Причины и начало «перестройки»

 

В историю советского общества 1985 год вошел как переломный, положивший начало периоду, названному «перестройкой».10 марта 1985 г. умер занимавший пост Генерального секретаря ЦК КПСС брежневец К.У. Черненко. Новым главой партии был избран молодой (54 года) и энергичный М.С. Горбачев.

 

 

М.С. Горбачёв. Фотография 1980-х гг.

 

Новый руководитель КПСС столкнулся с целым рядом проблем, главной из которых стал углублявшийся с конца 1970-х гг.социально-экономический кризис. Авторитарно-командные методы управления народным хозяйством стали давать ощутимые сбои. К 1985 г. темп прироста национального дохода составлял лишь 3%, промышленная и сельскохозяйственная техника все более устаревала и физически изнашивалась, заграничный импорт резко контрастировал с неудовлетворительного качества отечественной продукцией. Проблемы экономики существенно влияли на общественную жизнь. Отраслевой перекос советского хозяйства (преобладание тяжелой индустрии и ВПК в ущерб легкой промышленности), а также неудовлетворительное положение сельского хозяйства вызывали дефицит необходимых населению товаров и продуктов питания.

В обществе зрело недовольство престарелыми, коррумпированными и корыстолюбыми правителями, неспособными решить проблемы населения. Власть теряла авторитет и уважение в народе. Налицо были все симптомы болезни общества. Среди реалистично мыслящих советских граждан зрело мнение, получившее выражение в ставшем тогда популярным лозунге «Так дальше жить нельзя!».

Главной задачей М.С. Горбачева стало проведение реформ. Одним из первых преобразований стало омоложение партийно-государственных кадров. За период с 1986 по 1989 гг. в стране было заменено 82,2% секретарей райкомов и горкомов и 90,8% секретарей обкомов, крайкомов и республиканских партработников.

Были предприняты и меры по демократизации внутрипартийной жизни. На январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г. было объявлено о введении альтернативных выборов секретарей парторганизаций. Пример демократичности являл собой и сам новый Генеральный секретарь ЦК КПСС. Он категорически запретил вывешивать свои портреты, не боялся беседовать с народом во время своих поездок по стране, возвратил из горьковской ссылки диссидента академика А.Д. Сахарова.

 

 

А.Д. Сахаров. Фотография 1980-х гг.

 

В экономической сфере был провозглашен курс на «ускоренное социально-экономическое развитие страны», оформленный решениями апрельского Пленума ЦК 1985 г.

Основными постулатами «ускорения» стали: 1) курс на научно-техническое перевооружение старых предприятий (в первую очередь, модернизация машиностроения) и максимальную загрузку производственных мощностей; 2) введение морального и материального стимулирования трудящихся, внедрение мер по укреплению трудовой дисциплины; 3) усиление государственного контроля за качеством товаров; 4) реорганизация управления народным хозяйством для обеспечения более эффективного взаимодействия отраслей экономики.

Задачи «ускорения» были весьма амбициозными: к 2000 г. предполагалось повысить экономический потенциал страны в 2 раза, производительность труда - в 2,5 раза, а каждой советской семье предоставить отдельную квартиру.

Повышению эффективности организации производства должен был способствовать принятый в 1986 г. закон о трудовых коллективах, который предусматривал расширение производственного самоуправления. На предприятиях разрешалось создавать советов трудовых коллективов (бригад и цехов), регулировавших зарплату и отчисления на социальные нужды. Вводилась ивыборность руководителей всех звеньев, вплоть до директоров предприятий.

Контроль за качеством товаров возлагался на специально создаваемую службу Госприемки, начавшую свое функционирование на всех крупных промышленных предприятиях с января 1987 г.

Мерой по организации более эффективного управления экономикой стало образование Бюро Совета Министров, контролировавшего деятельность смежных отраслей народного хозяйства, Бюро по вопросам машиностроения, координировавшего деятельность 11 министерств и Агропромкомитета, включавшего в свой состав министерства и ведомства, связанные с сельским хозяйством, пищевой, мясной и молочной промышленностью.

Одновременно с «ускорением» в стране развернулась антиалкогольная кампания. Начало ей положили Постановление ЦК КПСС от 7 мая 1985 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», распоряжение Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренения самогоноварения» и указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством». В Советском Союзе было почти вдвое сокращено производства спиртных напитков, начата решительная борьба с самогоноварением и ужесточена производственная дисциплина в трудовых коллективах. «Жертвами» борьбы с пьянством стали уничтоженные в Крыму, Молдавии и на Дону виноградники.

 

 

Советский плакат

 

Однако проводимые мероприятия не смогли кардинально улучшить социально-экономическую ситуацию в стране. Осознавая недостаточность проведенных реформ, руководство СССР объявило о начале «перестройки». Употребленное вначале применительно лишь к сфере управления хозяйственным комплексом и экономикой, слово «перестройка» быстро распространилась и по отношению к другим горбачевским преобразованиям. «Перестраиваться должны мы все, - повторял М.С. Горбачев, - альтернативы перестройке нет!»

В 1987 г. на январском Пленуме ЦК КПСС были сформулированы семь знаменитых принципов «перестройки»: 1) создание эффективного механизма ускорения социально-экономического развития; 2) опора на живое творчество масс; 3) внедрение экономических методов управления; 4) поворот к науке; 5) приоритет социальной сферы; 6) избавление от искажений социалистической морали; 7) придание социализму самых современных форм общественной организации.

Два последних постулата считались самыми главными. По мнению М.С. Горбачева, социально-экономический строй СССР следовало улучшить, очистить его от искажений сталинизма, демократизировать. В новой программе партии, принятой на XXVII съезд КПСС, провозглашалась необходимость «планомерного и всестороннего совершенствования социализма».

Важнейшим инструментом такого «совершенствования» была объявлена «гласность». По замыслу властей, открытое обсуждение актуальных социально-политических проблем должно помочь обществу осознать глубину кризиса и выработать верные пути его преодоления, а также поставить под контроль общественности деятельность партийно-государственного руководства.

Ввести «гласность» оказалось гораздо проще, чем провести другие мероприятия. Вскоре советские пресса, телевидение и радио начали информировать население о заседаниях Политбюро и Президиума Совета Министров СССР. Этим дело не ограничилась. В условиях фактического отсутствия цензуры средства массовой информации заговорили о фактах злоупотребления властью среди партийно-бюрократического чиновничества, авантюрных проектах поворота северных и сибирских рек и т.п.

Однако, несмотря на некоторые успехи, общий итог горбачевских мероприятий 1985-1987 гг. был неутешительным.Решительного прорыва ни в сельским хозяйстве, ни в промышленности достигнуто не было.

Злую шутку с СССР сыграл сырьевой характер советской экономики. В 1986 г. в обмен на поставки сверхсовременных американских ракет «Стингер» и системы ПВО «Щит мира» Саудовская Аравия в 3 раза увеличила добычу «черного золота», что спровоцировало падение цен на сырую нефть на мировом рынке. Баррель топлива подешевел вдвое (с 30 до 12 долл.). Ежегодные потери СССР составили около 13 млрд долл.

Тяжелым бременем для государственного бюджета страны оставались затраты на Афганскую войну (в 1984-1985 гг. около 4 202,3 млн. руб.), к которым прибавились расходы на ликвидацию аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Еще одним ударом по экономике стали результаты антиалкогольной кампании. В 1985 г. бюджет недополучил 60 млрд. руб. «винных денег», в 1986 г. – 38 млрд., в 1987 г. - 35 млрд., в 1988 г. – 40 млрд. руб.

В итоге в стране стал наблюдаться бюджетный дефицит: превышение расходов над доходами составило в 1985 г. 7,8 млрд. долл., в 1986 г. – 14,3 млрд. долл., а в 1987 г. 13,8 млрд. долл. Для ликвидации бюджетной дыры Советский Союз вынужден был продать на мировом рынке часть своего золотого запаса и взять европейские кредиты.

 

 

Разрушенный взрывом 4-й энергоблок Чернобыльской АЭС.

Фотография 1986 г.

 

Невозможность решить социально-экономические проблемы страны прежними административными методами заставило советское руководство изменить свою экономическую политику.

В июне 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС была принята экономическая программа, разработчики которой академики Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян и др.провозглашали необходимость перехода к экономическим формам регулирования плановой экономики. На деле это обозначало предоставление широких прав предприятиям (перевод их на полный хозрасчет и самоокупаемость), разрешение индивидуальной трудовой деятельности и допущение многообразия форм сельскохозяйственных предприятий (колхоз, совхоз, арендные, фермерские хозяйства, агрокомбинаты, кооперативы и пр.). Государству в лице министерств отводилась роль координатора и регулятора экономических процессов.

Документом, реализующим основные положения экономической программы, стал «Закон о государственном предприятии», вступивший в действие 1 января 1988 г. В документе предусматривалось сочетание государственного заказа с экономической самостоятельностью предприятий, которые получали право реализовывать сверхплановую продукцию по рыночным ценам. Таким образом, заводы и фабрики переводились на полный хозрасчет и должны были самостоятельно устанавливать горизонтальные связи с другими предприятиями.

Еще одной мерой по оздоровлению экономики стало разрешение гражданам заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и организовывать кооперативы. Мероприятие имело неожиданный успех. К 1990 г. доля занятых в негосударственном секторе экономики составила около 5% активного населения. Однако организация кооперативов не смогла кардинально улучшить положения в обществе, поскольку большая их часть занималась не производством, а торгово-закупочной и посреднической деятельностью.

1988 г. стал датой старта Закона об арендном договоре, разрешавшем крестьянам брать у колхозов и совхозов на откорм скот или арендовать землю сроком до 5 лет. Эта мера также оказалась малоэффективной: к 1991 г. в аренде находилось только 2% земель и 3% скота, фермерских хозяйств насчитывалось лишь 50 тыс., а их доля в производстве сельхозпродукции была ничтожной (1%). Существенных сдвигов не наблюдалось.

Ничего не вышло и с демократизацией партии. Пришедший на смену прежним партработникам «новый эшелон» мало отличался от предшествующего. Приветствуя на словах преобразования, новые функционеры на практике боялись лишиться собственного привилегированного положения, поэтому всячески саботировали горбачевские начинания. В партии начался раскол на сторонников и противников «перестройки». Группировки возникли даже в Политбюро ЦК КПСС. Его радикально-реформаторская линия была представлена М.С. Горбачевым, А.Н. Яковлевым и Э.А. Шеварднадзе; а консервативное крыло - Е.К. Лигачевым.

В октябре 1987 г. с критикой хода «перестройки» выступил один из высших партийных иерархов того времени, кандидат в члены Политбюро, секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин. Он упрекал М.С. Горбачева в нерешительности и отсутствии концепции преобразований. Демарш Б.Н. Ельцина завершился отправкой Московского партийного секретаря в отставку.

 

 

Б.Н. Ельцин. Фотография 1990-х гг.

 

Противостояние реформаторских и консервативных сил к началу 1988 г. становилось все отчетливей. М.С. Горбачев пытался лавировать между двумя группировками Политбюро ЦК, играя роль миротворца, стоящего над схваткой. В марте 1988 г. это противостояние вышло наружу. С санкции Е.К. Лигачева в газете «Советская Россия» вышла статья ленинградского преподавателя Н. Андреевой «Не могу поступаться принципами», где содержался протест против критики Сталина, а горбачевские реформыоценивались как отступление от основных ленинских принципов и угроза социализму. Ответ не замедлил ждать. В редакционной статье газеты «Правды», написанной при непосредственном участии А.Н. Яковлева, взгляды Н. Андреевой были объявлены «Манифестом антиперестроечных сил». В схватке реформаторов и консерваторов первые одержали убедительную победу.

Реформаторы попытались закрепить свои успехи на состоявшейся летом 1988 г. XIX всесоюзной конференция КПСС. На этом партийном форуме были приняты два важных решения: уточнена цель развития страны - построение правового социалистического государства; и определена причина неудач - наличие «механизма торможения» - сталинско-брежневской «командно-административной системы», приведшей к деформации социализма. По мнению реформаторов, необходимости устранить деформацию и возвратиться к ленинскому социализму. Партии следует добровольно отказаться от своей административно-управленческой функции и передать реальную государственную власть Советам. При этом КПСС сохранит роль политического авангарда, а государственный строй станет по настоящему советским и «подлинно общенародным». Впрочем, для подготовки Советов предполагалось временно совместить функции партийных и государственных руководителей.

Реализация курса на перемещение центра власти в Советы нашла свое выражение во введении нового государственного органа - Съезда народных депутатов СССР (2 250 чел.), призванного избирать из своего состава постоянно действующий высший законодательный орган - Верховный Совет.

Между тем обстановка в стране обострялась. Разразились бурные события в Нагорном Карабахе и Сумгаите. 9 апреля 1989 г. в Тбилиси пролилась кровь при разгоне армией митинга, где выкрикивались антисоветские и антирусские лозунги и высказывались требования выхода Грузии из состава СССР.

 

 

Советский плакат

 

В начале 1989 г. в условиях нарастающего кризиса были произведены первые альтернативные выборы народных депутатов СССР. 2/3 делегатов съезда избирались от территориальных округов, а 1/3 от КПСС, профсоюзов и общественных организаций. Проходивший с 25 мая по 9 июня1989 г. I съезд народных депутатов СССР стал событием поистине национального масштаба. Более двух недель страна не отходила от телевизоров, следя за прямой трансляцией заседаний.

Съезд, как и общество, раскололся на две неравные части: консервативную и реформаторскую. Примирение было невозможным: реформаторы (образовавшие на съезде межрегиональную депутатскую группу) называли консерваторов «агрессивно-послушным большинством», а те обвиняли межрегионалов в раскольнической, фракционной деятельности.

Межрегиональная депутатская группа (А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Г.X. Попов и др.) усматривала выход из кризиса, в котором оказалась страна, в передаче всей власти в руки Советов. С трибуны съезда академик А.Д. Сахаров предложил немедленно отменить 6-ю статью Конституции о верховенстве КПСС и наделить Съезд народных депутатов высшей законодательной властью. Однако съезд отклонил эти инициативы.

 

 

А.Д. Сахаров. 1 съезд народных депутатов

 

Итоги I съезда народных депутатов были противоречивыми: впервые за многолетнюю советскую историю на форуме состоялся гласный и открытый обмен мнениями, прозвучала критика в адрес власти; с другой стороны, признав себя верховной властью, съезд не отклонил 6-ю статью Конституции. Съезд, впрочем, избрал Генерального секретаря КПСС М.С. Горбачева Председателем Верховного Совета СССР (2 123 голоса против 87).

 

 

М.С. Горбачёв. Фотография 1980-х гг.

 

Как и первый, второй этап реформ можно охарактеризовать как малоудачный. Политические мероприятия М.С. Горбачева завершились принятием компромиссных, половинчатых решений, передачи власти от КПСС Советам не произошло, а в самой партии наметился раскол.

Неудачными были и экономические преобразования. Закон о государственном предприятии, на который возлагались большие надежды, пробуксовывал, из-за отсутствия товарно-сырьевых посредников, безответственности поставщиков и ориентации предприятий на дорогой ассортимент товаров. Кроме того, большая часть заводов и фабрик полученные средства вкладывали в фонд зарплаты, а не в фонд развития производства.

Государственный долг СССР в 1989 г. вырос до 92 млрд. руб. К нему добавились и задолженности по кредитам, составившие в 1988 г. – 40,8 млрд. долл. В 1988 г. прекратился рост советской экономики и наметился спад производства: снизилась добыча нефти, угля, выплавка металла, выпуск продуктов питания. В стране начался рост инфляции и дефицит товаров. В 1989-1990 гг. при наличии на руках у населения 100 млрд. руб., граждане могли приобрести в свободной продаже лишь 56 из 1 101 наименования товаров повседневного спроса. В Советском Союзе были введены талоны.

 

Проводимый М.С. Горбачевым политический курс, получивший название «Перестройка», был вызван объективными причинами и, прежде всего, социально-экономическим и политическим кризисом начала 80-х гг. На первом этапе перестройки (1985-1987 гг.) М.С. Горбачев надеялся произвести «косметический ремонт» советской экономики и политической системы путем прежних административно-командных мероприятий. Но проведенные мероприятия не смогли улучшить положения страны, а падение цен на мировом рынке еще более усугубило кризис. Содержанием второго этапа перестройки (1988-1989) стала реформа политической системы и мероприятия по стимулированию экономической активности предприятий и граждан при сохранении плановой системы. Убедившись, что КПСС не может стать авангардом перемен, М.С. Горбачев сделал ставку на передачу власти от партии к Советам. Однако проведенный Съезд народных депутатов и избранный им Верховный Совет не смогли стать ядром политической власти. Не дали ожидаемого результата и Законы о госпредприятии и кооперации. Социально-экономический кризис в стране еще более углубился.