического сознания нации.

Историческая периодизация – разделение исторических процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды истории в соответствии с объективными закономерностями развития общества.

История Казахстана делится на следующие периоды:

1. Древнейший период (2,5 млн. лет до н.э.-VIII в. до н.э.) – от появления человека на территории Казахстана до начала возникновения первых государств

2.Древний период (VII в. до н.э. – V в. н.э.) – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунны), их расцвет, кризис, падение

3.Средневековая история Казахстана (V в. н.э. – 30-е гг. XVIII в.)- 1-й этап – домонгольский период – до начала XIII в., 2-й этап – позднее средневековье – до начала присоединения Казахстана к России

4. Новая история Казахстана (30-е гг. XVIII в. – до февраля 1917 г.) – вхождение Казахстана в состав России, колониальный период.

5. Новейшая история Казахстана - 1-й этап – свержение царизма, Октябрь 1917 года, установление советской власти (1917-1920 гг.) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г.)

2-й этап – провозглашение независимости РК 16 декабря 1991 года и до настоящего времени – становление и развитие РК как суверенного, демократического, правового государства.

Данная периодизация основана на формационном подходе, то есть на разделении истории по общественно-экономическим формациям. Общественно-экономическая формация- это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

Исторические источники – это все то, что создано руками человека и что несет информацию о различных сторонах жизни общества, его материальной и духовной культуре. Согласно общепринятой классификации исторические источники, в том числе по истории Казахстана, делятся на письменные (старинные книги, летописи, всевозможные документы, художественная и научная литература) и вещественные (материалы археологическиз раскопок). Кроме того, выделяются произведения устного народного творчества и на более поздних этапах истории – кино/фото/фонодокументы.

Письменные источники и литературу по истории Казахстана можно условно разделить на несколько групп:

1. Письменные сообщения античных (древнегреческих и древнеримских) авторов – греческий историк Геродот («История греко-персидских войн»), греческий ученый Страбон («География»), римский историк Плиний и др.

2. Китайские династийные хроники, произведения китайских ученых и путешественников Сыма Цяня, Чжань Цяня

3. Ираноязычные (персидские) источники – «Авеста» (свод книг зороастрийской религии), персидские клинописные тексты

4. Древнетюркские источники – особое место занимает первый тюркский летописец Йоллыг-тегин – автор знаменитых надписей в честь Кюль-тегина, Бильге-кагана

5. Сведения по истории средневекового Казахстана содержатся в трудах средневекового арабского историка Ибн-аль–Факиха, записках путешественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома Рубрука

6. Древнерусские летописи – «Слово о полку Игореве», Ипатьевская, Сибирская летописи (по истории кипчакско-кимакских племен)

7. Труды - Мухаммед Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди», Кадыргали Жалаири «Сборник летописей», Ибн Рузбехана «Записки бухарского гостя» (по истории образования Казахского ханства)

8. Научно-историческая литература дореволюционного, советского, современного периодов

Вузовский курс отечественной истории является логическим продолжением знаний, приобретенных в средней школе, и способствует формированию фундаментальной образовательной базы наряду с другими дисциплинами обязательного компонента при подготовке специалистов всех квалификаций. При этом при разработке настоящей программы авторами преследовалась цель выстроить содержание курса таким образом, чтобы избежать повторения уже изученного по данной дисциплине материала в средней общеобразовательной школе, и изложить содержание на более высоком уровне теоретико-методологических обобщений и выводов, представить на основе новейших достижений казахстанской и зарубежных исторических школ различные точки зрения и подходы в освещении разнообразных тем отечественной истории. «Сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину. Нужно выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана» (5 июня 2013 г.).В содержании курса акцент сделан на реальных проблемах, с которыми сталкивался независимый Казахстан на начальных этапах становления суверенитета, найденных способах решения многих проблем по переустройству всех сфер жизнедеятельности казахстанского общества. Методологической основой данного курса являются новейшие разработки отечественных ученых по проблемам освещения современной отечественной истории.Также изучение курса «История Казахстана» предусматривает также включение вопросов современной политической истории страны, начиная с периода развала СССР, трансформации постсоветского пространства, обретения независимости нашей республикой, становления и укрепления независимого Казахстана, развития экономической, политической системы, определения границ, налаживания международных связей, вхождения в международное сообщество. Изучение этого предмета должно быть ориентировано на формирование исторического самосознания и идеи государственности с акцентом на её политическую составляющую..Президент Казахстана в своих программных работах неоднократно подчеркивает консолидирующее значение исторического сознания и роль учебной дисциплины «История Казахстана» в формировании патриотизма. В своем выступлении на ХХ сессии Ассамблеи народа Казахстана 24 апреля 2013 г. Глава государства отметил: «Историческое сознание казахстанцев должно работать на сплочение, на формирование патриотического отношения к своему прошлому, настоящему и будущему.Наше восприятие истории должно быть цельным, позитивным и объединять общество, а не разделять. Чтобы поднять на должную высоту национальный дух, надо четко осознать, какова наша реальная история, культура, религия. Национальная история казахов, их этногенез, должны рассматриваться как единый неразрывный процесс на протяжении тысячелетий. В этом контексте современный Казахстан закономерно предстает одним из ключевых исконных наследников великих степных цивилизаций». Также он отметил, что «Казахстан никогда не был в изоляции,поэтому в истории, как учебной дисциплине, должны быть достойно отражены процессы культурного и экономического взаимодействия казахов и других народов, вклад различных этносов в историю страны».За сравнительно небольшой по историческим меркам срок молодым независимым государством по своей значимости и масштабам свершений пройден путь, «равный столетию». Как отмечается в трудах и выступлениях Президента Казахстана, первое десятилетие Независимости Казахстана было «критическим десятилетием», когда «была сформирована крепкая экономика и сильное государство», вторые десять лет стали «временем роста и накопления сил», это «годы мира и созидания», «третье и четвертое десятилетия должны стать для нашей страны эпохой исторического рывка вперед». Достижению успеха начатых реформ и сохранению стабильности в обществе способствовала и знаменитая президентская формула: «сначала – экономика, потом – политика». В построении материала в предлагаемой программе, касающегося периода независимости Казахстана, отражен данный принцип, предполагающий рассмотрение сначала истории социально-экономического реформирования, затем политической системы суверенного государства. Для наиболее полного воссоздания исторической картины той или иной эпохи в содержании изучения курса «История Казахстана»уделено внимание не только освещению исторических процессов и событий в жизни нации и государства, но и повседневной жизни населения.

Вопросы для контроля:

1. Дать определения предмета, цели, задач курса истории Казахстана

2. Что такое историческая периодизация?

3. На какие основные группы делятся исторические источники по истории Казахстана?

 

Основная литература:

1. История Казахстана – Т.1.-«Атамура»Алматы, 2010.

2. Аяган Б.Г., Абжанов Х.М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современная история Казахстана: Учебник для студентов неисторических специальностей (бакалавриата) высших учебных заведений / Под общей редакцией Б.Г. Аягана. – Алматы: «Раритет», 2010. – 432 с.

3. Прошлое Казахстана в источниках и материалах / Под ред. С. Д. Асфендиярова. - Алматы:, 1998. - 350 с.

4 Тойнби А.Дж. Исследование истории / Арнольд Тойнби; пер. С. анг. К.Я. Кожурина.-М.:АСТ:АСТ МОСКВА,2010.-1119, [1] с.

5.Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

6.Кан Г.В История Казахстана: Пособие для студентов.Алматы 2005г.

Дополнительная :

7. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. – Алматы: «Жалын», 1999. – 352 с.

8. Ирмуханов Б. Этническая история древнего Казахстана: Очерк. - Алматы: «олке», 1998. - 146 с.

9.Козыбаев М.К.,Байпаков К.М., Таймағанбетов Ж. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. –Алматы,1993.

10.Маргулан А.Х., Акишев К.А.,Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. –Алматы, 1966.

11.Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана.-Алматы, 1979.

12.Кадырбаев М.К., Курманкулов Ж. Культура древних скотоводов и металлургов Сары-Арки. –Алматы,1992.

 

 

Лекция №2. Древний Казахстан

План

1.Представление о происхождении мира.Древние гоминиды

2.Казахстан в эпоху камня:(палеолит,мезолит, неолит,энеолит).

3.Казахстан в эпоху бронзы.

 

Цель занятия: – рассмотреть основные аспекты исторического развития древнейших человеческих групп, населявших территорию Казахстана в периоды каменного и бронзового веков

Ключевые слова – палеолит, мезолит, неолит, «неолитическая революция», андроновская культура, матриархат, патриархат

 

Наобширных пространствах Евразии в зоне пустынь, полупустынь и степей за последние 35 лет обнаружены и изучены многочисленные сто­янки каменного века. В устройстве поверхности аридной зоны Евразии принимают участие самые разнообразные типы рельефа, от высочай­ших гор и плоскогорий до низменных пустынь. Естественно, это разно­образие рельефа и ландшафтов.и расположение их в аридной зоне обу­словило не только разнообразие, но и сходство условий обитания древ­них гоминид. Для регионов аридной зоны характерно различие в эво­люции и ее длительность, особенности первоначальных этапов освое­ния территорий, а также происхождение и эволюция гоминид. Но для аридной зоны имеется одна характерная особенность — это абсолютное преобладание стоянок открытого (наземного) типа. Многие из них явля­ются комплексными и несут следы очень длительного пребывания древ­них предков людей на одних и тех же геоморфологических позициях (нередко в течении сотен тысяч лет).

По своему положению в аридной зоне, величине территории и раз­нообразию природно-ландшафтных зон, большому количеству типов рельефа Казахстан может служить моделью изучения палеолита арид­ной зоны Евразии. Предпосылки для появления древнейших гоминид на территории Казахстана следует искать, исходя из геолого-географических условий в переходный и самый важный момент в истории чело­вечества, которым является вторая половина плиоцена. Следы наибо­лее ранних гоминид, зафиксированные на огромной территории от аф­риканского материка до современной аридной полосы и территории Сибири, свидетельствуют о довольно обширном пространстве расселе­ния первобытных людей. Сейчас ясно одно: на рубеже 1,5—1 млн. лет на открытых пространствах Прикаспия, Туранских пустынях, в Монголии и Северном Китае уже существовали стоянки гоминид. Палеогеографические условия плиоцена позволяют считать, что равнины Азии с относительно невысокими горами и благоприятным климатом могли способствовать миграции древних людей далеко на север. В это время Казахстан, Монголия и Северный Китай были для ранних этапов засе­ления Евразии наиболее северными районами.

Катастрофа в конце плиоцена и четвертичное время изменила ситуа­цию. Гиндукуш и Гималаи, Каракорум, Тянь-Шань и Алтай стали не толь­ко непреодолимым барьером для муссонов, но и полностью преобразова­ли ландшафты. Изменение движения муссонов и циклонов, увеличение континентальное климата в аридной зоне способствовали опустынива­нию значительной территории. Различные регионы Казахстана в этих из­меняющихся условиях не одинаково реагировали на эти изменения.Наиболее устойчивыми условиями характеризуется регион Туранских и Прикаспийских пустынь. На побережье Каспийского моря и плато Ус­тюрт сохранились многочисленные стоянки каменного века, свидетельст­вующие о непрерывной эволюции от ранних этапов палеолита до неолита. Палеолит Прикаспия и Устюрта базировался на кремневом сырье. Осно­вой для длительной эволюции в прибрежной полосе Каспия и плато Ус­тюрт являлась стабильность палеографических условий (благоприятный климат; обилие объектов охоты и мест обитания; неограниченное количе­ство сырья; наличие пресной воды). Топография сохранившихся стоянок подтверждает данные геологов о неоднократном изменении береговой линии.Сары-Арка, с характерным сочетанием мелкосопочника и равнин, с широкими плоскодонными долинами была и также остается по геоморфо­логическим условиям наиболее стабильной областью. Эволюция палеоли­та здесь начинается с достаточно поздних этапов ашеля и не прерывается' до позднего палеолита. Своеобразие топографии стоянок каменного века указывает на возможное проникновение древних людей по главному водо­разделу Сары-Арки и дальнейшему расселению их в Северном Прибалха­шье. Стабильность палеогеографических условий, установившиеся и, по- видимому, не изменяющиеся пути миграций и обитания животных и пере­лета птиц, многочисленные выходы каменного сырья и постоянные источ­ники воды обусловили возможность длительного обитания первобытных коллективов, носителей различных культур палеолита на одних и тех же стоянках. Они располагались на шлейфах конусов выноса, на берегах рек, у глубоких плесов или у родников с пресной водой, которые, как теперь, так и раньше, в значительной мере определяли месторасположение стоя­нок и пути передвижения. Только экстремальные условия конца верхнего плейстоцена, когда было очень холодно и сухо, окончательно подорвали гидросеть. На фоне развившейся многолетней мерзлоты во многих райо­нах Сары-Арки были нарушены и не восстановились установившиеся свя­зи животных, обитавших в Сары-Арке, и гоминид, покинувших навсегда эти некогда традиционные места обитания. И только в переходных зонах, на периферии Сары-Арки в Прииртышье эволюция не прерывалась до нео­лита.

Переходные зоны всегда были объектом пристального внимания. Од­ним из таких, вероятно, очень интересных переходных участков является хребет Каратау. Своеобразие его географического положения заключается в том, что он является, с одной стороны, оконечностью хребтов Северного Тянь-Шаня и имеет характерную для них высотную поясность, а в наибо­лее холодные эпохи, видимо, имелись ледники. С другой стороны, он огра­ничивает и разделяет две крупные области: песчаные пустыни Средней Азии и глинистые пустыни Бетпакдалы. В климатическом отношении хр. Кара­тау имеет исключительно благоприятные условия. Такая ситуация для хр. Каратау сохранялась в течении длительного времени начиная, по крайней мере, с верхнего плиоцена. В пользу этого свидетельствуют многочислен­ные реликтовые растения и животные, сохранившиеся с неогена.

Вместе с тем, положение хребта Каратау в зоне пустынь обусловило и формирование здесь мощных песчаных по периферии и лессовых толщ во впадинах. Геологическое строение многих районов хребта Каратау также благоприятствовало постоянному обитанию здесь многочисленных стад животных, остатки которых известны из многих местонахождений, таких как Кошкурган, стоянка им. Ч. Валиханова и т. д. Не удивительно, что это асе способствовало обитанию здесь древнейших гоминид, которые нахо­дили здесь пищу и источники воды, а также хорошие места для обитания на берегах рек, в пещерах и лессовыхместах.

Однако особенностью переходных (пограничных) районов является фрагментарность и разнообразие событий и явлений. Так, палеолит хр. Каратау характеризуется, по крайней мере, двумя (может быть, тремя) ли­ниями эволюции. Первая линия характерна для куэстового района гор Малого Каратау и базируется на черных массивных кремнях — Борыказ- ган, Танирказган. Самые древние стоянки связаны с вершинами куэстов- останцев. Более «поздние» стоянки — ашельские, мустьерские и поздние палеолитические располагаются у подножия куэстов и имеют большой хронологический разрыв с местонахождением раннего палеолита Боры- казган и Танирказган.

Другая линия развивалась на кремнях светло-серого цвета, обладаю­щих более хорошими свойствами и позволяющих получать более качест­венные сколы с заготовок. Основной является стоянка им. Ч. Валиханова. Уникальность ее заключается в том, что ее существование связано с исто­рией лессового плато, которое рассекалось долинами рек.

Имеются еще следы третьей линии развития или линии развития на пес­чаниках. В районе стоянки им. Ч. Валиханова и некоторых других местах собраны образцы позднего палеолита, по своим типологическим особен­ностям напоминающие саякскую культуру Сары-Арки.

Каковы же были палеогеографические условия времени существова­ния позднепалеолитических культур Казахстана? Интервал времени при­нятый для Сибири, Казахстана, Средней Азии определяется в интервале от 40-30тыс. лет до 10 тыс. лет назад. Это время для Казахстана характеризуется большими изменениями в ландшафте, палеоклимате, фауне и флоре. К этому времени устройство поверхности Казахстана было близко к современному. В основных ареалах развитие культур каменного века шло без изменений.

Последнее, так называемое осташковское — сартанское, оледенение,и последствия сильного похолодания создали критическую ситуацию для значительной части Казахстана. Специфика климата этого времени тако­ва, что это было чрезвычайно холодное и сухое время.С этим временем связаны два важных палеогеографических события — появление обшир ной горной зоны в восточной половине Казахстана и четкое отличие па­леогеографических условий на западе и востоке Казахстана.

Второе событие, обусловленное первым, — деградация гидросети обшир­ного региона Сары-Арка и появление здесь мерзональных условий, при которых были нарушены сложившиеся издавна ареалы обитания живот­ных. Гоминиды ушли навсегда со своих обжитых мест. Следы их миграций в виде редких стоянок вдоль Сарысу, сухих долин и озер Торгайского про­гиба, вдоль цепочки озер по периферии Сары-Арки, возможно, являются следами тех, кому пришлось уходить вслед за животными. В целом сходная ситуация могла иметь место в таких районах, как северный Китай и Мон­голия.

Аридную зону необходимо рассматривать как единый сложный меха­низм, для которого необходимы постоянные, взаимно указанные ландшафт­но-климатические ситуации. Для Казахстана это три важнейших звена:

а) обширные пустынные районы Сары-Арки, Бетпакдалы, Туранские пустыни (песчаные и глинистые) - сердце аридной зоны в крупном мас­штабе и среда обитания в холодное время;

б) северные районы (лесостепь, степь) — ареалы обитания жаркого вре­мени;

в) горные области — зона обитания при экстремальных кризисных па­леогеографических ситуациях.

Наименее изученными остаются пока горные области Казахстана. Труд­ности поисков стоянок палеолита определяются здесь особенностями осадконакопления и скоростью преобразования рельефа.

Разные природные условия, вызванные географическими и климатичес­кими особенностями того или иного региона земного шара, явились ос­новными факторами точечного очеловечивания приматов. Они же во многом определяли различия в древнем хозяйстве и первобытной культуре населения разных широт и влияли на темпы последующего развития чело­вечества и цивилизации.

Каменный век – самый первый и продолжительный период в мировой истории, в том числе истории Казахстана. Он представлен исключительно вещественными историческими источниками, обнаруженными в результате археологических раскопок. За основу периодизации каменного века взяты изменения в технике обработки камня. Традиционно каменный век делится на три основных периода:

1. Палеолит – древнекаменный век (от греческих слов палайос-древний, литос-камень) – 2,5 млн. лет-10 тыс. лет до н.э.

2. Мезолит (мезос-средний) – среднекаменный век – 10 тыс.- 6 (5) тыс. лет до н.э.

3. Неолит (нео-новый) – поздне/новокаменный век- 6 (5) -3 (2) тыс. лет до н.э.

Иногда еще выделяется энеолит (меднокаменный век) как промежуточный период между каменным и бронзовым веком.

В течение этого периода произошли очень серьезные изменения в антропологическом типе человека его материальной, духовной культуре:

1) Формирование современного антропологического типа человека - человек разумный. Основные этапы антропологической эволюции человека в период каменного века:

1. Человек умелый (хомо хабилис), 2. Человек выпрямленный (хомо эректус), 3. Человек разумный (хомо сапиенс).

2) Прогресс в технике изготовления орудий труда из камня и других подручных материалов

3) Переход от присваивающего хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему (земледелие, скотоводство)

4) Эволюция общественных отношений, переход от первобытного стада к семейной (родовой) общине, начало формирования племен и племенных объединений. Господствующий тип общественного устройства в период каменного века – матриархат

5) Зарождение и дальнейшее развитие духовной культуры (первобытные религиозные культы, живопись, музыка и т.д.)

В исторической науке существует понятие «неолитическая революция», которое включает в себя серьезный изменения в жизни человека того времени а именно-переход от присвоения к производству, появление керамики и текстиля, новых форм общности-племен и племенных объединений. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о существовании древнейших человеческих групп на территории Казахстана в эпоху каменного века. Самые древние из находок, обнаруженных в Казахстане в результате археологических исследований, датируются примерно 700-м тысячелетием до н.э. Первые следы пребывания человека на территории Казахстана найдены в Южном Казахстане. Постепенно человек расселялся и в другие районы и уже в эпоху бронзы практически вся территория Казахстана была достаточно плотно заселена.

Бронзовый век Казахстана можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают скотоводческо-земледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия. В этническоми культурном отношений – время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры.

Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность, протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии. Важными ее центрами были части центрального, восточного и северного Казахстана. На западе Казахстана параллельно андроновской существовала близкая ей срубная культура. На юге андроновская культура соседствовала с родственной ей тазабагьябской в Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики. Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. Между тем, общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения.

Происхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее сложным является вопрос об определении этнической принадлежности населения. Существуют несколько мнений. Большинство (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты, Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, ономастики, археологических материалов. Буквально, в последние годы у языковедов-тюркологов, этнологов, историков появилось ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без какой-либо примеси монголоидных черт.

У андроновцев было скотоводческо-земледельческое хозяйство. Жилищами у них были землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено, что жили они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями – стенами с деревянными частоколами и рвами, башнями. Аркаим – считают протогородом той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с ушками.

В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные академиком А.Маргуланом к бегазы-дандыбаевской культуре. Культура получила название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется бегазы-дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят и принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государства.

Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При этом основой для укрепления социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежало собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами - инициацией.

С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак.

Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое имя, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности.

Изменения в хозяйстве андроновцев нашли отражения в их социальной структуре общества. В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы.

 

Вопросы для контроля:

1.Что такое «неолитическая революция»? К какому периоду истории относится смена матриархата патриархатом?

2.Где на территории Казахстана были впервые обнаружены протогородские поселения?

3.Где на территории Казахстана были обнаружены древнейшие следы пребывания человека?

Литература: