Вопросы и тестовые задачи для выявления исходного уровня знаний
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Читинская государственная медицинская академия
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕтей у стоматолога
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ V КУРСА X СЕМЕСТР
ЧИТА, 2005 г.
Методические указания составлены сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста ЧГМА:
зав. каф., к.м.н., Поповой Е.С.
доцентом Калининой Е.Н.
асс., Целикиной В.А.,
асс., Домбровской Э.В.
Методические указания содержат основные подходы к диспансерному наблюдению полости рта у детей, проживающих в различных геохимических условиях. Отдельно выделена диспансеризация у стоматолога-терапевта, хирурга, ортодонта.
В основу методических указаний взяты основные приказы МЗ РФ и приложения к ним.
Данные методические указания могут быть использованы для самостоятельного изучения раздела «Диспансеризация детей у стоматолога».
Рецензент:
зав. каф. ортопедической стоматологии ЧГМА д.м.н., профессор
Писаревский Ю.Л.
Методические указания обсуждены на кафедральном совещании, рекомендованы и утверждены на ЦМК стоматологического факультета от 10 октября 2005 г. Протокол № 1. Председатель ЦМК стоматологического факультета д.м.н., профессор Иванова Е.Н.
ВВЕДЕНИЕ
Диспансерное наблюдение является важной составляющей частью мониторирования за здоровьем населения в свете всеобщей диспансеризации. В связи с ростом распространенности стоматологической заболеваемости у детей и подростков (кариеса зубов, некариозных поражений, болезней пародонта, зубочелюстных аномалий и деформаций и др.), а также с увеличением тяжелых и осложненных форм задачей диспансеризации является раннее выявление факторов риска и легких форм заболеваний, распределение детей по результатам осмотра в группы здоровья и проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
Цель и задачи темы:
1) Научить студента организовать диспансерное наблюдение детей.
2) Изучить документацию, необходимую для проведения диспансеризации на стоматологическом приеме.
3) Освоить методику проведения комплексного обследования полости рта у ребенка.
4) Научить студента правильно формировать диспансерные группы.
5) Обучить студента составлению комплекса лечебно-профилактических мероприятий на групповом и индивидуальном уровне.
Вопросы и тестовые задачи для выявления исходного уровня знаний
1. Дайте характеристику физиологической нормы полости рта у детей в различные периоды.
2. Перечислите стоматологические заболевания, подлежащие наблюдению у стоматолога.
3. Перечислите этапы комплексного стоматологического обследования.
4. Укажите форму регистрации комплексного обследования (групповая и индивидуальная).
5. Как определяется прирост интенсивности кариеса?
Тестовые задачи
Инструкция: укажите правильный ответ.
1. Активность кариозного процесса определяется по:
А) индивидуальной интенсивности кариеса
Б) среднегрупповой интенсивности кариеса
В) отношению индивидуальной и среднегрупповой интенсивности кариеса.
Г) возрасту ребенка
Инструкция: установить соответствие.
2. Укажите индекс интенсивность кариеса в:
А) молочном прикусе а) КПУ+кп
Б) сменном прикусе б) КПУ
В) постоянном прикусе в) кп
Диспансеризация населения проводится на основании приказа № 770 (от 30.06.1986 г., с изменениями от 12.09.1997 г.) «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения». Диспансеризацию осуществляют республиканские, краевые, областные, городские, районные детские стоматологические поликлиники. Укрупненные поликлиники, обслуживающие до 150 тыс. детей, приближают помощь к детям и подросткам путем создания дошкольно-школьных стоматологических участков, а так же обеспечивают детей всеми видами специализированной медицинской помощи в базовом лечебном учреждении.
Мероприятия по диспансеризации проводятся поэтапно:
1 этап – подготовительный – врач составляет пофамильный список детей участка (в соответствии с возрастными группами); определяются детские дошкольные учреждения и школы прикрепленные к участку, проводится в соответствие место работы стоматолога; собираются данные о содержании фтора в питьевой воде и другие факторы риска стоматологической заболеваемости, заводятся санационные карты, восстанавливаются данные о ранее проводившейся санации, выясняется общее соматическое состояние детей.
2 этап – комплексное обследование. Полученная информация является основой для формирования диспансерных групп, последующим наблюдением и проведением санации.
3 этап – оздоровление: осуществление лечебно-профилактического плана диспансеризации, осмотр и санация полости рта детей в соответствии со сроком диспансеризации, проведение индивидуальных и массовых мероприятий профилактического характера. Соблюдаются промежутки между осмотрами и планирование их в зависимости от диспансерной группы.
4 этап – изучение эффективности диспансеризации, анализ полученных данных, перегруппировка детей, составление плана лечебно-профилактических мероприятий на следующий год.
Непременным условием эффективности диспансеризации является четкое оформление документации:
1. Амбулаторная карта (ф. № 043-У)
2. Контрольная карта диспансерного учета больного (ф. № 30)
3. Статистический талон учета диспансерного больного
4. Листок ежедневного учета (ф. № 037/у)
5. Санационная карта (ф. № 267)
6. Паспорт класса (для детских садов, школ)
7. Журнал учета посещаемости больных
В амбулаторной карте регистрируется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, намеченных при осмотре ребенка.
Форма № 30 отражает паспортные данные, диагноз основного и сопутствующего заболеваний, даты законченного курса лечения и последующего назначения, план лечебно-профилактических мероприятий. Больной не явившийся в срок должен быть вызван повторно. Форма № 30 хранится в картотечном ящике, где имеется 13 отделений: 12 – соответственно месяцам повторных назначений, 13-ое – для отработанных карт.
В процессе работы проводится оценка эффективности диспансеризации, где выделяют 4 критерия:
1. Стабилизация – состояние без признаков активности процесса.
2. Ремиссия – это кратковременная стабилизация. Процессы стабилизации и ремиссии оцениваются положительными, если клиническое состояние подтверждается лабораторными, функциональными, рентгенологическими методами исследования.
3. Без изменений – состояние, когда лечение не приводит к стабилизации или ухудшению развития заболевания.
4. Ухудшение – состояние, когда процесс усугубляется и прогрессирует, отмечаются частые рецидивы и осложнения.
Результаты диспансеризации оцениваются ежегодно и в виде эпикриза заносятся в амбулаторную и диспансерную карты больного.
Группировка обследованных детей по диспансерным группам основывается на:
1. Данных, полученных во время профилактического осмотра.
2. Данных, характеризующих общее состояние ребенка (группа здоровья).
План обследования ребенка при отборе контингента