XVIII в. ознаменовался распространением просвещения, открытием образовательных учреждений, а также становлением основных отраслей отечественной науки. 4 страница
Композиторы XIX в. в поисках сюжетов для своих произведений решительнее, чем их предшественники, обращаются к русской литературе. На стихи А.С. Пушкина были написаны опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и опера А.С. Даргомыжского (1813-1869) «Русалка».
Стихи русских поэтовА.С. Пушкина, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова были превращены А.А. Алябьевым(1787-1851) в романсы «Зимняя дорога», «Я вас любил», «Соловей», «Из страны, страны далёкой» и др.
XIX в. стал временем появления и русской национальной живописи. Тем не менее национальная тематика появилась в произведениях русских художников далеко не сразу. В начале столетия господствующим направлением в изобразительном искусстве был академизм – стиль, который диктовала Академия художеств. Академисты рисовали большие по размеру полотна, посвященные сюжетам из античной или библейской истории. Преклонение перед древней Грецией или Римом проявлялось не только в сюжетах, но и в манере рисования: изображенные на картинах люди одеждой и позами напоминали античные скульптурные композиции.
Тем не менее, даже в этих условиях, русские художники создавали великолепные произведения, такие как «Последний день Помпеи» К.П Брюллова(1799-1852) или «Явление Христа народу» А.А. Иванова(1806-1858).
Последний день Помпеи. Картина К.П. Брюллова
Явление Христа народу. Картина А.А. Иванова
Однако, наряду с академизмом в XIX в. все большее распространение получает реалистичный портрет и так называемый«бытовой жанр» – картины из жизни дворян, горожан, крестьян. Непревзойденными мастерами бытового жанра были авторы небольших по размеру зарисовок, А.Г. Венецианов(1780-1847), В.А. Тропинин(1776 — 1857), П.А. Федотов (1815-1852) и др.
Свежий кавалер. Картина П.А. Федотова
Ситуация, схожая с положением дел в живописи, наблюдалась и русской архитектуре начала XIX столетия. Господствующим в архитектуре этого периода стал поздний классицизм или ампир. Образцом для него служило зодчество императорского Рима, отличавшееся пышностью, помпезностью и монументальностью.
Казанский собор в Санкт-Петербурге. Архитектор А.Н. Воронихин
Известнейшими архитектурными памятниками ампира стали постройки, возведенные в Петербурге: Казанский собор, спроектированный А.Н. Ворониным(1759-1814), здание Биржи на стрелке Васильевского острова архитектора Ж. Тома де Томона(1760-1813), Здание Адмиралтейства А.Д. Захарова(1761-1811), Арка Главного штаба и Александринский театр К.И. Росси(1775-1849).
Башня Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Архитектор А.Д. Захаров
Арка Главного штаба в Петербурге. Архитектор К.И. Росси
Московский ампир был менее официальным и величественным, но и во «второй столице» были возведены прекрасные здания. Самым известным московским архитектором стал О.И. Бове(1784-1834), по проекту которого в городе были возведены здание Манежа, Большой театр, Триумфальная арка и другие постройки.
Век ампира в России был недолгим. К середине XIX столетия этот архитектурный стиль исчерпал себя и постепенно сошел на нет.
Большой театр в Москве. Архитекторы О.И. Бове и А.А. Михайлов
Во второй четверти XIX в. всеболее активизировалась общественная мысль. Центрами развития ее стали различные салоны Петербурга и Москвы, кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (особенно Московский университет), литературные журналы «Московитянин» и «Вестник Европы». Заметный вклад в общественную и культурную жизнь внесли журналы «Современник» и «Отечественные записки».
Обложка пушкинского журнала «Современник»
Основателем «Современника» был А.С. Пушкин, а с 1847 г. его издателями стали Н.А. Некрасов и И.И. Панаев. Им удалось привлечь к участию в журнале критика В.Г. Белинского, писателей И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. В журнале «Отечественные записки», основанном А.А. Краевским, публиковались талантливые писатели того времени М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин. В этих журналах возникло новое явление для России – литературная критика. Они стали не просто центрами литературных объединений, но выразителями разных общественно-политических взглядов. На страницах этих изданий не только велась литературная полемика, но разворачивалась и острая идейная борьба.
В 30-е годы XIX в. в российской общественной мысли отчетливо формируются три главных идейных направления: консервативное, либеральное и радикальное.
К консервативному направлению принадлежали сторонники Теории официальной народности. Наряду с консервативным в 30-40-х гг. XIX в. развивалось либеральное течение общественной мысли. Одним из наиболее ярких общественных деятелей этого направления был П.Я. Чаадаев(1794-1856), друг А. С. Пушкина и декабристов. Его «Философические письма» произвели настоящий переворот в духовной жизни общества. Написанные в 1829-1831 гг. на французском языке, «Письма» были опубликованы в московском журнале «Телескоп» в 1836 году. Чаадаев выступил с резкой критикой социальных и нравственных основ существовавшего в России режима, отрицал возможность общественного прогресса в нашей стране, не видел ни в прошлом, ни в настоящем положении русского народа ничего светлого. По мнению П.Я. Чаадаева, Россия, оторванная от Западной Европы, находилась в застое, закостенела в своих нравственно-религиозных и православных догмах. Спасение Родины он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечила бы духовную свободу всех народов.
«Философические письма» произвели большое впечатление как на представителей правительственного лагеря, так и на передовую часть общества. Николай I объявил П.Я. Чаадаева сумасшедшим и повелел установить за ним полицейский надзор.
П.Я. Чаадаев. Портрет XIX в.
На рубеже 30-40-х годов XIX в. началась дискуссия между западниками и славянофилами.Те и другие являлись оппозиционными самодержавию идейными течениями.
Главными идеологами славянофилов были братья: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, а также А.С. Хомяков и Ю.Ф. Самарин. К числу основных идеологов западников относились: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев и В.Ф. Корш. Представители западничества и славянофильства имели общее стремление к уничтожению крепостного права и наделению крестьян землей, провозглашению и обеспечению в стране гласности, свободы слова и совести. Общим для обоих течений было также и то, что они опасались революционных потрясений в России. Поэтому и западники, и славянофилы считали, что правительство в целях предотвращения народного взрыва само должно провести необходимые реформы.
Имелись, однако, и существенные различия во взглядах представителей западничества и славянофильства на судьбу России.Славянофилы выступали за самодержавие, очищенное от чиновничьего засилья. Они преувеличивали национальную самобытность нашей страны, идеализировали историю допетровской Руси, настаивали на необходимости возвращения к тем временам, когда существовали Земские соборы, связывавшие верховную власть с народом. Славянофилы проповедовалисоборность – общинное начало в русском народе. С точки зрения славянофилов, православие и религиозность русских людей – важный фактор укрепления могущества страны. По их мнению, русские не должны подражать Западной Европе, где нет такого коллективизма, как в России, и где всем правит индивидуализм. Славянофилы настаивали, что у России свой, самобытный, особый путь развития. Поэтому надо глубоко изучать историю и традиции русского народа, а стране идти собственным путем.
С точки зрения западников, идеальная форма правления для России – конституционная монархия. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Резко критикуя славянофилов за противопоставление нашей страны и Запада, они делали вывод, что Россия отстает от других стран. Западники критиковали крестьянскую общину, полагая, что ее придумало правительство для удобства управления и сбора налогов. Изучая исторический опыт России, западники особое место отводили деятельности Петра Великого, считая годы его правления самой светлой страницей русской истории. Правительство, по их мнению, должно использовать петровский опыт европеизации России, чтобы возродить страну.
Славянофилы и западники заложили основу либерально-реформистского направления в общественном движении нашей страны.
Радикальное направление в общественно-политической жизни русского общества стало формироваться во второй половине 20-х и первой половине 30-х гг. XIX в. в виде кружков, появлявшихся в Москве и провинции. Представители этого направления стремились к коренному изменению строя в России путем революции. Члены этих кружков разделяли цели декабристов и осуждали расправу над ними. В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев Критских. Члены именно этого кружка в день коронации Николая разбрасывали на Красной площади прокламации, с помощью которых пытались вызвать у народа ненависть к монархическому правлению. В 1831 г. был раскрыт кружок Н.П. Сунгурова, участники которого намеревались подготовить вооруженное восстание. В 30-х годах вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева образовались группы, в которых изучались отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировалась новейшая западная философия. Они не только занимались просветительской деятельностью, призывая к свержению самодержавия и крепостничества, к введению конституции в России, но и разрабатывали планы вооруженного восстания в Москве.
М.В. Буташевич-Петрашевский. Портрет XIX в.
Новый подъем радикального движения наметился в 40-е годы. Он был связан с деятельностью М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевцы, среди которых были чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики, в том числе Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, создали первую коллективную библиотеку из книг по гуманитарным наукам. Библиотекой могли пользоваться как жители Петербурга, так и провинциальных городов. На своих «пятницах» члены кружка обсуждали проблемы внутренней и внешней политики России. Петрашевцы хотели видеть ее республикой. Разрабатывался план восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала. Кружок Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. 21 человек был приговорен к смертной казни, в последнюю минуту замененной бессрочной каторгой.
А.И. Герцен. Портрет работы Н.Н. Ге
Деятельность петрашевцев положила начало распространению в России социалистических идей, которые активно развивалА.И. Герцен(1812-1870). В молодости он разделял идеи западников, но, познакомившись с европейскими порядками и разочаровавшись в результатах революций 1848 – 1849 гг., пришел к выводу, что общественный и государственный опыт Запада нельзя переносить на русскую почву. А.И. Герцен разработал теорию общинного (русского) социализма. По его мнению, коллективизм и общинность составляли основу менталитета русского крестьянина, а крестьянская община является ячейкой социалистического строя. Таким образом, делал вывод мыслитель, русский крестьянин вполне готов к социализму, к которому можно прийти, минуя капитализм. Взгляды Герцена стали идейной основой деятельности революционеров-радикалов последующих поколений.
Характерной чертой русской культуры первой половины XIX в. был наметившийся переход от классицизма к реализму. Этот переход наблюдался в литературе, живописи, архитектуре, музыке и проявлялся в попытках выработать собственное национальное искусство. Попытки понять особенности России и определить направление дальнейшего развития страны были характерны и для российской общественной мысли.
3.5. ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II
3.5.1 Отмена крепостного права и либеральные реформы
В 1855 г. после смерти Николая I на престол вступил его сын Александр II (1855-1881). Главным событием его правления без преувеличения можно назвать крестьянскую реформу 1861 г., в результате которой произошла отмена крепостного права.
Провозглашение о коронации Александра II на Красной площади.
Картина В.С. Садовникова
Отмену крепостного права обусловил сложившийся к середине XIX в. комплекс серьезнейших социально-экономических и политических проблем, требующих незамедлительного решения.
Главной причиной отмены крепостного права в России стал кризис помещичьего хозяйства, ясно обозначившийся уже к началу XIX в. Крепостничество исчерпало себя, став серьезным тормозом развития промышленности и торговли. Крепостные крестьяне все более тяготились работой на барщине, стремясь выполнять ее как можно хуже; дворяне – разорялись, закладывая своих крепостных для расплаты с кредиторами.
Другой важной причиной отмены крепостного права стало возрастающее недовольство крестьян сложившимся положением дел, проявившееся в росте крестьянских бунтов. Так, если в первой четверти XIX в. в России было зарегистрировано 651 крестьянское волнение (около 26 волнений за год), то в 50-е гг. того же столетия число бунтов достигло 1 010 (101 волнение за год). Российские власти стали всерьез опасаться «новой пугачевщины».
Своеобразным катализатором отмены крепостного права стало поражение России в Крымской войне, ясно обозначившее экономическую и военно-техническую отсталость страны по сравнению с государствами Западной Европы. Желание сохранить за Россией положение великой державы и крупного игрока на внешнеполитической арене вынуждало Правительство начать широкомасштабные социально-экономические преобразования.
Император Александр II. Портрет XIX в.
Уже в первый год царствования Александру II стали поступать «записки» и письма с критикой существующих порядков и предложениями о проведении неотложных реформ. Вскоре необходимость отмены крепостного права официально признал и сам император. 30 марта 1856 г. в своей речи, обращенной к представителям московского дворянства, Александр II указал на опасность грядущей революции. «Мы живем в таком веке, – заявил император, – что со временем это (освобождение крестьян. – Авт.) должно случится… Следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Однако большая часть помещиков была вполне довольна сложившимся положением и не желала никакой реформы. Начинания императора поддержало лишь незначительно число либерально настроенных дворян, предложивших царю своипроекты отмены крепостного права. Каждый из разработанных проектов был тесно связан с особенностями тех областей России, откуда были родом податели «записок» на высочайшее имя.
Интересы помещиков нечерноземных губерний России отражала «Записка» тверского губернского предводителя дворянстваА.М. Унковского (1857 г.).Ее автор предлагал освободить крестьян с землей, выплатив помещикам «вознаграждение» как за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян». Выкуп земли возлагался на самих крестьян, а выкуп их свободы – «на все сословия», т.е. по сути на тех же крестьян, составлявших более 90 % населения страны.
Запросы помещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство и земля представляла особую ценность в силу своего плодородия, нашли воплощение в проекте полтавского помещика М.П. Позена. Суть его предложений сводилась к желанию помещиков черноземных губерний сохранить за собой максимальное количество земли, предоставив крестьянам незначительные наделы. Некоторые из помещиков Черноземья предлагали освободить крестьян вообще без земли.
Интересы помещиков степной полосы выражал проект известного славянофила и помещика Самарской губернии Ю.Ф. Самарина. В своей статье в журнале «Сельское благоустройство» Ю.Ф. Самарин ратовал за освобождения крестьян с землей, но, ввиду недостатка рабочих рук в степной полосе, рекомендовал установить «переходный период» сроком на 10-12 лет, в течение которого крестьяне продолжали бы выполнять барщинные работы. Таким образом, полагал автор статьи, бывшие крепостные должны расплатиться за предоставленную им надельную землю и осуществляемые помещиком полицейские функции.
Обобщение проектов, поданных помещикам на императорское имя, было поручено Министерству внутренних дел, а 3 января 1857 г.«для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» Александром II был образован Секретный комитетпод председательством князя А. Ф. Орлова. «Желаю и требую от вашего комитета общего заключения, как к сему делу приступить, не откладывая дела под разными предлогами в долгий ящик… – обращался Александр II к своим чиновникам. – Буду ожидать с нетерпением, что комитет по делу этому решит. Повторяю еще раз, что положение наше таково, что медлить нельзя». Однако члены Комитета, бывшие николаевские сановники, не проявляли особого рвения в разработке крестьянской реформы.
Желая побудить помещиков принять активное участие в подготовке реформы, Александр II 20 ноября 1857 г. издал рескрипт генерал-губернатору трех западных («литовских») губерний В.И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трехгубернских комитетов и одной общей комиссии в городе Вильне для подготовки местных проектов крестьянской реформы.
Издание рескрипта привело в ужас председателя Секретного комитета князя А.Ф. Орлова. Он явился во дворец и, добившись аудиенции у императора, стал «самым сильным и настойчивым образом» говорить против опубликования документа. «Почти на коленях» он умолял государя «не открывать эры революции, которая поведет к резне, к тому, что дворянство лишится всякого значения и, быть может, и самой жизни, а Его Величество утратит престол».
Император не внял просьбам А.Ф. Орлова и в течение 1858 г. последовали и аналогичные рескрипты остальным губернаторам. Созданные по императорской воле дворянские организации получили название «губернских комитетов об улучшении быта помещичьих крестьян». Работу подобных организаций сам император оценивал весьма скептически. «Хотя большого прока от них не ожидаю, – писал Александр II своему брату Константину Николаевичу. – Но все-таки можно будет воспользоваться хорошими мыслями, которые можно надеяться найти, если не во всех, то по крайней мере в некоторых из них».
С обнародованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы стала гласной. В связи с этим 16 февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии». Для активизации деятельности этого органа в его состав был введен сторонник освобождения крестьян, великий князь Константин Николаевич, вскоре занявший председательское кресло вместо А.Ф. Орлова.
Публикацию рескриптов большинство дворян встретило отрицательно. Так, из 46 тыс. помещиков 13-ти центральных губерний только 12,6 тыс. выразили согласие «улучшить быт» своих крепостных. В губернских комитетах развернулась острая борьба между сторонниками и противниками крестьянской реформы. Стремясь убедить дворян в своей решимости отменить крепостное право, Александр II летом-осенью 1858 г. предпринял двухмесячную поездку по России, посетив Москву, Владимир, Тверь, Вологду, Кострому, Нижний Новгород, Смоленск и Вильну.
К обсуждению «крестьянского вопроса» подключилась и пресса. Как в издаваемых за границей А.И. Герценом и Н.П. Огаревым «Полярной звезде», «Голосах из России» и «Колоколе», так и в легальной российской печати – журналах «Русский вестник», «Русская беседа», «Сельское благоустройство», «Журнале землевладельцев» и «Современнике» – живо обсуждалась грядущая реформа.
Однако если помещики ожидали отмену крепостного права со страхом, то крестьяне – с надеждой. Нетерпение крепостных выражалось, прежде всего, в антипомещичьих выступлениях (в 1858 г. их было зафиксировано более пятисот), а также в виде циркулировавших в сельской среде слухов о грядущей «свободе».
4 марта 1859 г. «для составления систематических сводов из всех проектов губернских комитетов и для начертания проектов общего положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, и других законоположений, до этого предмета относящихся» при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии. Одна из комиссий должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах», другая – «Местных положений о поземельном устройстве крестьян». Однако на практике две организации слились в один орган, сохранивший, впрочем, множественное наименование. Председателем органа был назначен разделяющий правительственный курс Я.И. Ростовцев, не имевший ни земли, ни крепостных и, следовательно, не принадлежавший ни к одной из «помещичьих партий».
В августе 1859 г., после жарких споров, Редакционные комиссии подготовили проект «Положений о крестьянах». Для его обсуждения депутатов губернских комитетов вызвали в Петербург. Очевидно, опасаясь сговора между консервативно настроенными помещиками, Правительство приняло решение вызывать их в столицу отдельными группами. В августе 1859 г. В Петербург прибыло 36 депутатов от 21 комитета, а в феврале 1860 г. – еще 45 депутатов от остальных комитетов. Членам губернских комитетов запретили собираться вместе, подавать коллективные мнения и даже общаться между собой.
Тем не менее, разработанный Редакционными комиссиями проект «Положений о крестьянах», был подвергнут помещиками резкой критике. Депутаты «первого приглашения» посчитали, что предусмотренные «Положением» размеры крестьянских наделов слишком велики, а повинности за них – слишком малы. Депутаты «второго приглашения» (представители черноземных губерний) настаивали на сохранении в руках дворянства всей земли и вотчинной власти помещиков над крестьянами. Редакционные комиссии вынуждены были пойти на некоторые уступки этим требованиям: уменьшить размер крестьянских наделов для черноземных губерний и увеличить размер оброка в нечерноземных районах.
10 октября 1860 г.исправленный проект «Положений» был передан Редакционными комиссиями в Главный комитет по крестьянскому делу. Здесь документ подвергся новым изменениям в пользу помещиков – нормы крестьянских наделов в некоторых местностях были еще более понижены, а оброк – увеличен.
28 января 1861 г. «Положения» поступили на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. Перед его членами выступил сам император. «Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства… – заявил Александр II. – Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, – сделано». Тем не менее, члены Государственного совета внесли в текст документа новые исправления и вновь в пользу помещиков.
Наконец, 19 февраля 1861 г., в день 6-й годовщины восшествия Александра II на престол, «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» было завизировано императором. Одновременно с «Положением» царем был подписан и Манифест,возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
Одновременно с подписанием документов Александром II был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича. Орган был призван осуществлять наблюдение за введением в действие «Положений» 19 февраля 1861 г., рассматривать проекты законов в дополнение и развитие этих «Положений», а также решать спорные и административные дела. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.
Напечатанные экземпляры Манифеста и «Положений» были направлены в губернии с царскими флигель-адъютантами, призванными не только сообщить о даровании крепостным «воли», но и в случае необходимости возглавить подавление возможных «беспорядков».
В марте-апреле 1861 г. основные документы крестьянской реформы были доведены до сведения народа.
Манифест и уставная грамота
Согласно «Положениям» 19 февраля 1861 г.,крестьяне получали сразу только личную свободу, имущественные и гражданские права – выступать в суде, заключать имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия.
Отмена крепостного права потребовала иной системы управления в деревне. В течение девяти месяцев со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в бывших помещичьих селениях «крестьянское общественное управление».
Крестьяне одного или нескольких селений бывшего помещичьего имения составляли сельское общество, имевшее общие угодья и совместные обязательства перед дворянином. Все дворохозяева составляли сельский сход и избирали на 3 года сельского старосту, его помощников и представителей на волостной сход. Сельский сход ведал также вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества «вредных и порочных членов».
Несколько соседних сельских обществ, в которых числилось от 300 до 2000 крестьян мужского пола, составляли волость.Крестьяне волостного схода выбирал на 3 года волостного старшину, его помощников и волостной суд (4-12 судей). В ведении волостного схода были раскладка мирских повинностей, составление и проверка рекрутских списков и очередность рекрутской повинности. Волостной старшина, также как и сельский староста, призван был следить за «порядком и благочинием» в волости. Волостной суд рассматривал мелкие крестьянские тяжбы и дела по маловажным проступкам. Сельские старосты и волостные старшины обязаны были беспрекословно выполнять требования «установленных властей» – мирового посредника, судебного следователя и представителя полиции.
Волостные старшины. Фотография конца XIX в.
Важную роль в жизни волости играл мировой посредник,на которого возлагались проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления.
Мировые посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлении губернаторов совместно с губернскими предводителями дворянства. Мировые посредники были подотчетны уездному съезду мировых посредников («мировому съезду»), а съезд – губернскому по крестьянским делам присутствию. Мировые посредники призваны были соблюдать государственные интересы и требовать от помещиков неукоснительно соблюдения закона. Но, будучи дворянами, мировые посредники в большинстве своем защищали не крестьянские, а помещичьи интересы. Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что среди них попадались и либерально настроенные деятели. Так мировыми посредниками являлись декабристы А.Е. Розен и М.А. Назимов, петрашевцы Н.С. Кашкин и Н.А. Спешнев, писатель Л.Н. Толстой и хирург Н.И. Пирогов.