XVIII в. ознаменовался распространением просвещения, открытием образовательных учреждений, а также становлением основных отраслей отечественной науки. 7 страница

 

 

«Сказки для детей изрядного возраста». Литографированное нелегальное издание 1884 г.

 

Во второй половине XIX в. начинается творческий путь великого русского писателя Л.Н. Толстого (1828-1910). Литературным дебютом Л.Н. Толстого стали «Севастопольские рассказы», в которых автор описал героическую оборону Севастополя в период Крымской войны глазами очевидца (автор служил в Севастополе артиллеристским офицером).

Известность писателю принесли роман-эпопея «Война и мир», воссоздающий жизнь российского общества накануне и в период Отечественной войны 1812 г.; романы «Анна Каренина» и «Воскресение», посвященные трагическим судьбам женщин, повесть «Крейцерова соната» и многие другие произведения.

 

 

Л.Н. Толстой. Портрет работы Н.Н. Ге

 

 

Л.Н. Толстой. Хроника 1908 г.

 

Торжество реализма проявляется и в русской живописи второй половины XIX столетия. Протест против академизма привел появлению нового течения в изобразительном искусстве. В 1863 г. группа молодых художников, выпускников Академии художеств, отказались писать конкурсную картину на отвлеченную тему, и образовала артель. Вскоре живописцы образовали Товарищество передвижных художественных выставок и провозгласили своей целью создание современных, понятных и доступных народу произведений. В состав «передвижников» вошли И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов и др. Художники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы.

 

 

Рыболов. Картина В.Г. Перова

 

К передвижникам примыкал иИ.Е. Репин (1844-1930), картины которого остро обнажали противоречия тогдашней российской действительности. В своем творчестве художник был чрезвычайно разнообразен. Работы художника были посвящены революционному движению («Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди»), труду и быту простого народа («Крестный ход в Курской губернии» , «Бурлаки на Волге»), прошлому страны («Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). И.Е. Репин прославился и как великолепный портретист.

 

 

Бурлаки на Волге. Картина И.Е. Репина

 

 

Не ждали. Картина И.Е. Репина

 

Заметный след в русской живописи оставил художник-передвижникВ.М. Васнецов (1848-1926). Большая часть картин В.М. Васнецова была создана на сюжеты из древнерусских былин и сказок. Таковы картины «Аленушка», «После побоища», «Иван Царевич на сером волке», «Богатыри» и др.

 

 

Иван Царевич на Сером волке. Картина В.М. Васнецова

 

Интерес к русской истории и современности, отказ от отвлеченных академических сюжетов, наблюдался и в картинах других русских художников. Признанным мастером исторических полотен стал В.И. Суриков (1848-1916), посвятивший свои картины переломным моментам прошлого страны: петровским реформам, церковному расколу, разиновщине (картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Стенька Разин», «Покорение Сибири Ермаком» и др.). Главным действующим лицом произведений художника стал русский народ и его выдающиеся деятели.

Настоящий расцвет пережил во второй половине XIX в. жанр пейзажа. В отличие от академистов, воспевавших красоты европейской (прежде всего итальянской) природы, художники 60-90-х гг. XIX в. посвящали свои полотна России. К числу выдающихся пейзажистов можно отнести А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана и др.

 

 

Грачи прилетели. Картина А.К. Саврасова

 

 

Утро в сосновом лесу. Картина И.И. Шишкина

 

 

У омута. Картина И.И. Левитана

 

Отход от классицизма наметился и в архитектуре. Во второй половине XIX в. господствовавший до того времени ампир уступил место так называемому «псевдорусскому стилю» (русско-византийскому), сторонники которого попытались вернуться к композиционным приёмам и декоративным мотивам древнерусской архитектуры.

Ярким представителем нового стиля, получившим поддержку правительства, стал ученик А.Н. Воронихина, К.А. Тон (1794-1881). Наиболее известными постройками архитектора стали Большой кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевские вокзалы в Москве и Петербурге (ныне Ленинградский вокзал в Москве и Московский в петербурге), а также Храм Христа Спасителя.

 

 

Большой Кремлевский дворец. Архитектор К.А. Тон

 

В начале 1870-х гг., под воздействием народнических идей, архитекторы, работающие в псевдорусском стиле, начинают активно использовать в оформлении зданий узоры русских народных вышивок и элементы резьбы по дереву. Яркими представителями «демократического» направления в псевдорусском стиле стали В.Г. Гартман (1834-1873) и И.П. Ропет (И.Н. Петров) (1845-1908).

 

 

«Терем» в Абрамцеве под Москвой. Архитектор И.П. Ропет

 

Господство «ропетовщины» было недолгим. К началу 1880-х гг. архитекторы, работавшие в псевдорусском стиле, перестали ориентироваться в своем творчестве на традиции русской деревянной архитектуры и стали возводить здания в стиле русской архитектуры XVII в. Таковы, например, Дом Игумнова и Исторический музей в Москве.

 

 

Дом Игумнова в Москве. Архитектор Н. И. Поздеев

 

 

Исторический музей в Москве

Архитектор В.О. Шервуд, инженер А.А. Семёнов

 

В музыке второй половины XIX в. продолжился начавшийся еще в начале столетия поиск национального своеобразия. Огромную роль в становлении музыки сыграло сложившееся в конце 50-х гг. XIX в. содружество музыкантов – «Могучая кучка»или«Новая русская музыкальная школа», – в которую вошли М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Являясь продолжателями традиций М. И. Глинки и А.С. Даргомыжского, композиторы «Могучей кучки» также обращались в своем творчестве к национальным сюжетам. В операх М.П. Мусоргского («Борис Годунов» и «Хованщина»), А.П. Бородина («Князь Игорь»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка» и др.) отражены яркие страницы русской истории и воплощены патриотические идеи.

 

 

М.П. Мусоргский. Портрет работы И.Е. Репина

 

Величайшим композитором второй половины XIX в. являлсяП.И. Чайковский(1840-1893). Центральной темой его творчества стали «вечные темы» – любовь, быт, смерть (рок) и т.д. Как и члены «Могучей кучки», П.И. Чайковский являлся продолжателем традиций М.И. Глинки в вопросе выработки своеобразного российского мелодического языка. В творчестве композитора были представлены почти все современные ему музыкальные жанры, но главное место занимают симфония, опера и балет. Наибольшую известность П.И. Чайковскому принесли оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и др.

 

 

П.И. Чайковский. Фотография конца XIX в.

 

Во второй половине XIX в. в русской культуре продолжился поиск новых форм адекватного отражения действительности. В литературе, архитектуре, живописи и музыке еще более отчетливо, чем в первой половине столетия, проявилось стремление подчеркнуть своеобразие и глубокие исторические корни российской культуры.

 

3.6.3. Социальная и экономическая трансформация российского общества во второй половине XIX-начале XX вв.

 

Отмена крепостного права и либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. привели к глубоким изменениям социально-экономической жизни империи, ее модернизации.

Одним из направлений этого процесса стало промышленное развитие страны, необходимость которого диктовалась как внешними, так и внутренними причинами. Поражение в Крымской войне поставило перед самодержавием вопрос не только об новом принципе организации армии, но и о преодоления технической отсталости российских вооруженных сил. Без основательной промышленно-технической базы нельзя было даже мечтать о создании мощного оборонного комплекса страны, обеспечения армии и флота новейшими видами вооружений.

Отмена крепостного права создала условия для развития промышленности. Однако положительное значение крестьянской реформы проявились далеко не сразу. В первые годы после отмены крепостного права в стране наметился спад в различных сферах народного хозяйства.

Так в фабрично-заводской промышленности вопреки ожидаемому расширению и развитию производства местами возник застой, а в некоторых областях даже регресс. Связано этобыло с тем, что на значительном числе фабрик и заводов еще действовало посессионное право, что означало, что на таких предприятиях работали люди, прикрепленные к этому производству. Получив свободу приписанные работники бросали тяжелую работу и толпами уходили с предприятий. Наибольший урон от перехода к вольнонаемному труду понесли железоделательные заводы и суконные фабрики.

 

Общий вид на Пермь с городских горок. Фотография начала XX в.

 

Переход к вольнонаемному труду нанес удар по металлургии и, в частности, по выплавке черных металлов. Так производство железа в первые годы после отмены крепостного права снизилось. В 1862 г. выплавка чугуна на Урале составила всего 72% от уровня 1860 г. Лишь к 1870 г. металлургам удалось добиться дореформенных показателей. Ситуацию с выплавкой чугуна в стране существенно улучшила горная и металлургическая промышленности юга России. В 1887 г. доля черного металла, выплавленного на заводах этого региона, составляла 11,1 % от всей выплавки в стране, в 1897 г. – 40,4%, а в 1902 г. – 53,1%.

 

 

Литейный цех Сулинского металлургического завода.

Фотография конца XIX в.

 

Существенные сдвиги в отечественной металлургии были в значительной степени достигнуты благодаря широкому внедрению в производство передовых для своего времени технологий. Это выразилось в вытеснении бессемеровскими конверторами и мартеновскими печами пудлинговых печей и кричного способа получения металла.

Быстрыми темпами развивались ресурсодобывающие отрасли промышленности: добыча уголя, железной руды и нефти. Особенно быстро развивался Бакинский нефтедобывающий район.


 

Доменные печи на Саткинском заводе. Фотография начала XX в.

 

Постепенно развивалось и производство промышленного оборудования. Особенно заметные сдвиги произошли в этой отрасли в 1890-е гг. Однако надо признать, что решить удалось далеко не все проблемы. Примерно половину оборудования для машиностроения приходилось завозить из-за границы. В особенности велика была роль импорта в снабжении оборудованием тяжелой индустрии, в производстве сложных сельскохозяйственных машин.

Ситуация, сложившаяся в пореформенной России, потребовала особого стимулирования отдельных отраслей народного хозяйства, развитие которых давало возможность успешно решать весь комплекс проблем, связанных с общим развитием страны. Важнейшим звеном в этой цепи стало железнодорожное строительство.

 

 

Паровоз. Фотография начала XX в.

 

Строительство железных дорог и создание всей инфраструктуры железнодорожного транспорта позволяли государству создать условия для обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Объединенные железными дорогами регионы империи образовывали единый народнохозяйственный комплекс: промышленные центры империи оказывались соединенными с южными, черноземными регионами, а также с портами. Кроме того, создание железных дорог давало возможность организовать вывоз за границу важнейшего экспортного сырья России – хлеба.

В первые десятилетия после отмены крепостного права сооружение новых железных дорог было предоставлено частным кампаниям. Правительство взяло на себя лишь функции контроля над частной инициативой. Однако низкое качество железнодорожных путей и многочисленные злоупотребления нечистых на руку дельцов и высокопоставленных лиц, заставило государство «вернуться» в железнодорожное строительство. В 1880-е гг. начался процесс выкупа частных железных дорог в казну. В результате к началу XX века правительство владело двумя третями линий. Для улучшения управления железными дорогами государство установило единые тарифы на пассажирские и грузовые перевозки и в 1885 г. издало Общий устав российских железных дорог, который устранял разнобой в правилах ведения железнодорожного хозяйства.

Самой большой железнодорожной стройкой второй половины XIX в. стало строительство Транссибирской железной дороги, которое началось в 1891 г. Оно велось с запада – от Челябинска, и с востока – от Владивостока. Самая длинная в мире железная дорога общей протяженностью около 7 тысяч километров строилась в исключительно сложных условиях: на ее пути лежали безлюдные степи и глухая тайга, великие сибирские реки и озеро Байкал, горные хребты и коварная вечная мерзлота. При строительстве в гранитных скалах были пробиты туннели и построены мосты через большие и малые реки общей длиной свыше ста километров. К началу XX века дорога от Челябинска была доведена до Байкала. Участок вокруг Байкала был закончен лишь в период Русско-японской войны.

 

 

Железная дорога. Фотография начала XX в.

 

Следует отметить, что, несмотря на все трудности и проблемы, темпы железнодорожного строительства были высокими. В последнее десятилетие XIX в. в среднем за год строилось примерно две тысячи километров железнодорожного полотна. Так если общая длина железных дорог России в 1881 г. составляла всего 23 тысячи километров, то за период с 1893 по 1902 г., железнодорожная сеть почти удвоилась, а в 1904 г. общая длина путей сообщения достигла почти 60 тысяч километров.

Прогресс в области железнодорожного транспорта был неразрывно связан с развитием отечественной науки и техники, с созданием российской инженерной школы. Россия была первой страной, в которой были начаты работы по созданию типовых методов расчета железнодорожного пути.

Железнодорожное строительство стимулировало и развитие отечественного машиностроения и прежде всего транспортного. Со второй половины 70-х гг. XIX в. железные дороги стали снабжаться в основном отечественным подвижным составом. В пореформенный период в стране строятся крупные машиностроительные заводы: Коломенский, Обуховский, Невский, Русско-Балтийский, Брянский и др.

Однако самых значительных успехов в пореформенный период достигла легкая промышленность и, прежде всего, текстильное производство, ставшее ведущей отраслью российской промышленности. За 20 пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения удвоилось. Этот рост был достигнут за счет вытеснения домотканных льняных тканей. Хлопчатобумажная промышленность пользовалась исключительно вольнонаемным трудом.

Отмена крепостного права повлияла и на сельское хозяйство. Земледелие медленно, но верно приобретало черты товарного хозяйства. В рыночные отношения в первую очередь втягивались помещичьи хозяйства, где применялись сельхозмашины, удобрения и новые агротехнологии, а также использовался труд батраков . В крестьянских хозяйствах технических новшеств почти не применялось: 52 % хозяйств не имело даже плугов, а минеральные удобрения вносились лишь на 3 % посевных площадей.

Существенной проблемой на селе стало крестьянское малоземелье. Выделенные по реформе 1861 г. наделы не могли прокормить семей бывших крепостных. Чтобы исправить ситуацию, земледельцы вынуждены были брать в аренду помещичью землю, расплачиваясь работой на дворянских землях. Отработочная система стала феодальным пережитком, тормозившим развитие сельского хозяйства.

Однако к началу XX в. ситуация в деревне начала изменяться: с 1885 по 1913 гг. доля помещичьей пашни сократилась с 30% до 25%, а размер общинных наделов и крестьянской земли в частной собственности увеличился с 60% до 66% (без учета аренды помещичьих земель крестьянами). Сокращению дворянского землевладения в немалой степени способствовала и покупка земли так называемыми «чумазыми ленд-лордами» – купцами, мещанами, крестьянами. Однако, несмотря на мировое лидерство в сборе зерновых, урожайность хлеба в России была существенно ниже, чем в странах Европы. Сельское хозяйство страны развивалосьэкстенсивным путем – за счет освоения новых территорий.

 

Крестьяне на покосе. Фотография начала XX в.

 

Таким образом, сельское хозяйство России не могло стать опорой и источником средств для развития индустрии. Динамику промышленного развития не могли обеспечить и собственные накопления промышленности. В итоге, важнейшим стимулом развития российской промышленности стала государственная поддержка.

Общее хозяйственно-экономическое и техническое отставание страны, неблагоприятные геополитические факторы и обстоятельства заставляли самодержавие отходить от эволюционного, рыночного механизма экономического регулирования и активно прибегать к форсированному развитию промышленности. Эти же обстоятельства заставляли правительство изыскивать нетрадиционные методы развития народного хозяйства страны.

В целях развития отечественной промышленности государство активно прибегало к прямому финансированию государственного сектора, прежде всего так называемых казенных предприятий. Через систему привилегий и поощрений, а также через систему государственных заказов оно привлекало к развитию производства частный капитал, причем не только отечественный, но и иностранный. Широко использовались концессии как формы прямого участия иностранного капитала в развитии железнодорожного транспорта и промышленных предприятий. Государство активно использовало такой вид источников, как иностранные кредиты. Активную роль в этой сфере играли банки Бельгии и Франции.

В целом, промышленная политика правительства была ориентирована на преимущественное развитие железнодорожного строительства и развитие тяжелой индустрии как важнейшей основы для создания оборонных отраслей промышленности. Таким образом, промышленное развитие России в целом было подчинено интересам государства, что сильно отличало российский капитализм от западного.

Стимулом развития российской экономики стали экономические реформы, проведенные министрами финансов Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградским и С.Ю. Витте(1849–1915).

Став в августе 1892 г. министром финансов, С.Ю. Витте провозгласил необходимость поощрения развития отечественной промышленности путемтаможенного покровительства, сильной кредитной системы и устойчивого денежного обращения. Все одиннадцать лет, в течение которых он находился на посту министра финансов, С.Ю. Витте следовал этим принципам, всяческистараясь воплотить их в жизнь.

В 1894 г. С.Ю. Витте реализовал предложение Александра III о введении в стране винной монополии, заключавшейся висключительном праве государства изготавливать спирт, водку и продавать вино-водочные изделия. За частными заводчиками сохранялось право лишь первичного производства спирта. Но это производство, во-первых, должно было по качеству отвечать требованиям государственного стандарта и, во-вторых, по объему ограничивалось государственным заказом.

В 1895-1897 гг. С.Ю. Витте провел денежную реформу, в соответствии с которой в стране вводилась золотая монета(империал и полуимпериал) как основа кредитной системы. Выпускаемые кредитные билеты могли обмениваться на золото. Как показали дальнейшие события, эта мера превратила рубль в одну из самых устойчивых и стабильных мировых валют. Финансовая стабильность сделала Россию весьма привлекательной для иностранных инвесторов. Так если до введения «золотого стандарта» (в1885-1897 гг.) объем иностранных средств достигал 43 млн. руб., то в период его действия (1897-1913 гг.) составил 191 млн. руб.

При этом С.Ю. Витте принимал энергичные меры к поощрению российского производства, осуществляя политикупротекционизма. Противоположный взгляд был у министра на проблему взаимоотношения государства и сельского хозяйства. «Из всех видов покровительства, – писал он, – таможенная защита земледелия оправдывается наименее. Меры к подъему сельского хозяйства должны быть иные».

В результате денежной реформы, введения винной монополии и проведения жесткой налоговой политики С.Ю. Витте удалось существенно оздоровить экономическую ситуацию внутри страны, стабилизировать рубль и создать бездефицитный государственный бюджет. К 1914 г. Россия входила в тройку стран с крупнейшим золотым запасом.

 

 

С.Ю. Витте. Портрет работы И.Е. Репина

 

Все перечисленные выше достижения и прогрессивные изменения в отечественной промышленности имели важную предпосылку – широкий перевод ее отраслей на машинную основу или промышленный переворот.

Промышленный переворот начался в России еще в 30-40-х гг. XIX в.в хлопчатобумажной промышленности, но активное внедрение машин в промышленное производство началось значительно позднее. Лишь к 80-90-м гг. XIX в. в таких сферах промышленного производства как горнодобывающая и металлообрабатывающая машины вытеснили ручной труд.

Данные современных экономических исследований свидетельствуют, что в 90-е гг. XIX века промышленный потенциал России возрос на 126%, что вдвое превосходило те же показатели в Германии и втрое – Соединенных Штатов Америки.

Особенностью российской модернизации было совпадение промышленного переворота с развертывавшейся в это время в Европе второй промышленной революцией. Для нее было характерно тесное переплетение научного и технического прогрессов:широкое использование новых видов энергии (электричество), внедрение в производство новых типов двигателей (электродвигателей, двигателей внутреннего сгорания, турбин), технологий, средств коммуникации, новых видов техники. В результате технический переворот, происходивший в российской промышленности, как бы сразу, без переходных стадий, интегрировался в эту фазу научно-технического прогресса, использовал его достижения.Такой подход позволял закупать совершенные оборудование и технологии на Западе и сразу же внедрять их на отечественных фабриках и заводах, минуя промежуточные стадии, и создавать крупные промышленные предприятия, которые по техническому оснащению и концентрации рабочей силы мало чем отличались от аналогичных предприятий Запада.

 

 

Демонстрация первой электрической железной дороги на Всероссийской

промышленно-художественной выставке. Фотография 1882 г.

 

Под воздействием индустриальных преобразований страна быстро теряла свой традиционный, аграрный облик. Индустриальная эпоха резко меняла облик городов, всю их инфраструктуру, транспортное и энергетическое обеспечение. Менялась система коммуникаций, быт и жизненный уклад миллионов людей.

Бурное индустриальное развитие страны порождало серьезные структурные изменения в социальной сфере.Прежде всего, быстро рос рабочий класс. Формировались его отраслевые отряды. В течение последней четверти XIX века численность пролетариата России выросла в три раза и составила более 3 миллионов человек. Процесс нарастания противоречий между трудом и капиталом рос так быстро, что неповоротливая государственная машина империи не успевала за этой динамикой. Уровень правового регулирования в этой сфере общественных отношений оставлял желать лучшего. В эпоху первоначального накопления капитала, условия труда и быта рабочих были, безусловно, тяжелыми, что вызывало острую классовую борьбу. На рубеже веков так называемый «рабочий вопрос» стал серьезной проблемой, стоявшей перед государством и обществом.

Экономическая модернизация существенным образом повлияла на российский социум. Социальная структура российского общества на рубеже XIX-XX вв. представляла собой сочетание социальных групп прежнего, феодального, и нового, индустриального обществ. К феодальным группам, относились помещики-землевладелцы и крестьяне; к новым социальным слоям – рабочие и буржуазия.


Бывший мастер завода Андрей Калганов, его сын и внучка – работники мастерских Златоустовского завода.

Фотография начала XX в.

 

Нарастание уровней сложности во всех звеньях общественной системы при неспособности государства вовремя создавать новые социальные и политические технологии, эффективно разрешать нараставшие противоречия приводили к увеличению напряженности в обществе. Все это грозило серьезными социальными катаклизмами в будущем.

Не только российское общество, но и экономика являла собой типичный пример модернизируемого хозяйства, сочетавшего черты старых и новых систем. Характерной чертой России рубежа XIX-XX вв. стала многоукладность. В хозяйстве страны соседствовали натурально-патриархальный (феодальные пережитки в деревне), кустарный или мелкотоварный (крестьянские промыслы) и капиталистическо-монополистический уклады. Последний стал формироваться в стране в начале XX в. К 1908 г.монополии в форме картелей и синдикатов охватили крупную промышленность, транспорт и банковское дело.

 

 

 

После великих реформ 60-70-х гг. XIX в. в России начал формироваться индустриальное общество, имевшее специфические, национальные черты. Инициатором экономических новшеств являлось правительство, проводившее форсированную модернизацию страны, поощряя машиностроение и тяжелую индустрию.

 

3.7. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в.