Понятие сущности государства

Сущность государства, как наиболее общая государствоведческая категория, обозначает самые важные внутренние его стороны, то, что остается устойчивым на всем протяжении его существования. Это то главное, что присуще всякому конкретному государству, то, что является общим для всех государств, то, без чего нет государства как такового. Демокрит, характеризуя сущность, утверждал, что она неотделима от самой вещи. Сущность государства – это абстракция, это скрытое или, как еще выражаются, внутреннее его содержание, не выражающееся в реальном образе. Сущность государства вообще не существует, как не существует человека вообще, дерева вообще, плода вообще. На протяжении истории цивилизации были и есть конкретные государства – Египет, Китай, Индия, Франция, Россия, Беларусь и т. д. Все они имеют свою специфику и в то же время нечто общее, без чего государства как такового нет. Сущность государства есть то общее остающееся в нем всегда, самое характерное, главное, то, что реально существует в каждом конкретном государстве. В этом смысле сущность является реальностью. Сущность государства – это его внутренние стороны, глубинные процессы, существенные связи и отношения, наиболее характерно выражающиеся в его самых значимых признаках. У государства вообще сущность одна.

Некоторые авторы ошибочно усматривают в государстве несколько сущностей по мере его изменения в связи с развитием общества. Дескать, раньше у государства была одна сущность, а теперь совершенно другая. Такое представление о сущности государства является результатом отождествления категории «сущность» и категории «содержание». Да, государство изменяется по мере изменения общества, но изменения происходят в пределах (рамках) одной и той же сущности (т. е. государства как социального явления вообще); изменяется не сущность, а содержание (конкретизирующая сущность) государства, непосредственно предопределяемое исторически изменяющимися потребностями общества. Точно так же, как скажем, человек. Изменяясь по мере развития общества и условий, в которых он находится, становясь все более знающим, образованным, культурным, тем не менее, остается неизменным именно как человек, обладая сознанием, умением производить орудие труда и другими основными качествами, только ему свойственными. Если сущность государства становится иной – это уже не государство, а нечто другое – его антипод. При исследовании конкретного государства с целью выделения наиболее важного, самого значимого в нем (с точки зрения его специфики) используют иногда понятие «сущность», но экстраполировать эту «сущность» на государство вообще – значит совершать методологическую ошибку, наделять особенное, отдельное, частное всеобщим и тем самым вносить путаницу в понимание сущности государства вообще.

Сущность государства наиболее емко выражается прежде всего в его основных признаках и лаконично формулируется в определении. Именно с понимания сущности государства в русле логического дедуктивного метода исследования начинается познание государствоведческих проблем. Выдающийся античный мыслитель и государственный деятель Цицерон утверждал: «Ведь отправной точкой всякого последовательного изучения любого вопроса должно быть определение, дабы можно было понять, о чем именно рассуждать»[44].

На протяжении тысячелетий выдающиеся умы человечества пытались ответить на вопрос, что такое государство, не только ради познания истины, не только для того, чтобы объяснить это реально существующее очень сложное социальное явление, «раздеть» его, проникнуть в его сущность, проявление которого затрагивает интересы каждого человека, неизбежно подвергающегося воздействию государственной власти, но и для того, чтобы создать модель должного, идеального типа государства. Такие попытки в прошлом предпринимались Конфуцием, Платоном, Аристотелем, Цицероном, Ж. Боденом, Г. Гроцием, И. Кантом, Г. Гегелем, Г. Ел­ли­не­ком, Г. Кельзеном и другими, а также многими современными философами, политологами, юристами.

В масштабном плане под государством древнегреческие и древнеримские стоики понимали космос, вселенную, природу и общество вместе взятые. Космическое государство они именовали подлинным, истинным, наряду с которым есть и государство свое (человеческое). По Цицерону государство – это народ, но народ не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Платон же полагал, что государство (полис) – это совместное поселение, обусловленное общими потребностями. Выдающийся древнекитайский философ Конфуций исходил из того, что государство представляет собой большую семью во главе с императором, основанную на подчинении одних другим в соответствии с нравственными устоями. Согласно Аристотелю и основателю естественной школы права Г. Гроцию государство – это совершеннейшая политическая организация для соблюдения права и достижения высшей степени благосостояния, общего блага, общей пользы. И. Кант, один из основателей теории правового государства, определял государство как соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Марксисты под государством понимают аппарат, «машину», осуществляющую организованное насилие одного класса над другим. Основоположник теории государственного суверенитета Ж. Боден и Т. Гоббс отождествляли государство с абсолютной властью одного лица – монарха. Король Франции периода абсолютизма Людовик XIV так и заявил: «Государство – это я». Да и в современную эпоху звучат подобные заявления. Являясь президентом Перу, А. Фухимори в интервью, опубликованном в бразильском журнале «Вежа», счел нужным заявить: «Сейчас власть в Перу – это я, но эта власть мне дана народом, который я представляю»[45]. Таким образом, в масштабном плане государство интерпретируется в диапазоне вселенной, общества, большой семьи, политической организации, аппарата, единоличного властелина.

В сущностном аспекте, в социальном предназначении государства теологи главным считали обеспечение установленного богом иерархического порядка; Конфуций – нравственных устоев; Платон – общего интереса; Аристотель – счастливой жизни; Ф. Аквинский – общего блага, условий для достойной, разумной жизни; Ж. Боден – суверенитета монарха; Ж. Ж. Руссо – народного суверенитета; И. Кант и его последователи – правового порядка. Социальную роль государства особенно возвеличивали Т. Гоббс и Г. Гегель. По Т. Гоббсу в государстве – владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, изысканность, знания, благосклонность. С точки зрения Г. Гегеля государство – это действительность нравственной идеи, образ и действительность разума, шествие Бога в мире.

§ 2. Основные современные подходы
в понимании сущности государства

В современной научной литературе выделяют пять основных подходов к понятию государства: теологический (мусульманские учения в связи с концепцией халифата), классический (государство – совокупность власти, территории, населения), юридический (государство – юридическая персонификация нации), социологический (наибольшее количество школ, в том числе и марксистское учение о государстве), кибернетический (государство – особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями)[46].

В. Е. Чиркин в выявлении сущности государства акцентирует внимание на трех его ипостасях: государство – организация, государство – арбитр, государство как легализованное принуждение. П. М. Рабинович полагает, что государство – это организация политической власти доминирующей части социально неоднородного общества, посредством которой осуществляется руководство им в интересах этой его части, а также управление общесоциальными делами. А. П. Бутенко утверждает, что государство – это прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная система, управляющая обществом. В. Д. Ардашкин пришел к выводу, согласно которому государство – это суверенная организация концентрированной власти, официально представляющая и охватывающая все общество (народ, нации и национальности, классы, слои и социальные группы) в пределах определенной территории.

Неоднозначный подход к определению государства вызывается тем, что государство имеет множество сторон, непрерывно развивается, «колеблется» в своих режимах от деспотического до демократического. В его познании проявляются неодинаковые научные потенциалы исследователей, различные их методы познания и другие обстоятельства. Но главным фактором, определяющим позицию исследователя, является состояние реального государства, его развитие, глобальные общесоциальные потребности. Именно под их воздействием формируется нынешнее представление о государстве вообще, о его сущности.

В определении государства, воплощающем в себе самые важные, сущностные его признаки, характерные черты, глубинные стороны, наиболее значимые особенности, следует исходить из того, что оно представляет собой организацию. Особенность же ее заключается в том, что это – универсальная организация для всех проживающих на определенной территории людей. Организация эта должна носить управленческий, властный, а значит, политический характер. А чтобы власть для всех была авторитетной, реальной, необходимо, чтобы она представляла собой организацию наиболее совершенную, самую мощную из всех создаваемых человечеством организаций, обладающую надлежащими ресурсами и возможностями. Она непременно должна иметь в своем распоряжении аппарат принуждения и в целях превенции, выполняя функцию угрозы по отношению к тем, кто может уклоняться от общеобязательных велений, так и особенно для тех, кто их нарушает. Все это, о чем свидетельствует всемирный опыт, присуще организации, которая именуется государством. В сущностном плане государство – это универсальная, наиболее совершенная, самая мощная, располагающая ап­паратом принуждения, политическая организация, предназначенная для управления обществом с целью обеспечения социального прогресса.