Завершение перестройки и распад СССР

В 1989 г. первоначальные перестроечные идеи были исчерпаны. Экономические реформы не давали ощутимого эффекта, в народном хозяйстве произошел спад производства, в обществе усилилась социальная напряженность. По стране прокатились забастовки шахтеров, начались табачные, водочные и хлебные «бунты» из-за нехватки продуктов.

 

 

Очередь. Фотография середины 1980-х гг.

 

К 1990 г. дискуссия о роли КПСС в обществе вышла далеко за рамки Политбюро ЦК. В партии совершенно четко оформились фракции консерваторов, требовавших сохранения привилегированного положения КПСС (образовали в 1989 г. Коммунистическую партию РСФСР во главе с И.К. Полозковым) и ультрареформаторов, желающих превращения КПСС в партию парламентского типа (созданная в январе 1990 г. «Демократическая платформа в КПСС» - В. Шостаковский, В. Лысенко, Б. Ельцин, Н. Травкин, Т. Гдлян и др.). М.С. Горбачев занимал центристскую позицию.

В 1990 г. состоялся последний XXVIII съезд КПСС. Авторитет партии упал, численность к середине 1991 г. сократилась с 20 млн. до 15 млн. чел. Утрата партией реальной власти в стране заставила М.С. Горбачева задуматься о создании нового властного центра. Состоявшийся в том же году III съезд народных депутатов СССР отменил 6-ю статью в Конституции СССР, дав старт многопартийности, и ввел в стране президентское правление. 2/3 голосов депутатов Президентом СССР был избран М.С. Горбачев. В декабре того же года была введена должность вице-президента (им стал Г. Янаев), а также расширены президентские полномочия: М.С. Горбачев получил право руководить Кабинетом министров и Советом Безопасности.

 

 

Изменения в высших органах власти СССР в 1989-1991 гг.

 

Все эти изменения происходили на фоне обостряющихся межнациональных отношений. Новыми «горячими точками» на карте Союза стали Фергана и Новый Узень (Казахстан), Кишинев и Сухуми. Но самыми драматичными стали события 1990 г. в Баку. Там на митингах, созываемых лидерами Народного фронта, прозвучали призывы к насильственному свержению советской власти и выходу Азербайджана из СССР. В ответ союзные власти объявили в ряде районов республики чрезвычайное положение, а в Баку ввели войска. В результате их столкновений с вооруженными группировками так называемого «Комитета обороны Народного фронта» погибло около ста человек (по неофициальным данным - тысячи).

Начавшееся весной 1990 г. формирование высших законодательных органов власти союзных республик дало старт заключительному этапу распада СССР. Избранные парламенты стали заявлять о государственных суверенитетах своих республик. В принимаемых декларациях говорилось о верховенстве республиканских законов над союзными, что вело к фактической ликвидации Союза как единого государства. Серия этих актов получила название «парада суверенитетов».

Начали «парад» республики Прибалтики. В марте 1990 г. Верховный Совет Литовской ССР объявил «о восстановлении независимости литовского государства», отменив на территории республики действие Конституции СССР и Конституции Литовской ССР. III съезд народных депутатов СССР квалифицировал эти решения как односторонние, не имеющие юридической силы. Но это решение не могло остановить развала Союза.

Решающий удар по целостности СССР был нанесен 12 июня 1990 г., когда избранный Съезд народных депутатов РСФСР на своем первом заседании принял Декларацию о российском государственном суверенитете. «Войну» с Центром повела теперь и РСФСР, стремясь получить право распоряжаться всей находящей на территории России собственностью. Это немедленно отразилось на народном хозяйстве страны. Годами отлаженные экономические связи между предприятиями республик и регионов разрушались. Кризис усугублялся. Процесс распада единого народнохозяйственного комплекса стал необратим. Требовалось безотлагательная разработка нового Союзного договора.

Различия в понимании того, каким должен быть Союз, выявились с первых же шагов. Выдвинутая М.С. Горбачевым идея «сильный Центр - сильные республики» не устраивала республиканских руководителей, которые выступали за конфедерацию.

Еще одним камнем преткновения в переговорах с лидерами союзных республик стал экономический вопрос. Сам М.С. Горбачев, видя бесперспективность прежних попыток исправить ситуацию, высказался за разработку новой экономической программы. В 1990 г. правительственная программа была готова. Документ провозглашал курс на построение государственно регулируемых рыночных отношений с развернутой системой социальной защиты населения. План был рассчитан на 6 лет ипредусматривал в качестве первоочередной меры либерализацию (освобождение) цен при полной или частичной компенсации. Затем должна была последовать передача заводов и фабрик в собственность трудовых коллективов за исключением предприятийэнергетики, топливной промышленности, транспорта, связи и ВПК, которые должны были остаться государственными. Стольпостепенное введение рыночных отношений должно было проходить в сочетании с антимонопольным законодательством, программой по привлечению зарубежных инвестиций и конвертации рубля.

Российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным поддерживало альтернативную программу экономических реформ «500 дней», выполненную экономистами С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. В отличие от правительственной программы, российский план, как это явствовало из названия, отводил на весь процесс перехода к рынку 500 дней (1,5 года). В течение первых 100 дней С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский предполагали провести чрезвычайные меры (организовать приватизацию, децентрализацию, принудительную аренду предприятий, ввести антимонопольное законодательство). Результатом этих мер, по мнению экономистов, станет стабилизация рубля, после чего можно проводить либерализацию цен и вводить жесткие финансовые ограничения (100 – 250 дни). Вслед за этим наступит стабилизация рынка (250 – 400 дни) и начало экономического подъема (400 – 500 дни).

М.С. Горбачев явно склонялся в пользу программы «500 дней». На этой основе произошло даже его примирение с председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным. Команда, работавшая над программой «500 дней», действовала по их совместному поручению. Однако на сессии Верховного Совета, когда обе программы были представлены к обсуждению, М.С. Горбачев неожиданно отказался от «500 дней», предложив на основе двух программ подготовить объединенную.

15 октября 1990 г. Президент СССР выступил с компромисснойконцепцией по стабилизации народного хозяйства и постепенного перехода к рыночной экономике. Изложенные в документе идеи вызвали критику со стороны российского руководства, в первую очередь, из-за медленных темпов приватизации. Из-за горбачевско-ельцинских противоречий выработка единой экономической политики была сорвана.

Критика в адрес Президента СССР усиливалась. Он катастрофически терял власть и авторитет во всех слоях общества. На IVсъезде народных депутатов СССР депутат С. Умалатова потребовала отставки Президента СССР, а министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе заявил о своей отставке из-за наступления диктатуры. Демократы подталкивали М.С. Горбачева к решительному реформированию системы и смене строя; консерваторы (в частности, депутатская группа «Союз») - к введению в стране чрезвычайного положения во имя сохранения СССР.

В начале 1991 г. Союзное руководство предприняло еще одну отчаянную попытку стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Для сокращения объема денежной массы и снижения покупательной способности населения в условиях дефицита товаров было решено произвести частичное изъятие денег из обращения. Просочившиеся в прессу слухи оконфискационной реформе новый Председатель Совета Министров СССР В.С. Павлова решительно опроверг, заявив, что нужны комплексные методы оздоровления экономики, но 22 января в вечерней программе «Время» объявил об обмене 50 и 100 рублевых банкнот на купюры нового образца.

Обмен денег был обставлен массой условий: сумму до 350 рублей обменивали в течение 3-х дней по месту работы или в сберкассе по месту жительства (при обязательном выставлении штампа в паспорте); сбережения от 350 до 1,5 тысяч рублей (такова была средняя годовая зарплата) меняли в течение полугода. Для обмена более крупных сумм необходимо было доказать легальность их источника. Результатом денежной реформы В.С. Павлова стало изъятие из обращения около 10 млрд. руб., или трети сбережений населения хранившихся в купюрах такого достоинства.

Другими антиинфляционными мероприятиями правительства стали частичное замораживание вкладов граждан в Сбербанке(в месяц человек мог снять не более 500 руб.) и трехкратное повышение со 2 апреля 1991 г. розничных цен.

Начавшийся 1991 г. ознаменовался не только денежной реформой, но и обострением соперничества между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. Попытка союзных властей в январе в Вильнюсе и Риге силовыми методами сдержать сепаратизм прибалтийских республик вызвала бурную негативную реакцию российского руководства. Б.Н. Ельцин заявил о солидарности России с прибалтийскими республиками и поставил вопрос о необходимости защиты российского суверенитета, вплоть до создания собственной армии, если того потребует обстановка.

Разрешить противоречие между Центром и республиками и определить дальнейшую судьбу СССР должен был референдум 17 марта 1991 г. На всенародное обсуждение был вынесен вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?» Население высказалось в пользу сохранения Союза. В референдуме приняло участие 148 574 606 человек, или 80,0% включенных в списки граждан. Из них ответили «да» — 113 512 812 человек, или 76,4%.

Президент СССР воспринял итоги референдума как победу Центра. 23 апреля 1991 г. М.С. Горбачев и руководители 9 союзных республик (за исключением лидеров Армении, Грузии, Молдавии, Латвии, Литвы и Эстонии) приняли Заявление «9+1» о стабилизации обстановки в стране и преодолении кризиса. Месяц спустя в подмосковной резиденции Ново-Огарево началисьдискуссии о новом Союзном договоре. После жарких дебатов проект договора был опубликован. Обновленный СССР получил название Союз Суверенных Государств. Подписание Союзного договора было назначено на 20 августа 1991 г. 5 августа М.С. Горбачев уехал отдыхать на Форос в Крыму.

Утром 19 августа 1991 г. по всесоюзному радио было зачитано Заявление советского руководства о том, что Президент СССР М.С. Горбачев по состоянию здоровья не может выполнять свои функции и его полномочия переходят к вице-президенту Г.И. Янаеву. «Желая предотвратить сползание к общенациональной катастрофе, сохранить в соответствии с результатами всенародного референдума единое государство», союзное руководство в лице и.о. Президента Г.И. Янаева, Премьер-министра В.С. Павлова, первого зам. председателя Совета обороны О.Д. Бакланова объявляло о введении чрезвычайного положения. Для управления страной и эффективного осуществления чрезвычайного режима образовывался Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав помимо упомянутых лиц вошли: председатель КГБ В.А. Крючков, министр внутренних дел Б.К. Пуго, министр обороны Д.Т. Язов, председатель Крестьянского союза В.А. Стародубцев и президент Ассоциации госпредприятий А.И. Тизяков.

ГКЧП заявило о запрете проведения митингов и демонстраций, прекращении деятельности политических партий, установлении контроля над средствами массовой информации и введении в связи с чрезвычайным положением войск в Москву.

Руководители большинства республик заняли выжидательные позиции. Центром сопротивления ГКПЧ стало российское руководство – президент РСФСР Б.Н. Ельцин (избран 12 июня 1991 г.), Председатель Совета Министров РСФСР И.С. Силаев и и.о. председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов. В 9 часов утра российские руководители обратились к гражданам России, назвав действия ГКЧП «правым, реакционным, антиконституционным переворотом», а само создание этого Комитета -неконституционной акцией. Б.Н. Ельцин, И.С. Силаев и Р.И. Хасбулатов призвали граждан России «дать достойный ответ путчистам», насильственно отстранившим от власти Президента страны.

Между ГКЧП и российским руководством началась «дуэль указов». Б.Н. Ельцин объявил о подчинении РСФСР союзных органов исполнительной власти и силовых структур (КГБ, МВД и Министерства обороны) и призвал граждан России к всеобщей забастовке. В ответ в Москву были введены танки.

 

 

Баррикады у Белого дома. Фотография 1991 г.

 

Для защиты российского руководства у Дома Советов России (так называемого «Белого Дома») стали собираться молодые люди, представители интеллигенции и предприниматели. В ночь с 20 на 21 августа, в районе Садового кольца и Нового Арбата состоялось первое столкновение солдат и граждан. При попытке толпы остановить колонну бронемашин, следовавших в сторону Смоленской площади, погибли три москвича и пострадал механик-водитель одной из БМП.

Почти всю ночь в районе «Белого дома» сохранялась напряженная обстановка. Ходили слухи о готовящемся штурме здания спецподразделением КГБ «Альфа». Штурма не последовало, а с середины 21 августа боевая техника и солдаты стали покидать столицу. В Доме Советов открылась чрезвычайная сессия Верховного Совета России, на которой Б.Н. Ельцин заявил, что Президент СССР здоров и находится в изоляции на своей даче в Форосе. В Крым была направлена делегация народных депутатов во главе с вице-президентом А.В. Руцким и председателем Совмина И.С. Силаевым. Другим рейсом в Форос вылетели осознавшие провал своей «операции» и члены ГКЧП.

Вечером 21 августа М.С. Горбачев был доставлен в столицу. Происшедшее 19-21 августа 1991 г. он квалифицировал какзаговор, а своих недавних соратников охарактеризовал как государственных преступников. Все решения ГКЧП были отменены, а заговорщики освобождены от занимаемых постов и арестованы по обвинению в государственной измене.

М.С. Горбачев вернулся к исполнению обязанностей Президента СССР, но после «августовского путча» центр власти окончательно переместился в республики, которые в августе-октябре объявили о своей независимости. Под давлением Верховного Совета РСФСР 24 августа 1991 г. М.С. Горбачев ушел с поста Генерального секретаря ЦК и распустил ЦК партии.Многомиллионная партия исчезла, не оказав, в сущности, никакого сопротивления. Контроль над финансовой системой СССР (Госбанк и Внешэкономбанк), предприятиями, Академией Наук СССР, ВУЗами и предприятиями, находящимися на территории России перешло к руководству РСФСР.

Состоявшийся 2-5 сентября 1991 г. V съезд народных депутатов СССР заявил о своем самороспуске, и создании новых органов власти - Верховного Совета, сформированного по принципу равного представительства от республик, Государственного совета (высшего органа для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики) и Межреспубликанского экономического комитета для координации управления народным хозяйством. Союзный Кабинет Министров перестал существовать.

Будущее СССР стало туманным. М.С. Горбачев попытался реанимировать Ново-Огаревский процесс, но главы республик, напуганные ГКЧП, не доверяли Центру. 18 октября 1991 г. между Президентом СССР и лидерами 8 республик (кроме Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана, Латвии, Литвы и Эстонии) был подписан договор об экономическом сообществе. В начале ноября была озвучена идея о создании Союза Суверенных государств. Однако лидер украинской делегации, Л.М. Кравчук, ссылаясь на итоги прошедшего в республике референдума (большинство граждан высказались за независимость), отказался подписывать Союзный договор. Переговоры зашли в тупик.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (близ Бреста) лидеры трех республик-учредителей СССР - Белоруссии, России и Украины - тайно собрались для переговоров о будущем СССР. В результате переговоров родилось «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». В документе констатировалось, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, а выход республик из состава СССР стал реальным фактом из чего следовало, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Лидеры России, Украины и Белоруссии заявили об образовании Содружества Независимых Государств, к которому могут присоединиться все бывшие республики Союза, а также иные государства, разделяющие цели и принципы Беловежского соглашения. Как позже горько заметил М.С. Горбачев, три человека «встретились в лесу и «закрыли» Советский Союз».

Руководителям бывших республик СССР казалось, что они выход из тупиковой ситуации. Гражданам СНГ были обещаны «прозрачные границы», свобода передвижения, равноправие, единая валюта, общая система транспорта и связи, единый оборонительный союз и т.п. «Как бы ни было тяжело расставаться с Сою­зом, мы должны признать, что на его месте не пустота, а объединение на­родов и государств. - заявил Президент России Б.Н. Ельцин. - Оно может стать даже более прочным, чем Союз, ко­торый держался на команде, принуж­дении и выкручивании рук». Однако на практике СНГ стал формой цивилизованного «развода» бывших союзных республик.

В конце декабря 1991 г. парламенты союзных республик ратифицировали Беловежские соглашения, а 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча глав 11 государств СНГ. Четыре дня спустя, 25 декабря 1991 г., в 19 часов по телевидению с заявлением опрекращении своей деятельности на посту Президента СССР выступил М.С. Горбачев. «…Я покидаю свой пост с тревогой. -завершил свое выступление первый Президент СССР. - Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы -наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни».

 

 

М.С. Горбачев 1991 г.

 

После завершения телеобращения, в 19 часов 38 минут, над Кремлем был спущен красный флаг с государственной символикой СССР, место которого занят российский триколор. СССР прекратил свое существование.

 

Третий, завершающий этап перестройки (1990-1991 гг.) характеризовался отказом от монополии КПСС на власть и планами по переходу к регулируемой рыночной экономике. Однако, как и ранее проведенные мероприятия, горбачевские преобразования оказались компромиссными и непоследовательными. Недовольство граждан и республиканских властей неэффективностью «перестройки» вылилось в рост сепаратизма. Союзные республики взяли курс на выход из СССР. М.С. Горбачев попытался переломить ситуацию с помощью заключения нового Союзного договора, но после событий 19-21 августа 1991 г. в Москве, сделать это стало уже невозможно. В декабре 1991 г. лидеры трех союзных республик - России, Украины и Белоруссии - подписали Беловежские соглашения о прекращении существования СССР и создании СНГ.

 

4.9.3. «Новое политическое мышление» международные отношения

Приход М.С. Горбачева и начавшиеся широкомасштабные изменения затронули и область международных отношений. В продолжавшейся 40 лет «холодной войне» наметилось «потепление». Первым признаком «оттепели» стало провозглашенное на XXVII съезд КПСС в 1986 г. «новое политическое мышление».

Основными положениями новой внешнеполитической доктрины стали тезисыо взаимозависимости и ответственности всего мирового сообщества перед лицом глобальных проблем, о приоритете общечеловеческих ценностей над другими (национальными и классовыми), о невозможности решения международных проблем силовым способом. «Победить должны все, иначе все проиграют», – заявил М.С. Горбачев.

«Новое политическое мышление» обозначало по сути отказ советского руководства от продолжения политики конфронтации с Западом. Демонстрацией серьезности намерений М.С. Горбачева стали его кадровые решения. Министр иностранных дел А.А. Громыко, известный на Западе своей жесткостью и неуступчивостью, и потому прозванный «господином «нет», был заменен близким генсеку Э.А. Шеварднадзе.

В 1985 г. СССР начал частичный вывод своих ракет средней дальности из Восточной Европы в надежде на прекращение американцами разработок в области глобальной системы ПРО (программы «Стратегической оборонной инициативы»).

В период с 1985 по 1986 гг. с советской стороны последовал еще ряд мирных инициатив: СССР объявил об одностороннем моратории (прекращении) на ядерных испытаний и предложил программу ядерного разоружения к 2000 г.

 

 

М.С. Горбачев и премьер-министр Великобритании М. Тэтчер.

Фотография 1980-х гг.

 

В 1987 гг. руководители СССР и Сша подписали соглашение о запрещении ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Согласно заключенному договору, СССР должен был уничтожить 1752 ракеты, а США – 869. Кроме того, Советский союз по собственной инициативе ликвидировал ракеты средней и малой дальности в Сибири и на Дальнем Востоке. Столь значительные уступки в области сокращения ядерных зарядов удивил даже американских экспертов, присвоивших внешнеполитическим мероприятиям М.С. Горбачева название «политики бескорыстного дарения».

 

Президент США Р. Рейган и М. С. Горбачёв. Фотография середины 1980-х гг

 

Благодаря новым подходам во внешней политике улучшились взаимоотношения между СССР и США, странами Европы, Азии. Состоялись многочисленные встречи М.С. Горбачёва с лидерами западных стран.

Благодаря «новому политическому мышлению» произошли необратимые изменения и в отношениях СССР и социалистических стран.

В 1989 г., во время советско-американских переговоров на Мальте, М.С. Горбачев заявил об отказе от «доктрины Брежнева» и переходе к «равноправным отношениям, уважению суверенитета и независимости» братских стран. Тяжелое экономическое положение заставило советское руководство снизить экономическую помощь социалистическим странам, чем не замедлили воспользоваться Западные страны, начавшие финансирование оппозиционных коммунистам сил.

 

 

Советский плакат

 

Осенью 1989 г.в ГДР, Болгарии, Румынии и Чехословакии прошли массовые выступления против существующих режимов. СССР не стал вмешиваться в политический процесс, в результате чего в странах Восточной Европы прошли выборы, где победилипрозападные политики. В бывших соцстранах начался переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий.

В большинстве стран это переход был мирным, и получил название «бархатных революций», но из общего правила существовали и два кровавых исключения – Румыния и Югославия. В ходе свержения режима Н. Чаушеску в Румынии погибло свыше тысячи человек; а в Югославии началась долгая и кровопролитная гражданская война, завершившаяся распадом государства.

Апофеозом революционных событий в Восточной Европе и символом окончания «холодной войны» стало падение Берлинской стены и объединение в 1990 г. Восточной (бывшей ГДР) и Западной (ФРГ) Германии в единое государство.

Снос Берлинской стены. Фотография 1989 г.

Падение коммунистических правительств в восточноевропейских странах привел к распаду социалистического содружества. В 1990 г. НАТО и ОВД подписали заявления о прекращении взаимной вражды, в 1989-1991 гг. из Германии, Чехословакии, Венгрии и Польши были выведены советские войска, а весной 1991 г. СЭВ и ОВД прекратили свою деятельность. Социалистический блок перестал существовать, что было расценено американским руководством как победа в «холодной войне».

Еще одним важным шагом во внешней политике СССР стал вывод советских войск из Афганистана. Советская интервенция быларешительно осуждена II Съездом народных депутатов СССР и 15 февраля 1989 г. последний советский солдат пересек афгано-советскую границу.

Последние годы существования СССР ознаменовались заключением ряда договоров с США, принимавших все более капитулянтский характер. В 1990 г.было подписано соглашениео сокращении обычных вооружений в Европе, а в 1991 г.договор об ограничении стратегического наступательного вооружения (СНВ-1). В соответствии с последним документом, количество стратегических ядерных ракет стран не должно было превышать 6-6,5 тысяч боеголовок. Выполнение СНВ-1 началось с 1994 г.

 

«Новое политическое мышление» ознаменовало переход от конфронтации к сотрудничеству между СССР и Западом. В 1987-1991 гг. были заключены несколько важных советско-американских договоров. Однако общий социально-экономический кризис, а также отказ М.С. Горбачева от «доктрины Брежнева» привел к роспуску СЭВ, ОВД и распаду социалистического лагеря, что было расценено американским руководством как победа в «холодной войне».

 

5. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

5.1. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА

5.1.1. Становление новой российской государственности

После распада СССР начался новый период в истории России. Датой отсчета новой российской государственности можно считать «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР», принятую 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов России. Вскоре РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) была переименована в Российскую Федерацию (РФ).

 

 

Б.Н. Ельцин 1991 г.

 

К моменту распада СССР, Россия представляла собой президентскую республику. По закону «О президенте Российской Федерации», одобренному III Съездом Народных Депутатов, глава государства был наделён правом законодательной инициативы и широкими исполнительно-распорядительными функциями, однако не имел права роспуска органов законодательной власти и изменения национально-государственного устройства Российской Федерации. В случае нарушения конституции или законов страны, по заключению Конституционного Суда, президент мог быть отрешён от должности двумя третями голосов делегатов Съезда Народных депутатов.

Выборы первого Президента России состоялись 12 июня 1991 г.и завершились победой Б.Н. Ельцина, занимавшего до того пост председателя Верховного Совета РСФСР. В связи с проведением экономических реформ, Президент возглавил правительство и получил от Верховного совета дополнительные полномочия по изменению структуры высших органов исполнительной власти.

Но одновременное существование президентской вертикали и советской системы представительной власти в лице съезда Народных Депутатов и Верховного Совета создавало определённые проблемы, особенно обострившиеся в связи с начатыми в стране экономическими реформами.

 

 

Принесение присяги Б.Н. Ельциным. Фотография 1991г.

 

Нарастающее в результате экономических преобразований социальное напряжение сказалось, в первую очередь, навзаимоотношении органов законодательной и исполнительной власти: VI и VII съезды Народных Депутатов, под влиянием избирателей, выказались за корректировку реформ. С аналогичными заявлениями выступили также председатель Верховного Совета России Р.И. Хасбулатов и вице-президент А.В. Руцкой.

Разрешить противоречия был призван назначенный 25 апреля 1993 г. всенародный референдум, на который были вынесены четыре вопроса:«Доверяете ли вы Президенту РФ Б.Н. Ельцину? Одобряете ли вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.? Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ? Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?»

Результаты всенародного опроса продемонстрировали наличие в российском обществе глубокого раскола. Ни президент, ни народные депутаты не смогли одержать в нём решительной победы: из 69 млн. человек пришедших на референдум (т.е. из 64% жителей страны), 58,7% населения высказало доверие президенту, 53% поддержало его социальную политику, вместе с тем, выступив за досрочное переизбрание как исполнительной (49,3%), так и законодательной (68%) власти.

Обозначившийся к 1993 г. кризис во взаимоотношениях различных ветвей федеральной власти, нашёл своё окончательное выражение 21 сентября 1993 г.в указе президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», согласно которому на всей территории России вводилось прямое президентское правление, прекращалась деятельность Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и назначались выборы в новый двухпалатный парламент – Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Явное несоответствие данного указа конституции России привело к непродолжительной дуэли властей. Верховный Совет, на основании решения Конституционного Суда России о незаконности указа № 1400, отрешил Б.Н. Ельцина от должности и 22 сентябряназначил президентом отстраненного Б.Н. Ельциным вице-президента А.В. Руцкого. Х съезд народных депутатов одобрил решение Верховного Совета. В ответ на это Б.Н. Ельцин приказал оцепить здание Верховного Совета – Белый Дом.

 

 

Октябрьские события в Москве. Фотография 1993 г.

 

2 октября 1993 г. на Смоленской площади произошло столкновение милиции и защитников Белого Дома. 3 октября демонстранты во главе с А. Руцким штурмом захватили мэрию и попытались захватить Останкино. Вечером 3 октября Б.Н. Ельцин ввел чрезвычайное положение, а утром 4 октября 1993 г. Белый Дом был расстрелян из танков. Руководители обороны Белого Дома. А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов. А. Макашов и др. были арестованы. В ходе октябрьского противостояния, по официальным данным, погибло 145 человек.

Демонтаж советской политической системы окончательно оформили указы Президента от 7, 9 и 26 октября 1993 г., упразднявшие советы всех уровней и передававшие их функций главам администраций и представителям Президента, и новаяКонституция России, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. большинством голосов принявших участие в опросе. Новый основной закон страны оформил более широкие, по сравнению с прежней конституцией, полномочия президента России.

Помимо президентской власти Конституция 1993 г. предусматривала разделение властей. Высшим органом законодательной власти объявлялось Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации; органом исполнительнойвласти – Правительство РФ; судебной – Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды. Граждане России получили право частной собственности, в том числе на средства производства, и свободу предпринимательской деятельности. Россия провозглашалась демократической республикой и федерацией, состоящей из 89 субъектов (республик, краев, областей и округов).

 

 

Российская федерация с 1993 г (с изменениями 2005-2006 гг.)

 

Прекращение монополии КПСС дало старт формированию в СССР, а затем и в России, многопартийности. Площадкой, где новые политические организации оттачивали свое мастерство, стали всенародные выборы депутатов Государственной Думы РФ.

Так в выборах в Государственную думу 1993 г. участвовало 35 партий и общественно-политических движений, но преодолетьтребуемый для получения депутатских мест пятипроцентный барьер смогли немногие. Выборы 1995 и 1999 гг. продемонстрировали ту же картину. В числе наиболее влиятельных политических сил оказались Либерально-демократическая партия России (лидер В.В. Жириновский), Коммунистическая партия РФ (лидер Г.А. Зюганов), Аграрная партия России (лидер М.И. Лапшин) и движение «Яблоко» (лидер Г.А. Явлинский). Не сразу Кремлю удалось организовать так называемую «партию власти», которая поддерживала бы в Думе все президентские начинания. Первая и вторая попытки создания таких организаций оказались неудачными. Движение Демократический выбор России (лидер Е.Т. Гайдар) и организация «наш дом – Россия» (лидер В.С. Черномырдин) не смогли заручиться поддержкой подавляющей части избирателей. Лишь сформированное в 1999 г. движение«Единство», трансформировавшееся впоследствии в партию «Единая Россия», оказалось гораздо популярнее оппозиции.

Еще одной характерной чертой современной Росси стала отмена цензуры и свобода слова. Большую роль в жизни российского общества, как и в годы перестройки, играют средства массовой информации (СМИ). Через периодическую печать, телевидение, радио, электронные, изобразительные и иные средства население знакомится с событиями, происходящими в стране и за рубежом. Особой популярностью у значительной части москвичей пользуется газета «Московский комсомолец», публикующая сенсационные, но не всегда бесспорные материалы о жизни известных политиков, деятелей искусства.

С начала 1990-х годов большое распространение получило коммерческое телевидение. Первыми коммерческими эфирными телеканалами были «2x2», «ТВ-6 – Москва» и др. По охвату аудитории одной из крупнейших компаний являлось НТВ. СМИ служат формированию общественного мнения, являются трибуной для оппозиционных сил в обществе. Через нихраспространяется важная и интересная информация. Все большее значение приобретают сетевые или электронные СМИ.

Вместе с тем, становление новой российской государственности оказалось сложным и противоречивым процессом. Одним из наиболее трудных вопросов для российского руководства в начале 1990-х гг. стало сохранение целостности Российской Федерации. Часть субъектов федерации прекратила отчисления налогов в федеральный бюджет и повела линию на отделение от России. Для сохранения целостного государства было решено заключить договор о взаимоотношениях федерального центра и регионов. В апреле 1991 г. проект договора был представлен III Съезду народных депутатов. В его основу легла идея трех типов равноправных субъектов федерации: 1) республики, края, области и приравненные к ним города Москва и Санкт-Петербург, 2) автономные области и 3) автономные округа.

В 1992 г. между федеральным центром и субъектами федерации был заключен Федеративный договор, представлявший комплекс взаимосвязанных документов о разграничении полномочий. Идеи договора стали основой Конституции 1993 г. Однако договор был подписан не всеми. Несогласие с предоставленными в документе правами высказали Татарстан и Чечня.

Но если с первой республикой федеральному центру удалось договориться и в 1994 г. подписать особый двусторонний договор, то противоречия между Кремлем и Чечней завершились открытым военным конфликтом. Его главной причиной стал курс чеченского руководства на выход из состава России.

В 1991 г., в период «парада суверенитетов», Общенациональный конгресс чеченского народа объявил о государственном суверенитете Чеченской республики (Ичкерии). В 1992 г. был учрежден пост президента республики, которым стал генерал Д. Дудаев.

Д.М. Дудаев. Фотография начала XX в.

Однако Россия не признала актов о независимости Чечни. 7 декабря 1994 г. Совет Безопасности России решил применить силовые методы для восстановления конституционного порядка в Чечне. Операция должна была длиться 25 дней. 11 декабрявойска Минобороны и МВД вошли на территорию Чечни. Весной-летом 1995 г. федеральные войска взяли под контроль Грозный, Аргун, Гудермес, Шали, Самашки, Ведено. Чеченские вооруженные формирования (бандформирования) перешли к тактике партизанской войны.

 

 

Ввод войск в Чечню. Фотография 1994 г.

 

В апреле 1996 г., в ходе проведения специальной операции федеральных войск, Д.Дудаев был убит. Однако это не привело к окончанию войны. Место Президента Чечни занял З. Яндарбиев, а 6 августа 1996 г. боевики овладели Грозным. Федеральные силы вынуждены были отступить.

Уставшее от войны российское общество требовало быстрейшего разрешения конфликта. В преддверии вторых президентских выборов Б.Н. Ельцин дал обещание покончить с проблемой Чечни. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан)состоялось подписание соглашения о прекращении войны. Со стороны федерального центра документ подписал секретарь СоветаБезопасности А.И. Лебедь, с чеченской – начальник Генштаба Чечни А. Масхадов (избранный в январе 1997 г. президентом Чеченской республики).

Однако заключение Хасавюртовского соглашения оказалось серьезной ошибкой. Подписание соглашения было на руку только чеченским сепаратистам.

 

А.А. Масхадов. Фотография 1990-х гг.

 

На протяжении 1995-1997 гг. чеченскими боевиками был совершен ряд похищений людей, были организованы крупные террористические акты, шла масштабная работорговля похищенными людьми, в том числе и журналистами, с целью получения денег за их выкуп.

С осени 1999 г. начался новый этап обострения отношений между Чечней и федеральным центром. После вторжения бандитов на территорию Дагестана, взрывов домов в Москве, Волгодонске и других городах России, федеральные вооруженные силы вынуждены были начать контртеррористическую операцию. На этот раз, благодаря позиции нового Премьер-министра РФ В.В. Путина, дело было доведено до конца. Территория Чеченской республики была очищена от бандитов, оттесненных в горы.

После распада СССР Россия стала независимым, суверенным государством. Двумя главными проблемами страны стал демонтаж советской политической системы и совершенствование национальных отношений. И в том и в другом случае дело не обошлось без вооруженного противостояния (октябрьские события 1993 г. в Москве и Чеченская война). Однако в конечном счете и та и другая проблема были решены. Россия сохранилась как целостное государство, в котором сложилась система разделения властей.

 

5.1.2. Радикальная социально-экономическая модернизация в России

 

Будучи частью советского народного хозяйства, российская экономика в начале 1990-х гг. находилась в состоянии глубокого кризиса. Требовались основательные преобразования, связанные с переходом от командно-административных принципов управления к рыночной системе регулирования.

Стержнем экономической реформы российского руководства стала программа «шоковой терапии», разработанная американским экономистом Дж. Саксом и реализованная группой российских либералов во главе с Е.Т. Гайдаром.

 

Е.Т. Гайдар. Фотография начала 1990-х гг.

 

В соответствии с этой программой, в течение трех лет в России предусматривалось введение свободных цен, либерализация торговли, включение механизма конкуренции, приватизация жилья и госпредприятий, прекращение бюджетного финансирования неэффективных производств за счет передачи их новому владельцу.

Старт программы был намечен на январь 1992 г. «Хуже будет всем примерно полгода, – заявлял первый Президент России Б.Н. Ельцин, – затем – снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года – стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Однако реальность оказалась иной.

В результате начавшейся в январе 1992 г. либерализации цен, цены за год выросли в 26 раз (по другим сведениям – в 163 раза), зарплата – в 10-15 раз, а денежные вклады населения (свыше 900 млрд. рублей) обесценились. Покупательная способность населения снизилась, произошло стремительное падение уровня жизни населения, который, по подсчетам исследователя Б. Болотина, в 1997 г. достиг лишь уровня 1958 г. Правда, потребительский рынок наполнился товарами, но они были недоступны для большинства населения из-за его нищенских доходов.

Реализация второго пункта экономической программы началась 29 января 1992 г., когда был опубликован закон «О свободе торговли». В итоге наиболее активная часть населения из науки, образования и производства устремилась в сферу торговли. Только в 1992 г. в коммерцию ушли 90 тыс. ученых, а численность научно-педагогических работников сократилась на 27%. Престиж науки и сферы производства стал стремительно падать. Свобода торговли обозначала и демонтаж государственной монополии на внешнюю торговлю, чем не замедлили воспользоваться нечистые на руку дельцы. Пользуясь разницей цен на внутреннем и внешнем рынке, они стали скупать в стране сырье и продавать за границей. Разница оседала в подставных фирмах посредниках. Официальный экспорт снизился на 40%.

Однако самые радужные надежды либеральные реформаторы связывали с приватизацией. По их мнению, переход предприятий в частные руки должен был оживить экономическую жизнь страны и, прежде всего, реанимировать производство.

Намеченная программой экономических реформ приватизациядолжна была пройти в два этапа. На первом к приватизации допускались все граждане, которым государство раздало специальные чеки (ваучеры). Во время второго этапа приобрести государственную собственность можно было только за деньги.

Автором и исполнителем программы явился Председатель Комитета по управлению государственным имуществом А.Б. Чубайс. «Приватизация, в которой государственная собственность дробиться между множеством частных владельцев, является необходимым этапом при переходе от одной системы к другой, – говорил А.Б. Чубайс. – Когда частных собственников станет достаточно много, они могут и начинают требовать от своих правительств разумной и ответственной политики, гарантии прав человека, обеспечения правопорядка. Они не позволяют никаких авантюрных экспериментов, потому что им есть что терять».

 

А.Б. Чубайс. Фотография начала 1990-х гг.

 

Однако первый (чековый) этап (1992-1994 гг.) не принес желаемых результатов. Россияне получили 146 млн. ваучеров, каждый из которых давал право на долю госсобственности стоимостью 10 тыс. руб. На ваучер можно было приобрести акции Акционерных обществ, вложить в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ) или продать. Но ваучеры быстро потеряли свое значение, превратившись в простые бумажки. Создание класса мелких собственников с треском провалилась.

Однако неудача первого этапа не обескуражила реформаторов. С августа 1994 г. началась денежная приватизация, в ходе которой Правительство выставило на продажу лучшие государственные предприятия. Население, потерявшее в ходе либерализации цен свои вклады, не могло принять участия в торгах. Новыми владельцами государственной собственности стали близкие реформаторам банкиры и финансисты. Вместо ожидаемых 200 млрд. долл. от продажи 500 крупных предприятий казна получила лишь 7,2 млрд. долл. Следствием второго этапа приватизации стало возникновение финансовой олигархии, сосредоточившей в своих руках значительный объем собственности. Так на начало 1995 г. примерно 0,2% населения присваивали более половины всех доходов. Приватизация способствовала чудовищному обогащению небольшой группы лиц и обнищанию основной массы населения страны.

Общим итогом деятельности Правительства либерал-реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром был спад производства, галопирующая инфляция и стремительное расслоение населения. Эти обстоятельства заставили Президента Б.Н. Ельцина сменить руководство Правительством. Новым премьер-министром стал в декабре 1992 г. стал производственник В.С. Черномырдин. Но и при нем не произошло серьезного улучшения экономического положения страны. Инфляция сменилась хроническими невыплатами зарплат и пенсий и еще большим повышением социальной напряженности в России.

Испытывая дефицит средств, Правительство прибегло к помощи коммерческих банков, которые в марте 1995 г. предложили власти кредиты под залог акций крупнейших государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности. В случае невозврата государством взятых у банков денег, акции становились собственностью выдавшего кредит банка. Залоговые аукционысопровождались громкими скандалами. Отражением закулисной борьбы банков между собой стала, выплеснувшаяся на страницы СМИ информационная война.

Почувствовав себя хозяевами положения, финансовые олигархи стали подумывать о «приватизации власти». Наиболее отчетливо политические интересы финансистов проявились во второй президентской кампании. Установившееся после 1996 г. режим получил название «семибанкирщины». Особую роль среди олигархов приобрели медиа-магнаты Б.А. Березовский и В.А. Гусинский.

 

Б.А.Березовский (слева) и В.А.Гусинский (справа).

Фото середины 1990-х гг.

 

Еще одним способом получения денег, придуманным Правительством В.С. Черномырдина, стала система ГКО(Государственных краткосрочных обязательств). ГКО представляли собой ценные бумаги, выпускаемые для заёма средств и погашавшиеся через год с высокими (около 150) процентами. Придуманная схема привлекла на российский рынок иностранный спекулятивный капитал и способствовала временному решению проблем. Но система ГКО оказалась финансовой пирамидой, которая рано или поздно должна была рухнуть.

«Обрушение» состоялось 17 августа 1998 г. когда правительство во главе с новым Премьер-министром С.В. Кириенко (В.С. Черномырдин был отправлен в отставку в марте 1998 г. без объяснения причин) объявило о временном отказе платить по внешним и внутренним долгам и поддерживать курс доллара за счет ресурсов Центробанка. Результатом заявления стал крах банковской системы России (дефолт) и падение курса рубля по отношению к доллару: с 6 руб. за один доллар до 20 руб.

 

 

Премьер-министры России Е.М. Примаков, С.В. Степашин, С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин. Фотография 1998 г.

 

Августовский кризис 1998 г. стал своеобразным «холодным душем» для российской экономики, после которого она стало постепенно и медленно возрождаться. Ставший Премьер-министром в сентябре 1998 г. Е.М. Примаковпровозгласил своим экономическим приоритетомразвитие реального сектора экономики независимо от формы собствен­ности входящих в него предприятий. Произошло усиление экономической роли государства в финансовой сфере. В результате Правительству удалось не допустить предполагаемой гиперинфляции и стабилизировать социально-экономическое положение в стране.

Однако Б.Н. Ельцин, испугавшись возросшего влияния Е.М. Примакова в обществе, поспешил отправить Правительство в отставку. В мае 1999 г. Премьер-министром стал С.В. Степашин, которого вскоре сменил В.В. Путин.

 

 

Проводимая с 1992 г. радикальная социально-экономическая модернизация России привела к противоречивым результатам. С одной стороны произошел переход от неэффективной плановой экономики к рыночной, появился класс собственников; с другой – вкусить плоды новых экономических отношений смог лишь узкий слой собственников, выигравших от произошедших реформ. Значительная часть россиян потеряла в ходе экономических преобразований начала 1990-х гг. большую часть своих сбережений и так и не превратилась в класс хозяев.

5.1.3. Россия в новой геополитической ситуации

 

После распада СССР Россия оказалась в сложной ситуации. Понятия «враги» и «друзья» оказались размыты. Вчерашние соседи по бывшему социалистическому блоку не только не проявляли дружеских чувств, а, скорее наоборот, демонстрировали свое негативное отношение к бывшему «большому брату»; а некоторые из прежних оппонентов неожиданно оказались в числе союзников. Главной внешнеполитической задачей России стало обретение собственного внешнеполитического лица, поиск своего место в изменившимся мире.

Обладая 3/4 территории, 50% населения и 60% ВВП СССР, Россия стала правопреемницей СССР в Совете Безопасности ООН и сохранила статус ядерной державы.

Продолжая перестроечную политику уступокЗападу, Российская Федерация стремилась интегрироваться в мировые экономические структуры. Министр иностранных дел А.В. Козырев провозгласил концепцию стратегического союза России и США. 1 февраля 1992 г. лидерами России и США была подписана Кэмп-Дэвидская декларация, в которой объявлялось о конце«холодной войны» и установлении партнерских отношений между двумя странами.

 

 

Б.Н. Ельцин и Г. Коль. На заднем плане А.В. Козырев. Фотография 1990-х гг.

 

Впрочем, равноправного партнерства не получилась. Даже участие Президента России в заседании «Большой семерки» было частичным. Приглашенный на саммит в Мюнхен 8 июля 1992 г. Б.Н. Ельцин принял участие в обсуждении только политических вопросов. В 1994 г. Россия вошла в состав постоянных членов организации, но так и не получила равных прав с ними, что проявились даже в названии – «7+1». Лишь в июне 1997 г. «Большая семерка» был преобразована в «Большую восьмерку», что, впрочем, не изменило неполноправного статуса России.

Российская внешняя политика начала 1990-х гг. следовала в фарватере США. Россия поддержала инициированный Западом военно-инспекционный контроль иракских объектов и введение международных экономических санкций против Ирака, что подорвало политическое влияние России на Ближнем и Среднем Востоке. К алогичным результатам привело и присоединение к санкциям против Югославии.

23 мая 1992 г. США, Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина подписали Лиссабонский протокол, по которому ядерное оружие с территорий бывших республик СССР должно было быть вывезено в Россию, давшую обещание выполнять подписанный в 1991 г. советско-американский договор СНВ-1.

Через год, 3 января 1993 г., Президент США Дж. Буш и президент РФ Б.Н. Ельцин подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Согласно документу, обе стороны сокращали ядерные боезаряды до 3000-3500 единиц к 1 января 2003 г. Однако условия соглашения вызвали неоднозначную оценку российского общества, что проявилось в отказе парламента ратифицировать соглашение. Лишь 14 апреля 2000 г. документ был одобрен Государственной Думой.

Помимо российско-американских оживились отношения России и западноевропейскими государствами. 24 июня 1994 г. на встрече с лидерами европейских стран было подписано соглашение о сотрудничестве России с европейским Союзом (ЕС), в котором РФ признавалась страной с переходной рыночной экономикой и партнером ЕС.

Некоторое изменение отношений России с Западом началось в 1994 г. и было связано с действиями США и их союзников.

22 июня 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предусматривающей военное сотрудничество со странами бывшего социалистического блока и бывшими республиками СССР без их вступления в Альянс. Однако уже в конце года стало очевидно, что с мнением России никто считаться не собирается. В декабре 1994 г. на Будапештском совещании Организации по безопасности и сотрудничестве в Европе (ОБСЕ) большинство европейских держав, несмотря на возражения России, показали свою готовность расширить состав НАТО за счет бывших соцстран. Острые политические дискуссии между российским руководством и лидерами Запада ни к чему не привели.

 

Министр иностранных дел РФ Е.М. Примаков и Генсек ООН К. Аннан.

Фотография 1990- х гг.

 

В 1996 г. А.В. Козырева сменил на посту министра иностранных дел руководитель Службы внешней разведки Е.М. Примаков. Новый глава внешнеполитического ведомства заявил, что не является антизападником, но считает необходимым защищать национальные интересы России. В целом, внешнеполитический курс Е.М. Примакова и его преемника с 1998 г. И.С. Иванова стал более самостоятельным и четким.

В феврале 1996 г. Россия отказалась от санкций в отношении боснийских сербов и в октябре того же года Совет Безопасности ООН единогласно отменил ограничения в торговле с Югославией. В январе 1996 г. Россия осудила американские ракетные удары по территории Ирака и попыталась вернуть свои позиции на Ближнем Востоке. В феврале 1997 г. Е.М. Примаков встретился с палестинским лидером Я. Арафатом, а в марте Москву посетил Премьер-министр Израиля В. Натаньяху.

Некоторая напряженность в отношениях с США не помешала, впрочем,25 сентября 1996 г. подписать двум странам Договор о запрещении ядерных испытаний во всех сферах. Вскоре к соглашению присоединились все государства, кроме Индии.

Продолжалось и сотрудничество с Европой. 28 февраля 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, что стало своего рода признанием построения в России основ демократического общества.

Однако на первый план в отношениях с Западом вышла проблема расширения НАТО на восток. В сентябре 1996 г. в Детройте президент США Б. Клинтон заявил, что расширение НАТО не является препятствием к укреплению дружеских отношений с демократической Россией. Американский президент подчеркнул, что Североатлантический Альянс не направлен против России, но напротив, служит гарантией ее стабильности в случае повторения кризисов подобных октябрю 1993 г. или чеченской войне.

 

 

Б.Е. Ельцин и Б. Клинтон. Фотография 1990-х гг.

 

Однако российское руководство посчитало сосредоточение мощной военной группировки вблизи своих границ потенциально опасным. Расширение НАТО нарушало баланс сил, стабильность в Европе и ущемляло национальные интересы России. 25 мая 1997 г. в Париже был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО», в котором подтверждалось стороны не рассматривают друг друга в качестве противников. Также руководство НАТО официально обещало не размещать на постоянной основе вооруженные силы на территории новых членов. Но расширение Альянса продолжилось.

В июле 1997 г. на сессии совета НАТО в Мадриде было решено принять в блок в 1999 г. Польшу, Венгрию и Чехию. Попытки России получить право «вето» во всех вопросах деятельности НАТО провалились. Москва получила лишь право голоса в обсуждении политических и военных вопросов в рамках специального консультативного совета. 18 марта 1998 г. Россия официально учредила свое официальное представительство при НАТО по формуле «19+1».

Не были услышаны и другие требования России: не ввозить ядерное оружие на территорию новых государств, не увеличивать уровень обычных вооружений в Европе и т.д. Встреча Президента РФ Б.Н. Ельцина и США Б. Клинтона в марте 1997 г. вхельсинки была безрезультатной.

Отношения между Россией и НАТО еще больше охладели в результате предпринятых Альянсом в марте 1999 г. бомбежек Югославии. Показательной в этом смысле оказалась так называемая «петля Примакова»: разворот самолета Премьер-министра РФ Е.М. Приимкова, направлявшегося на переговоры с вице-президентом США А. Гором, после получения известия о решении американцев нанести бомбовые удары. После же начала бомбардировок Югославии Россия вообще приостановила свое сотрудничество с НАТО.

Параллельно с взаимоотношениям с Западом Россия выстраивала свои отношения и со странами Востока. В конца 1992 г. Россия установила дипломатические отношения с Южной Кореей и активизировала свои контакты с Китаем и Индией.

В апреле 1996 г. в Пекине во время встречи президента РФ Б.Н. Ельцина и Председателя КНР Цзян Цземиня был сформулирован курс на развитие равноправного, доверительного партнерства и заключено соглашение о границе и взаимном ненацеливании ракет. Позднее Китай был объявлен стратегическим партнером России, а в апреле 1997 г. была принята Декларация о многополярном мире и установлении нового международного порядка.

В 1997 г.на встрече Премьер-министра Индии с Президентом Б.Н. Ельциным было принято решение о продолжении военно-технического и финансово-экономического сотрудничества.

В первые годы после распада СССР связи России с традиционными азиатскими союзниками – Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и др. – несколько ослабли, но впоследствии положение дел выправилось.

Однако наиболее сложными во всей восточной политике РФ являлись российско-японские отношения. Проблемой, мешающей нормальному сотрудничеству двух стран, стал конфликт по поводу Южнокурильских островов, ставших российскими после разгромаЯпонии в 1945 г. В 1956 г. СССР и Япония приняли совместную декларацию, в которой Советский Союз заявил о своем согласии на передачу Стране восходящего солнца островов Хабомаи и Шикотан при условии заключения мирного договора. Однако размещение в Японии в 1960 г. американских военных баз сделало дальнейшие переговоры невозможными.

Президент РФ Б.Н. Ельцин еще в 1990 г. выдвинул пятиэтапный план урегулирования вопроса, предлагая признать существование проблемы, объявить Южные Курилы свободной экономической зоной, провести демилитаризацию островов, заключить мирный договор и доверить решение проблемы будущим поколениям. Однако дальше деклараций дело не продвинулось. Не решена проблема островов и до сих пор, о чем свидетельствует освоение островов Россией и празднование японцами 7 февраля «дня северных территорий».

Несколько особняком в российской внешней политике стоят взаимоотношения РФ со странами так называемого Ближнего Зарубежья.

Начало им было положено 8 декабря 1991 г., когда лидеры Украины, Белоруссии и России подписали Договор о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 24 декабря 1991 г. была принята Алма-Атинская декларация об СНГ, состав которого пополнился за счет Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Азербайджана (с перерывом в 1992-1994 гг.), Армении, Молдовы и с 1993 г. Грузии. Созданное первоначально как замена СССР СНГ постепенно превратилось в форму «цивилизованного развода бывших республик СССР».

Тем не менее, в рамках СНГ наблюдаются тенденции к интеграции некоторых республик. Так 15 мая 1992 г. Россия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Армения и таджикистан подписали Договор о коллективной безопасности СНГ (ДКБ), предполагающий совместную оборону границ СНГ и недопущение конфликтов. В 1993 г. к договору присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия.

В марте 1994 г. руководство России, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана подписало Договор о создании Таможенного союза. Через два года те же государства объединились в рамках договора «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях», а также приняли в состав Таможенного союза Таджикистан. Развитие таможенных отношений стран СНГ нашло свое логическое продолжение в феврале 2000 г.в Соглашении об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза, направленном на проведение единой тарифной политики и формирование механизма согласования и применения единых ставок ввозных таможенных пошлин.

 

 

Б.Н. Ельцин, Президент Казахстана Н. Назарбаев и Президент Армении Л. Тер-Петросян. Фотография начала 1990-х гг.

 

Кроме того, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан вместе с Китаем продолжили сотрудничество в военной области в районе границы, образовав 26 апреля 1996 г. «Шанхайскую пятерку».

С некоторыми из постсоветских государств взаимоотношения, напротив, охладели. Так лидеры Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы, а с 1999 г. и Узбекистана образовали ГУУАМ – межгосударственное политико-экономическое объединение антироссийской направленности.

Россия сделала все и для поддержания двусторонних отношений с бывшими республиками СССР.

В ряде случаев Российская Федерация выступила как посредник и миротворец, предотвративший или прекративший конфликты на постсоветском пространстве. Так произошло в период грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов (1992 г.), боевых действий в Приднестровье (1994 г.) и Таджикистане.

Непросто складывались российско-украинские отношения, в которых наметились три проблемы: ядерное оружие, раздел Черноморского флота и вопрос о статусе Крыма и Севастополя.

Как уже отмечалось, Лиссабонский протокол 1992 г. предписывал всем бывшим республикам СССР передать ядерное оружие России. Однако в июле 1993 г. Украина неожиданно объявила о своей собственности на 2000 ядерных боеголовок, расположенных на ее территории. Появление новой «ядерной державы» всерьез обеспокоило США. Лишь после визитов Б. Клинтона в Москву и Киев 14 января 1994 г. было сделано американо-росскийско-украинское заявление о транспортировке украинских боеголовок в Россию для демонтажа и присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Другой проблемой российско-украинских отношений стал вопрос о Черноморском флоте. В результате договоров 1992, 1993, 1995 и 1997 гг. флот был разделен между странами, а Россия получила право использовать военно-морские базы в Крыму. Но, несмотря на наличие договоренностей, проблема еще далека от своего окончательного решения.

Однако особенно тесными, как в рамках