Вопросы и тестовые задачи для выявления исходного уровня знаний

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Читинская государственная медицинская академия

 

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕтей у стоматолога

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ V КУРСА X СЕМЕСТР

ЧИТА, 2005 г.

Методические указания составлены сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста ЧГМА:

зав. каф., к.м.н., Поповой Е.С.

доцентом Калининой Е.Н.

асс., Целикиной В.А.,

асс., Домбровской Э.В.

 

 

Методические указания содержат основные подходы к диспансерному наблюдению полости рта у детей, проживающих в различных геохимических условиях. Отдельно выделена диспансеризация у стоматолога-терапевта, хирурга, ортодонта.

В основу методических указаний взяты основные приказы МЗ РФ и приложения к ним.

Данные методические указания могут быть использованы для самостоятельного изучения раздела «Диспансеризация детей у стоматолога».

 

 

Рецензент:

зав. каф. ортопедической стоматологии ЧГМА д.м.н., профессор

Писаревский Ю.Л.

 

 

Методические указания обсуждены на кафедральном совещании, рекомендованы и утверждены на ЦМК стоматологического факультета от 10 октября 2005 г. Протокол № 1. Председатель ЦМК стоматологического факультета д.м.н., профессор Иванова Е.Н.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Диспансерное наблюдение является важной составляющей частью мониторирования за здоровьем населения в свете всеобщей диспансеризации. В связи с ростом распространенности стоматологической заболеваемости у детей и подростков (кариеса зубов, некариозных поражений, болезней пародонта, зубочелюстных аномалий и деформаций и др.), а также с увеличением тяжелых и осложненных форм задачей диспансеризации является раннее выявление факторов риска и легких форм заболеваний, распределение детей по результатам осмотра в группы здоровья и проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Цель и задачи темы:

1) Научить студента организовать диспансерное наблюдение детей.

2) Изучить документацию, необходимую для проведения диспансеризации на стоматологическом приеме.

3) Освоить методику проведения комплексного обследования полости рта у ребенка.

4) Научить студента правильно формировать диспансерные группы.

5) Обучить студента составлению комплекса лечебно-профилактических мероприятий на групповом и индивидуальном уровне.

 

Вопросы и тестовые задачи для выявления исходного уровня знаний

1. Дайте характеристику физиологической нормы полости рта у детей в различные периоды.

2. Перечислите стоматологические заболевания, подлежащие наблюдению у стоматолога.

3. Перечислите этапы комплексного стоматологического обследования.

4. Укажите форму регистрации комплексного обследования (групповая и индивидуальная).

5. Как определяется прирост интенсивности кариеса?

Тестовые задачи

Инструкция: укажите правильный ответ.

1. Активность кариозного процесса определяется по:

А) индивидуальной интенсивности кариеса

Б) среднегрупповой интенсивности кариеса

В) отношению индивидуальной и среднегрупповой интенсивности кариеса.

Г) возрасту ребенка

Инструкция: установить соответствие.

2. Укажите индекс интенсивность кариеса в:

А) молочном прикусе а) КПУ+кп

Б) сменном прикусе б) КПУ

В) постоянном прикусе в) кп

Диспансеризация населения проводится на основании приказа № 770 (от 30.06.1986 г., с изменениями от 12.09.1997 г.) «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения». Диспансеризацию осуществляют республиканские, краевые, областные, городские, районные детские стоматологические поликлиники. Укрупненные поликлиники, обслуживающие до 150 тыс. детей, приближают помощь к детям и подросткам путем создания дошкольно-школьных стоматологических участков, а так же обеспечивают детей всеми видами специализированной медицинской помощи в базовом лечебном учреждении.

 

 

Мероприятия по диспансеризации проводятся поэтапно:

 

1 этап – подготовительный – врач составляет пофамильный список детей участка (в соответствии с возрастными группами); определяются детские дошкольные учреждения и школы прикрепленные к участку, проводится в соответствие место работы стоматолога; собираются данные о содержании фтора в питьевой воде и другие факторы риска стоматологической заболеваемости, заводятся санационные карты, восстанавливаются данные о ранее проводившейся санации, выясняется общее соматическое состояние детей.

 

2 этап – комплексное обследование. Полученная информация является основой для формирования диспансерных групп, последующим наблюдением и проведением санации.

 

3 этап – оздоровление: осуществление лечебно-профилактического плана диспансеризации, осмотр и санация полости рта детей в соответствии со сроком диспансеризации, проведение индивидуальных и массовых мероприятий профилактического характера. Соблюдаются промежутки между осмотрами и планирование их в зависимости от диспансерной группы.

 

4 этап – изучение эффективности диспансеризации, анализ полученных данных, перегруппировка детей, составление плана лечебно-профилактических мероприятий на следующий год.

 

Непременным условием эффективности диспансеризации является четкое оформление документации:

1. Амбулаторная карта (ф. № 043-У)

2. Контрольная карта диспансерного учета больного (ф. № 30)

3. Статистический талон учета диспансерного больного

4. Листок ежедневного учета (ф. № 037/у)

5. Санационная карта (ф. № 267)

6. Паспорт класса (для детских садов, школ)

7. Журнал учета посещаемости больных

 

В амбулаторной карте регистрируется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, намеченных при осмотре ребенка.

Форма № 30 отражает паспортные данные, диагноз основного и сопутствующего заболеваний, даты законченного курса лечения и последующего назначения, план лечебно-профилактических мероприятий. Больной не явившийся в срок должен быть вызван повторно. Форма № 30 хранится в картотечном ящике, где имеется 13 отделений: 12 – соответственно месяцам повторных назначений, 13-ое – для отработанных карт.

В процессе работы проводится оценка эффективности диспансеризации, где выделяют 4 критерия:

1. Стабилизация – состояние без признаков активности процесса.

2. Ремиссия – это кратковременная стабилизация. Процессы стабилизации и ремиссии оцениваются положительными, если клиническое состояние подтверждается лабораторными, функциональными, рентгенологическими методами исследования.

3. Без изменений – состояние, когда лечение не приводит к стабилизации или ухудшению развития заболевания.

4. Ухудшение – состояние, когда процесс усугубляется и прогрессирует, отмечаются частые рецидивы и осложнения.

Результаты диспансеризации оцениваются ежегодно и в виде эпикриза заносятся в амбулаторную и диспансерную карты больного.

 

Группировка обследованных детей по диспансерным группам основывается на:

1. Данных, полученных во время профилактического осмотра.

2. Данных, характеризующих общее состояние ребенка (группа здоровья).

План обследования ребенка при отборе контингента