Город первого салюта

Орёл — Город Первого салюта

Город первого салюта — неофициальное название городов Орла и Белгорода, которые 5 августа 1943 года в ходе Курской битвы были освобождены от немецко-фашистских захватчиков войсками Западного, Центрального, Воронежского, Брянского иСтепного фронтов.

 

Приказ Верховного Главнокомандующего
от 05.08.1943 №2

По приказу И. В. Сталина № 2 от 5 августа 1943 года, в этот день в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орёл и Белгород. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны, поэтому за Орлом и Белгородом закрепилось название «город первого салюта». В том же приказе Верховный Главнокомандующий впервые присвоил особо отличившимся в боях частям и соединениям почётные наименования «Орловских» и «Белгородских».

Было подсчитано, что для того, чтобы салют был слышен в городе, необходимо задействовать около 100 зенитных орудий. В распоряжении организаторов салюта оказалось всего 1200 холостых снарядов (во время войны их не держали в запасе в московском гарнизоне ПВО), поэтому из ста орудий можно было дать всего 12 залпов. В салюте также был задействован кремлёвский дивизион горных пушек (24 орудия), холостые снаряды к которым имелись в наличии. Таким образом, в полночь 5 августа были даны 12 залпов из 124 орудий с интервалом 30 секунд. Чтобы залпы были слышны повсеместно, группы орудий были расставлены на стадионах и пустырях в разных районах Москвы.

6.-«Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами» — заключительная фраза обращения к советскому народу, которое заместитель Председателя Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотовзачитал в 12 часов дня 22 июня 1941 года — день начала Великой Отечественной войны.

Этот призыв с некоторыми вариациями, а также по частям неоднократно повторялся в печатных изданиях и устных обращениях вплоть до конца войны. Его повторил и И. В. Сталин в своём первом выступлении по радио3 июля 1941 года: «…все народы нашей страны, все лучшие люди Европы, Америки и Азии, наконец, все лучшие люди Германии… видят, что наше дело правое, что враг будет разбит, что мы должны победить».

7.-Ри́хард Зо́рге (нем. Richard Sorge, агентурный псевдоним Рамза́й, «Инсон»; 4 октября 1895 года, Сабунчи, Бакинский уезд,Бакинская губерния, Российская империя[1][2][3] — 7 ноября 1944 года, Токио, Японская империя) — советский разведчиквремён Второй мировой войны, Герой Советского Союза (1964, посмертно). Один из выдающихся разведчиков столетия

8.-Го́род-Геро́й — высшее звание, которого удостоены двенадцать городов Союза ССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов[1] (список городов см. ниже). Кроме того, Брестской крепости присвоено звание Крепости-Героя. Впервые городами-героями были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в Приказе № 20Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года[2]. Киев был назван городом-героем в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года.Положение о почётном звании «Город-Герой» было утверждено позже, 8 мая 1965 года, Указом № 3566-VI Президиума Верховного Совета СССР[4]. В этот же день вышло семь Указов, в соответствии с которыми Ленинграду и Киеву вручалась медаль «Золотая Звезда»[5],Волгограду (бывш. Сталинграду), Севастополю и Одессе — медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина, а Москве и Брестской крепостивпервые присваивалось звание «Город-Герой» и «Крепость-Герой» соответственно с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.

18 июля 1980 года формулировка Положения была изменена: в нём стало говориться не о почётном звании, а о высшей степени отличия — звании «Город-Герой».

 

В Положении о звании говорится:

1. Высшая степень отличия — звание «Город-Герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
<…>
3. Городу, удостоенному высшей степени отличия — звания «Город-Герой»:
а) вручаются высшая награда СССР — орден Ленина и медаль «Золотая Звезда»;
б) выдаётся Грамота Президиума Верховного Совета СССР.
<…>
6. На знамени города, удостоенного высшей степени отличия — звания «Город-Герой», изображаются орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

7. В городе, удостоенном высшей степени отличия — звания «Город-Герой», устанавливается обелиск с изображением ордена Ленина, медали «Золотая Звезда» и текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР.

— Положение о высшей степени отличия — звании «Город-Герой»

Города-Герои и Крепость-Герой[править | править вики-текст]

Город-Герой Дата Указа Президиума ВС СССР о присвоении звания (награждении)
Ленинград (ныне Санкт-Петербург) 8 мая 1965 года
Одесса 8 мая 1965 года
Севастополь 8 мая 1965 года
Волгоград (бывший Сталинград) 8 мая 1965 года
Киев 8 мая 1965 года
Брестская крепость (Крепость-Герой) 8 мая 1965 года[6]
Москва 8 мая 1965 года
Керчь 14 сентября 1973 года
Новороссийск 14 сентября 1973 года
Минск 26 июня 1974 года
Тула 7 декабря 1976 года
Мурманск 6 мая 1985 года
Смоленск 6 мая 1985 года

Данный список включает в себя названия и некоторые другие данные о городах, которым было присвоено звание «Город воинской славы».

Это почётное звание, согласно положению об условиях и порядке присвоения почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы» утверждено указомПрезидента Российской Федерации от 1 декабря 2006 года № 1340, а также изменениям, внесенным в данное положение Указом Президента Российской Федерации № 557 от 27 апреля 2007 года, вручается:

За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города, в борьбе за свободу и независимость Отечества.

— текст указа Президента РФ

Также, согласно вышеуказанному положению, в городе удостоенном звания «Город воинской славы», устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания; проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 23 февраля (День защитника Отечества), 9 мая (День Победы), а также в День города.

По состоянию на январь 2013 года, данное звание было присвоено 40 городам Российской Федерации. Впервые, оно было присвоено 27 апреля 2007 года городамБелгороду, Курску, Орлу, а в последний раз — 4 ноября 2012 года городу Хабаровску.

 

Название города Герб Дата присвоения звания Номер указа Президента РФ Заслуги[1] Дата открытия стелы
Белгород 27 апреля 2007 года № 558[2] Город был дважды оккупирован немцами, в 1943 году за него велись кровопролитные бои, в результате которых он был почти полностью разрушен. В честь освобождения Белгорода и Орла от немецких войск 5 августа 1943 годавпервые был дан салют в Москве. С тех пор Белгород называется городом первого салюта, а 5 августа празднуется как День города. 10 июля 2013 года[3] (основная статья)
Курск 27 апреля 2007 года № 559[4] 3 ноября 1941 года Курск был захвачен немцами, несмотря на усиленное сопротивление армии и народного ополчения. Город сильно пострадал во время немецкой оккупации, и освобождения от неё, случившегося 8 февраля 1943 года, когда город освободила 60-я армия под командованием генералаИ. Д. Черняховского. Вблизи города также проходила Курская оборонительная операция, являвшаяся одним из этапов Курской битвы (Битва на Курской дуге, Операция «Цитадель»), одного из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. 22 апреля 2010 года[5] (основная статья)
Орёл 27 апреля 2007 года № 560[6] 3 октября 1941 года Орёл захвачен 4-й танковой дивизией 24-го моторизованного корпуса 2-й танковой группа Гудериана. Во время немецкой оккупации в городе активно формировались подпольные группы, в том числе и молодежные. Партизаны уничтожали важней объекты дислокации врага, склады, коммуникации. Послеконтрнаступления 12 июля 1943 года на Орловско-Курской дуге советские войска стали быстро продвигаться в сторону Орла. Так началась советская наступательнаяоперация «Кутузов». Утром 3 августа 1943 года к окраине города подошла 3-й армиигенерала Горбатова. В битве за город геройски погиб генерал Гуртьев, закрыв Горбатова своим телом. 5 августа 1943 года город Орёл освобождён советскими войсками. 19 сентября 1943 года в Орле состоялся первый в истории Великой Отечественной войны парад партизанских соединений, дислоцированных на территории Орловской области. 8 мая 2010 года[7] (основная статья)
Владикавказ 8 октября 2007 года № 1343[8] На западной окраине города, осенью 1942 года была сорвана масштабная Операция «Эдельвейс» и остановлены рвавшиеся к нефтяным ресурсам Каспия фашистские войска, что стало одним из решающих этапов Битвы за Кавказ. 30 октября 2009 года[9] (основная статья)
Малгобек 8 октября 2007 года № 1344[10] В годы Великой Отечественной войны Малгобек был оккупирован с 12 сентября 1942 года по 3 января 1943 года. Так как самый короткий путь на Грозный для немецко-фашистских дивизий лежал по долине Алхан-Чурт, вход в которую в самом узком месте между Терским и Сунженским хребтами перекрывал Малгобек, этот город стал ключевым в Битве за Кавказ. В ходе битвы в самом городе велись кровопролитные бои за каждую улицу, за каждый дом. Именно в Малгобеке враг был окончательно остановлен на данном направлении. 9 мая 2010 года[11] (основная статья)
Ржев 8 октября 2007 года № 1345[12] Город был взят немецкими войсками в октябре 1941 года. В результате боевых действий в 1941—1943 годах за 17 месяцев оккупации Ржев был разрушен до основания. 3 марта 1943 года город был освобожден войсками 30-й армии Западного фронта по итогам Ржевской битвы. Яркое художественное воплощение Ржевская битва нашла в «ржевской прозе» писателя Вячеслава Кондратьева[13] и стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом». 8 мая 2010 года[14] (основная статья)
Ельня 8 октября 2007 года № 1346[15] В первый раз, город был оккупирован 19 июля 1941 и освобождён частями 24-й армии Резервного фронта — 6 сентября 1941. Повторная оккупация города произошла 6 октября 1941 и длилась до 30 августа 1943, когда в ходе Ельнинско-Дорогобужской операции город Ельня был освобождён силами 10-й гвардейской и 21-й армий, при поддержке частей 2-го танкового корпуса (Западный фронт). В честь освобождения города в Москве был дан салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий. 30 августа 2010 года[16] (основная статья)
Елец 8 октября 2007 года № 1347[17] Во время Великой Отечественной войны Елец был оккупирован немецкой армией с 4по 9 декабря 1941 года, после чего был освобождён в ходе Елецкой наступательной операции, ставшей важной частью Московского сражения. На время оккупации Орла, Елец исполнял функции областного центра. Один из жителей города, после взятияздания Рейхстага, написал на его стене вошедшие в историю слова «Мы из Ельца». 7 мая 2010 года[18] (основная статья)
Воронеж 16 февраля2008 года № 206[19] С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года Воронеж, частично находясь под немецкой оккупацией, понёс значительный ущерб. По данным комиссии Государственного контроля, в Воронеже было разрушено 18 тыс. домов (92 % всех жилых зданий). Территория левого берега, которая в 1930-е годы была включена в состав города, немецкими войсками захвачена не была. В результате обороны Воронежа в июле 1942 года под командованием Ф. И. Голикова и Н. Ф. Ватутина был задержан на 4—5 дней прорыв немецкой группы армий к Сталинграду для окружения Юго-Западного фронта на Среднем Дону. 6 мая 2010 года (основная статья)
Луга 5 мая 2008 года № 554[20] Через город прошел знаменитый «Лужский рубеж» задержавший продвижение группы армии «Север» на Ленинград. 9 мая 2010 года (основная статья)
Полярный[21] 5 мая 2008 года № 555[22] В годы войны сравнительно молодой город был главной базой Северного флота ВМФ СССР. Отсюда уходили на боевое задание подводные лодки (15 из них никогда не вернулись назад), эсминцы для проводки конвоев, катера с десантом, освобождавшим Печенгу и Северную Норвегию, сюда приходили союзные боевые и торговые корабли. Город подвергался массированным налетам авиации противника, горел, но продолжал жить. 17 октября 2010 года (основная статья)
Ростов-на-Дону 5 мая 2008 года № 556[23]   6 мая 2010 года (основная статья)
Туапсе 5 мая 2008 года № 557[24]   8 мая 2012 года (основная статья)
Великие Луки 28 октября2008 года № 1532[25]   17 июля 2010 года (основная статья)
Великий Новгород 28 октября2008 года № 1533[26] «Господин Великий Новгород». Город-опора России, колыбель российской государственности, никогда не сдавшийся врагу. Невская битва и Чудское озеро, Куликово поле и битва при Грюнвальде помнят поступь новгородской дружины. Новгородцы- поморы, бороздившие Балтийское и Белое моря, торговавшие с Византией и Ганзой. В годы ВОВ был захвачен испанской «Голубой дивизией» беспощадно грабившей город и его жителей. Освобожден войсками Волховского фронта при проведении Новгородской операции по прорыву блокады Ленинграда. 8 мая 2010 года (основная статья)
Дмитров 28 октября2008 года № 1534[27]   4 сентября 2009 года (основная статья)
Вязьма 27 апреля 2009 года № 461[28]   12 июня 2011 года (основная статья)
Кронштадт 27 апреля 2009 года № 462[29]   планируется к строительству[30] (основная статья)
Наро-Фоминск 27 апреля 2009 года № 463[31]   8 мая 2010 года (основная статья)
Псков 5 декабря 2009 года № 1387[32] В течение всей российской истории город был защитником западных рубежей России, каменной твердыней, подвиг псковичей в 1242 (Чудское озеро), 1581 (Оборона Пскова от войск Стефана Батория), 1615 (Оборона от шведов, конец Смутного времени) на все времена вписаны золотыми страницами в общую славную историю России. Оборона Пскова в 1941 г. дала возможность укрепить Лужский рубеж, жители Пскова и войска Псковского гарнизона прикрыли собой Ленинград, за доблесть и отвагу в небе над Псковом получили первые, в этой войне, звезды Героев Советского Союза летчики Здоровцев, Жуков, Харитонов. Партизанская борьба жителей продолжалась до самого освобождения города 23 июля 1944 г. Советские войска с ходу, штурмом овладели Псковом, прорвав тем самым оборонительную линию «Пантера — Вотан», открыв путь к освобождению Прибалтики. В течение долгого времени город разминировали саперы. 95 % жилого фонда города было уничтожено. С 1947 г. Псков прочно связан с воздушно-десантными войсками, отсюда в 2000 г. уходила в бессмертие 6-я рота 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. 22 июля 2010 года (основная статья)
Козельск 5 декабря 2009 года № 1388[33] «Злой» город. Прославился длительной обороной против войск хана Батыя. Тем самым было остановлено продвижение войск на Новгород. В отместку был взят и сожжен. Но жители города восстановили городок. июль 2010 года[34] (основная статья)
Архангельск 5 декабря 2009 года № 1389[35] Основан мореходами — поморами, осваивавшими Русский север. Город-порт, навеки связанный с суровым Белым морем. В годы ВОВ стратегический порт наряду с Мурманском принимавшим союзные грузы по ленд-лизу. Судостроители отремонтировали и построили множество кораблей и судов для Северного флота. 31 августа 2011 года (основная статья)
Волоколамск 25 марта 2010 года № 338[36] Город Волоколамск в ходе битвы за Москву стал ключевым пунктом обороны столицы, под его стенами стояли насмерть воины 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова, недалеко от него легендарное Бородинское поле на котором сражаясь с врагом полностью полегла 32-я Краснознаменная Дальневосточная дивизия полковника Полосухина, не отступив от своих рубежей ни на шаг. планируется к строительству (основная статья)
Брянск 25 марта 2010 года № 339)[37] Город партизанской славы. В брянских лесах, в глубоком тылу немцев. вели борьбу с захватчиком более 100 партизанских отрядов, порой освобождая целые районы области. 28 июня 2010 года (основная статья)
Нальчик 25 марта 2010 года № 340[38]   ожидается
Выборг 25 марта 2010 года № 341[39]   9 мая 2011 года (основная статья)
Калач-на-Дону 25 марта 2010 года № 342[40]   планируется к строительству (основная статья)
Владивосток 4 ноября 2010 года № 1333[41] Основанный в 1860 г. как военный пост, стал форпостом России на Дальнем Востоке, Владивосток стал крупным портом, в русско-японскую войну отсюда уходил на действия против коммуникаций врага Владивостокский отряд крейсеров, успешно нарушавший торговые коммуникации японцев, в Первую мировую войну стал одним из стратегических портов для связей с союзниками по Антанте, во времена интервенции испытал много оккупационных режимов. С освобождением Владивостока в 1922 г. закончилась гражданская война на Дальнем Востоке, ДВР стала частью СССР. В годы ВОВ тыловой порт жил по законам военного времени, служил для связей с союзниками по антигитлеровской коалиции (ленд-лиз). Из жителей города, моряков ТОФ сформированы сотни маршевых подразделений, морских стрелковых бригад и других соединений. В нарушении нейтралитета Япония задерживала, досматривала и топила советские торговые суда. В городе установлен памятник «Погибшим морякам торгового флота». 2 сентября 2012 года (основная статья)
Тихвин 4 ноября 2010 года № 1334[42]   9 декабря 2011 года (основная статья)
Тверь 4 ноября 2010 года № 1335[43]   16 декабря 2011 года[44] (основная статья)
Анапа 5 мая 2011 года № 586[45]   8 мая 2013 года[46][47] (основная статья)
Колпино 5 мая 2011 года № 587[48]   планируется к строительству[49] (основная статья)
Старый Оскол 5 мая 2011 года № 588[50] В самые сложные годы войны — от ее начала до битвы на Курской дуге защитники древнего русского города Старый Оскол сдерживали фашистские войска, стремившиеся прорваться к Воронежу, к Дону. Более 8 месяцев старооскольцы с октября 1941 по июль 1942 года сдерживали натиск врага, рвавшегося к Дону и Волге. В июне-июле 1942 года на подступах к городу, у Атаманского поля потери советских войск составляли до 20 тысяч в сутки. В июле 1942 года в бою на Атаманском поле немецко-фашистские войска применили нервно-паралитические химические снаряды. 31 января 1943 года подвиг героев-панфиловцев повторили 17 бронебойщиков у разъезда Набокино. Важное значение в наступлении наших войск на Курской дуге сыграла построенная за 32 дня женскими руками в июне-июле 1943 года под бомбежкой врага железная дорога Старый Оскол-Ржава, соединившая железные дороги Москва-Харьков и Москва-Донбасс. 10 сентября 2011 года (основная статья)
Ковров   3 ноября 2011 года № 1456[51]   8 мая 2014[52] (основная статья)
Ломоносов 3 ноября 2011 года № 1457[53]   планируется к строительству[54] (основная статья)
Таганрог 3 ноября 2011 года № 1459[55]   планируется к строительству[56] (основная статья)
Петропавловск-Камчатский 3 ноября 2011 года № 1458[57] Форпост России на Северо-Востоке. Основан моряками, героическая оборона Петропавловска в 1854 г. не позволила Англии и Франции отнять у России Дальний Восток. В годы ВОВ, база ТОФ, отсюда уходили в дальний кругосветный поход подводные лодки отряда капитана 1 ранга Трипольского, лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный» через Северный Ледовитый океан на Северный флот. В августе 1945 г. корабли ТОФ с десантом из 22-й стрелковой дивизии ушли освобождать Курильскую гряду и Южный Сахалин. Камчатка навечно связана с подводным флотом. Здесь располагается «осиное гнездо» база Вилючинск. планируется к строительству[58] (основная статья)
Малоярославец 7 мая 2012 года № 608[59]   планируется к строительству (основная статья)
Можайск 7 мая 2012 года № 609[60]   планируется 5 декабря 2014 года[61] (основная статья)
Хабаровск 3 ноября 2012 года № 1468[62] Как и все города на Дальнем Востоке, строился военными как военный пост. Основанный в 1858 г. стал крупным городом, узлом железных дорог и речных коммуникаций. Подвиг 13-го линейного батальона, возводившего в глухой тайге новый город, амурские сплавы, положившие основу другим городам Дальнего Востока, уссурийские и амурские казаки, охранявшие рубежи России на Дальнем Востоке, знаменитый Амурский мост. Жители города приняли активное участие в Первой мировой войне (Сибирский стрелковый корпус), гражданской войне (Волочаевская битва), конфликте на КВЖД (1929), Хасан (1938), Халхин-Гол (1939). В годы ВОВ в городе располагался штаб ДВФ, жители помогали фронту, подвиг заводов «Дальдизель» и «Дальэнергомаш», производивших танки и дизельные двигатели, бронекатера Хабаровского судостроительного завода, все это внесло свой вклад в общую победу. Более 100 000 жителей ушли на фронт, половина из них не вернулась с полей сражений. Хабаровчане были на всех фронтах и флотах. Знамениты морские стрелковые бригады, состоявшие из моряков Амурской военной флотилии, ТОФ, сражавшиеся под Москвой, Ленинградом, Сталинградом. Именно отсюда 9 августа 1945 г. уходили корабли и катера КАФ с десантом для освобождения Китая от японских захватчиков. Именно отсюда страна узнала о безоговорочной капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. Здесь в 1949 г. прошёл знаменитый Хабаровский процесс над военными преступниками из «отряда 731». Хабаровск стал надежным защитником России на Дальнем Востоке. планируется к строительству[63] (основная статья)

 

9.- Летчик Виктор Талалихин впервые в Великой Отечественной войне совершил ночной воздушный таран Виктор Талалихин Во время Великой Отечественной войны советский летчик Виктор Талалихин произвел более 60 боевых вылетов. Именно ему 7 августа 1941 года удалось совершить первый в истории авиации ночной таран вражеского самолета. Во время ночного воздушного боя около Москвы на своем И-16 он произвёл таран немецкого бомбардировщика Не-111. Сбив вражеский самолет сам раненный летчик в последнюю минуту смог выбраться из падающей машины и на парашюте приземлился на землю, а немецкий экипаж разбился вместе со своим самолетом. За этот подвиг Виктор Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта.
В годы Великой Отечественной войны советские летчики использовали таран как последнее средство атаки воздушного противника в случае заклинивания оружия или преждевременного израсходования боеприпасов[3].

Многие советские летчики выполняли таран неоднократно. Известен лётчик, таранивший вражеские самолёты четыре раза (Борис Ковзан). Советское командование поощряло практику таранов: летчик, совершивший таран, как правило получал правительственную награду (см. также ).[источник?]

Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель (Гастелло, Николай Францевич, Грибовский, Александр Прокофьевич). В японских войсках времён Второй мировой войны существовали специальные подразделения камикадзе — лётчики таранили корабли противника на самолётах, начинённых взрывчаткой.

12 сентября 1941 года лётчица Екатерина Зеленко на лёгком бомбардировщике Су-2 сбила один немецкий истребитель Me-109, второй таранила. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины. Это единственный документированный случай воздушного тарана, совершённого женщиной. таран Великой Отечественной? Когда заходит речь о таранах, совершенных советскими летчиками во время Великой Отечественной войны, обычно вспоминается Николай Гастелло, бросивший свой самолет на немецкую колонну 26 июня 1941 года под Радошковичами. Правда, до сих пор спорят – кто же именно оказался автором тарана, капитан Гастелло или капитан Маслов – оба самолета не вернулись на аэродром. Но дело даже не в этом. Широко известный под именем «подвига Гастелло» таран не является воздушным, это – таран наземной цели, его еще назвали огненным тараном. А мы сейчас поговорим именно о воздушных таранах – целенаправленном столкновении самолета с целью, находящейся в воздухе. Впервые в мире таран воздушной цели был совершен 26 августа 1914 года знаменитым летчиком Петром Нестеровым (он же был автором «мертвой петли», которую еще называют «петля Нестерова»). Нестеров на легком самолете «моран» таранил тяжелый австрийский «альбатрос». В результате тарана вражеский самолет был сбит, но погиб и Нестеров. Таранный удар был вписан в историю искусства пилотирования самолетов, но считался крайней мерой, смертельной для решившегося на это летчика. И вот – первый день Великой Отечественной. «Сегодня, двадцать второго июня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…» – голос Юрия Левитана, зачитывавшего заявление Советского правительства о нападении Германии на СССР, услышали во всех уголках страны, кроме тех, где уже шли бои. Ну да, те, кто внезапно оказался на линии фронта, не нуждались в дополнительных сообщениях. Они уже видели врага. Многие аэродромы были потеряны в первые минуты боевых действий – в соответствии с отработанной тактикой блицкрига, германская авиация бомбила спящие аэродромы. Но не все. Часть техники удалось спасти, подняв самолеты в воздух. Вот они-то и вступили в бой – в первые минуты с начала войны. О таранном ударе советские летчики имели лишь теоретическое представление. Оно и понятно, еще никому не пришло в голову отрабатывать этот прием на практике. Причем история авиации четко определяла таранный удар как смертельный для летчика. И вот – в первые же минуты войны начались тараны! И, что самое интересное, не все они оказались смертельными. Кто именно совершил первый воздушный таран в Великой Отечественной войне, определить практически невозможно. 22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» в районе Млынова (Украина). Летчик при таране погиб, звания Героя Советского Союза он был удостоен посмертно. Первый таран? Возможно. Но вот – 22 июня около 5 часов утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев, служивший в 124-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта» в районе Замброва. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени, а погиб 12 октября 1941 года близ Ленинграда. 22 июня в 5 часов 15 минут младший лейтенант Леонид Бутерин, служивший в 12-м истребительном авиаполку совершил таран «Юнкерса-88» в районе Станислава (Западная Украина). При таране погиб. 22 июня около 6 часов утра неизвестный летчик на самолете «У-2» (их еще ласково называли «ушками») совершил таран «Мессершмитта» в районе Выгоды (неподалеку от Белостока). При таране погиб. 22 июня около 10 часов утра лейтенант Петр Рябцев, служивший в 123-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта-109» над Брестом. Летчик после таранного удара выжил – выбросился с парашютом. Петр Рябцев погиб 31 июля 1941 года в боях под Ленинградом. Молодые ребята решались на таранные удары, защищая свою землю от врага. Они не думали о том, что таран смертелен. Более того, они рассчитывали уничтожить врага и выжить. И, как оказалось, это вполне реально. Они вписали не только героические страницы в историю Великой Отечественной, но и новую страницу в историю авиации – таранный удар теперь не является приемом, однозначно ведущим к смерти летчика! Более того, впоследствии выяснилось, что при таране можно спасти даже самолет – после некоторых таранов летчикам даже удавалось посадить вполне боеспособную машину (разве что шасси были отломаны в результате тарана). Но это было уже потом. А в первые минуты и часы войны летчики, идущие на таран, знали только один пример – Петра Нестерова, героя первой мировой войны. И они шли на смертельный риск. Не ради славы, ради победы. Летчики, бросавшие свои машины на таран, верили в то, о чем говорил всей стране Левитан: «Наше дело правое! Враг будет разбит, победа будет за нами!» «И нам нужна всего одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», – они не стояли за ценой, платя максимально, отдавая собственные жизни ради этой одной на всех Победы. Они не думали, кто именно из них станет первым со своим тараном, это нам, потомкам, интересно найти Того Самого Героя. А они даже героями себя не ощущали. Петр Рябцев о своем таране написал брату так: «Я уже чокнулся в небе с одним гитлеровским молодчиком. Вогнал его, подлеца, в землю», – это не описание подвига, он не тараном гордился, а тем, что уничтожил одного врага! «Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он…» – огонь действительно был смертельным, но оказался бессильным против них, таких удивительных людей.



10.Мощные танки второй мировой войны