Г) сыновнеродственные, вторая группа

11) православная христианская, 12) западная, 13) исламская (все от сирийской и эллинской)

Б. Цивилизации‑спутники

14) миссисипская (от мезоамериканской), 15) «юго‑западная» (доколумбова цивилизация на юго‑западе США, тоже от мезоамериканской), 16) северная андская (доколумбова на территории Колумбии и Экуадора), 17) южная андская (доколумбовы культуры в Северном Чили и Северо‑Западной Аргентине; обе названные – от андской), 18) эламская, 19) хеттская, 20) урартская (все три от шумеро‑аккадской), 21) иранская от шумеро‑аккадской, потом сирийской), 22) корейская, 23) японская, 24) вьетнамская (все три от китайской), 25) италийская (от эллинской), 26) юго‑восточно‑азиатская (от индийской, позднее в Индонезии и Малайе от исламской), 27) тибетская, с включением монголов и калмыков (от индийской)

II. Неразвившиеся цивилизации

29) первая сирийская (поглощена египетской), 30) несторианская христианская, 31) монофизитская христианская (обе поглощены исламской), 32) дальнезападно‑христианская, 33) космос средневекового города‑государства (обе поглощены западной)

III. Застывшие цивилизации

34) эскимосская, 35) кочевая, 36) оттоманская, 37) спартанская.

 

[636]

 

В 1596 г. Собор православных епископов земель, входивших в польско‑литовское государство, принял в г. Бресте унию с католичеством.

 

[637]

 

Имеется в виду московская Немецкая слобода.

 

[638]

 

«Иродовским» (по Ироду Великому) А. Тойнби называет такое отношение к чужеродной культуре, при котором принимаются многие черты ее, но сохраняется незыблемой традиционная основа.

 

[639]

 

Датско‑прусская война 1864 г., закончившаяся переходом ряда датских земель к Пруссии, была одним из этапов объединения Германии вокруг Пруссии.

 

[640]

 

После смерти последнего представителя португальского царствующего дома король Испании Филипп II направил в Португалию войска и был в 1581 г. провозглашен королем этой страны. В 1640 г. Португалия восстановила независимость.

 

[641]

 

Тайпины – участники крестьянского восстания 1850‑1854 гг. (отдельные отряды повстанцев действовали до 1868 г.) в Китае. Создали теократическое «Небесное государство великого благоденствия» («Тайпин тяньго») со столицей в Нанкине. Восстание подавлено правительственными войсками с помощью англичан. Тайпины выступали против маньчжурской династии и начинавшегося засилья англичан. В их идеологии сочетались как национальные традиции, так и западные веяния. Ряд реформ (уравнительное землепользование, изъятие товарных излишков, даже упразднение рабства) уходит корнями не только в социалистически‑утопические идеи Запада, но и в исконно китайские установления, другие (равноправие женщин, развитие просвещения) заимствованы у Запада.

 

[642]

 

Имеется в виду период более или менее пассивного приятия чуждых традиционному обществу экономических отношений, начинающийся с насильственно навязанных западными державами неравноправных торговых договоров и заканчивающийся провозглашением курса на создание собственной сильной экономики. Для Японии этот период определен здесь в 15 лет от открытия под угрозой оружия японским правительством портов для торговли с американцами (чуть позднее – с англичанами и русскими) в 1854 г. до революции Мэйдзи в 1868 г. Для Китая – в 118 лет от начала Первой опиумной войны в 1840 г. до начала «большого скачка» (попытка резко увеличить объем производства без использования иностранной техники: чугун варился в маленьких домнах в каждой крестьянской семье, гидростанции строились вручную) в 1958 г.

 

[643]

 

Войско Александра, с которым он вторгся в империю Ахеменидов, составляло, по не слишком надежным данным, от 30 до 43 тыс. пехоты и от 4 до 5 тыс. конницы. У его противников (данные еще менее достоверны) в сумме могло быть до 500 тыс. воинов, но ни в одном сражении их превосходство над силами македонского царя не было более чем троекратным. Испанский конкистадор Франсиско Писарро в 1531 г. отправился завоевывать царство инков, имея всего 130 человек и 57 лошадей (сохранились счета) и, со всеми подкреплениями, никогда не располагал более чем полутысячей человек. О численности индейского войска нам вообще ничего не известно, но, исходя из весьма ориентировочной численности населения Тауантинсуйу в 6‑8 млн., мы можем предположить, что хотя бы несколько десятков тысяч солдат там было.

 

[644]

 

Основатель стоицизма Зенон (ок. 336‑264 до н.э.) был родом из Кития (Китиона) на Кипре. Остров критские мореходы посещали еще в сер. III тыс., а город был основан в 1‑й пол. II тыс. до н.э. В круг греческих государств Кипр вошел после походов Александра, а до этого принадлежал Ахеменидам и поддерживал постоянные контакты с Финикией, также входившей в состав Персидской монархии. Греческое население (ахейцы), однако, появилось на Кипр в XII в. до н.э., а со времен Великой колонизации это был уже вполне греческий остров.

 

[645]

 

Порта (Оттоманская Порта. Высокая Порта. Блистательная Порта) – принятое в Европе до нач. XX в. название Османской империи, произведено от ит. porte – «ворота» – имеются в виду ворота султанского дворца в Стамбуле.

 

[646]

 

Радикально настроенные молодые турецкие офицеры создали в 1889 г. организацию «Единение и прогресс»: члены ее в Европе назывались младотурками Они пришли к власти в результате революции 1908 г., провели конституционные реформы, но были весьма нерешительны в проведении аграрных преобразований, в ограничении клерикализма в государственной жизни и резко выступали против автономистских устремлений среди национальных меньшинств.

 

[647]

 

В Евангелиях не названы ни имена, ни этническая принадлежность, ни количество волхвов – мудрецов‑звездочетов, пришедших поклониться Христу Число – три, имена – Каспар, Бальтазар и Мельхиор, родина Аравия или Персия, сан – царский – утверждены средневековой традицией. Традиция изображать одного из волхвов негром устанавливается с кон. XV в.; с эпохи Великих географических открытий три волхва начинают символизировать три расы: белую, желтую и черную.

 

[648]

 

Александрийские евреи утратили родной язык, перейдя на греческий, отсюда и потребность в переводе Библии (в качестве причины перевода называют и желание паря Птолемея II Филадельфа). По традиции, перевод осуществили 70 переводчиков за 70 дней, и переводы их полностью совпали. На деле процесс затянулся более чем на сто лет: Пятикнижие переведено ок. 250 г. до н.э., Книга Есфири – в 114 г. до н.э. В Библии нет текстов, написанных на разговорном языке Палестины – арамейском.

 

[649]

 

В нач. III в. до н.э. вавилонский жрец Берос написал по‑гречески для селевкидского царя Антиоха I Сотера «Вавилонскую историю», всемирную хронику в которой огромную роль играют реальные и фантастические хронологические выкладки, основанные на халдейской астрологии. Таковы факты, остальное – интерпретация А. Тойнби.

 

[650]

 

Приспособление Кодекса Юстиниана к новой реальности воплотилось в составленном в 726 (или 741 – датировки расходятся) г. по инициативе Льва III Сирина нового свода законов – Эклоги, – кардинально расходящегося с римским правом, хотя и составленного из выдержек из Юстиниановых конституций. В Эклогу включены были заповеди Моисеевы, отредактированные и представленные как юридические нормы. При втором императоре Македонской династии. Льве VI Мудром (866‑912, прав. с 886). был составлен новый свод – Василики – попытка реставрации римского права. При Константине VII Багрянородном (905 – 959, прав. с 913) в него были внесены изменения, напрочь меняющие его суть и смысл. О том, насколько Василики были не приспособлены к реальной юридической практике, свидетельствуют споры ученых, которые никак не могут решить, было ли это реальное законодательство, энциклопедия или учебное пособие по римскому праву.

 

[651]

 

Шариат – свод правовых и теологических норм исламского права, основанный на Коране, противопоставлен здесь адату – обычному праву.

 

[652]

 

Чиновничество – правящее сословие в старом Китае – формировалось не на наследственной основе, а на системе экзаменов. Любое лицо независимо от происхождения, сдавшее экзамены (испытания были разных степеней), могло рассчитывать на любую должность, вплоть до высших, если были сданы экзамены высшей ступени. Эта система возникла во II в. до н.э. при династии Хань и приняла окончательную форму ок. 622 г., вскоре после воцарения династии Тан. В основе экзаменов лежали проверка знания конфуцианской литературы и умение комментировать ее.

 

[653]

 

В 316 г. гунны взяли столицу империи Цзинь и государь попал в плен.

 

[654]

 

Поэт и философ Хань Юй под возвратом к древности понимал не только следование принципам древней поэзии, но и восстановление истинного конфуцианского учения, очищенного от схоластических комментариев, противопоставленного туманным мистическим и аскетическим концепциям буддизма, уводящего от ясности мышления и следования долгу по отношению к семье и государству.

 

[655]

 

Космогония Инь – Ян существовала в Китае еще до возникновения даосиозма и нашла свое отражение и в раннеконфуцианских идеях: особо популярным это учение в неоконфуцианстве стало под влиянием даосов. Буддийская школа Чань (Дзэн) возникла в Индии, но оформилась в Китае в VII в. не без влияния даосизма. Чань учит возможности достижения просветления наитием – если отказаться от себя и слиться с абсолютом. Для достижения этого просветления использовались определенная психотехника, но также и гротескный стиль поведения. Чань‑буддизм оказал огромное влияние на культуру Китая и Японии, особенно на живопись, поэзию и каллиграфию, но не на философию неоконфуцианства. которое школа Чань презирала за приземленность.

 

[656]

 

В 841‑846 гг. в Китае развернулось поддержанное двором и высшим чиновничеством движение за искоренение буддизма, поднятое императором Уцзуном.

 

[657]

 

По инициативе Константина Багрянородного было составлено 53 объемистых сборника выписок из античных авторов по разнообразнейшим отраслям знания: от военного дела до агрономии, от литературы до организации дворцовых церемоний.

 

[658]

 

Во 2‑й пол. VII в. Нортумбрия стала центром монастырской культуры. Монах Беда Достопочтенный (673‑735), знаменитый историк и писатель, основал в Ярроу (Джарроу) и Йорке латинские школы, пособия для которых составлял сам. Полем деятельности Беды и его учеников был мир школы, и стремление к чистоте латинского языка не переходило у них в тяготение к античной культуре.

 

[659]

 

Речь идет о т. н. Каролингском Ренессансе, относительно кратковременном подъеме латинской образованности при дворе Карла Великого. Там сложился во главе с самим Карлом кружок образованных людей из разных стран Европы, названный впоследствии Академией. Душой этого кружка был англосакс Алкуин (ок. 735‑804): его участники сочетали увлечение античной культурой с приверженностью к христианству. Каролингское Возрождение практически не вышло за пределы этого кружка, несмотря на активные усилия его деятелей и самого Карла по созданию широкой сети школ.

 

[660]

 

В кон. XVI – XVII в. произошла реакция на одностороннее увлечение идеями Античности; противники поздних гуманистов выступали за активное развитие позитивных наук и техники в противовес скрупулезному изучению античных текстов, утверждали, что наука, искусство и литература современности не уступают древним. Сторонниками этого течения были французы Жан Боден (1530‑1596), Рене Декарт (1596‑1650), писатель и философ Бернар ле Бовье де Фонтенель (1657‑1757), англичане Френсис Бэкон (1561‑1626) и археолог Уильям Уоттон (1666‑1727).

 

[661]

 

Современные исследователи считают, что искусство длинных каменных блоков заимствовано ассирийцами у хеттов. Разнообразие светской тематики в искусстве ассирийцев контрастирует с довольно ограниченным кругом сакральных образов в аккадском искусстве.

 

[662]

 

Вряд ли можно говорить о прямом влиянии античных высоких рельефов, располагавшихся на фронтонах храмов, на искусство возникших в позднем Риме и Византии консульских и императорских диптихов (небольших двустворчатых складней из слоновой кости; на одной створке вырезан низким рельефом портрет консула или императора в полный рост, на другой – чаще всего Христос или ангел; эти диптихи изготовлялись при восхождении императора на престол или вступлении консула в должность), относящихся не к миниатюре, а к мелкой пластике. Античные реминисценции возникали в византийском искусстве в целом в разные периоды по‑разному. Одной из эпох повышенного влияния Античности был т. н. Македонской Ренессанс (IX–Х вв., время правления Македонской династии), тогда как эпоха правления династии Комнинов (XI–XII вв.) характеризуется определенным оттеснением античных традиций.

 

[663]

 

В ответ на решения Никейского Собора Алкуин по приказу Карла Великого составил в 790‑794 гг. т. н. «Каролингские книги», где осуждалось поклонение иконам как идолопоклонство, хотя признавалось допустимым помещение икон в церквах в дидактических целях. Эти мнения, утвержденные поместными Франкфуртским (795) и Парижским (824 или 825) Соборами, не стали официальным учением западной Церкви, но способствовали определенной эмансипации искусства от культа.

 

[664]

 

До 1945 г. официальной религией Японии был синтоизм – древняя языческая религия, состоящая в поклонении локальным божествам, духам природы, обожествленным героям, правителям и императорам; это не мешало широчайшему распространению махаянистского буддизма различных толков, так что большая часть населения Японии исповедует обе религии одновременно После второй мировой войны в Японии распространилось большое число необуддийских, неосинтоистских и синкретических буддийско‑синтоистских сект.

 

[665]

 

Сотериологические религии – религии спасения (от греч. t w t h r – «спаситель»), в которых следование заповедям основателя этой религии обеспечивает спасение души за гробом.

 

[666]

 

Хотанским – по Хотанскому оазису в бассейне р. Тарим в Синцзяне – назывался первоначально восточный тохарский язык. Позднейшие исследования показали, что он, будучи индоевропейским, родствен не индоарийским языкам, а, как ни странно, западным индоевропейским – кельтским, романским, балто‑славянским и др.

 

[667]

 

Имеется в виду т. н. Триполитанская война 1911‑1912 гг., в ходе которой Италия захватила Ливию у Оттоманской империи; в этой войне Великобритания, министром иностранных дел которой был тогда сэр Эдуард Грей (1862‑1933), поддерживала, хотя и косвенно, Турцию – отсюда и неприязнь неаполитанцев к молодому англичанину.

 

[668]

 

Судя по эпиграфическим данным, Агамемнон был реальным историческим лицом, царем Микен в кон. XIII в.; более о нем ничего не известно. Последние исследования позволили довольно надежно определить, что «Одиссея» и «Илиада» написаны одним лицом, которого, возможно, и звали Гомер, а это долгое время оспаривалось, и указанные поэмы полагались народным эпосом, не имеющим индивидуального автора.

 

[669]

 

Это вычисление содержится в вышедшей уже после смерти автора книге англиканского архиепископа в Ирландии Дж. Ушера (1580‑1656) «Священная хронология».

 

[670]

 

В настоящее время их более миллиарда.

 

[671]

 

В XIX в. в христианской, особенно протестантской среде шли споры о соотношении данных современной науки и Писания. Т. н. модернисты стремятся сочетать Библию с естествознанием, объявить наиболее разительные несовпадения аллегорией либо привести их в соответствие с помощью различных толкований – так, «годы» патриархов объявляются лунными месяцами. Фундаменталисты напрочь отвергали какое‑либо иносказательное толкование библейских сообщений.

 

[672]

 

Правители Нижнего Египта носили цилиндрический головной убор, сзади более высокий, нежели спереди; цари Верхнего – бутылкообразную корону. С объединением страны ок. 3000 г. до н.э. (или ранее?) появилась как знак власти фараона над обеими землями двойная корона, в которой вторая как бы вставлена в первую. Нижеследующая интерпретация появления этого головного убора на медали Пизанелло (наст. имя – А. Тойнби ошибся – Антонио ди Пуччо ди Черетто, 1395‑1455) и фреске Пьеро делла Франческо (ок. 1420‑1492) представляет cобой игру ума, которую не следует принимать всерьез, как и нижеследующие разгадки того, что автор «Постижения истории» именует историческими загадками.

 

[673]

 

Одежды скифов и даков представляли собой рубаху и штаны – никак не свойственные исключительно гномам. Скифский кожаный шлем‑колпак лишь отдаленно напоминает колпак с длинным шлыком гномов – кстати, популярный у обычных людей в позднем средневековье.

 

[674]

 

Английское nanny – «няня» – представляет собой обычное проявление т. н. детского языка (ср. «мама», «дядя») и никакого отношения к богине Инанне не имеет.

 

[675]

 

Из двенадцати колен Израилевых при распаде единого Израильского царства в южном, Иудейском, остались колено Иуды и часть колена Вениамина. Еврейское население северного царства было выселено ассирийцами и впоследствии ассимилировалось; однако до XIX в. время от времени возникали сенсационные гипотезы, объявлявшие тот или иной цивилизованный народ в дальних странах (например, древних майя) потомками исчезнувших десяти колен.

 

[прим1]

 

Эти идеи были высказаны А. Бергсоном в его «Творческой эволюции», но за сто лет до него они были предсказаны Тюрго в «Плане двух рассуждений о всеобщей истории». – См.: Oeuvres de Turgot, vol. II, Paris. 1844, p. 654

 

[прим2]

 

См.: Vinogradoff. Paul. Enalish Sodctv XVII. Oxiord. 1908.

 

[прим3]

 

Lord Acton. Lectures on modem History. London, 1906.

 

[прим4]

 

Hammond. J.H. and Barbara. The Rise of Modern Industry. London, 1925, Preface, pp. VIII–IX.

 

[прим5]

 

Название «православно‑христианское» более правильно, поскольку это общество, в отличие от Западного сохраняло религиозную лояльность как основной принцип социального единства.

 

[прим6]

 

Но не «индийское», так как оно выходит за границы континентальной Индии, например Индонезийский архипелаг (о. Бали), между тем как в Индии существует и мусульманское общество.

 

[прим7]

 

В римском значении слова, это люди, за которыми по переписи не числилось никакого имущества, кроме детей (proles), отсюда «пролетарии» – те, которые не чувствуют никаких обязательств по отношению к своей социальной группе.

 

[прим8]

 

Gibbon Е. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, Ch. LXXXI.

 

[прим9]

 

Примечательно, что Лев III Исавриец* – первый выдающийся государственный деятель православного христианства, начал свою карьеру в Алании, где оставил заметный след. Не исключено, что он хотел расширить экспансию, но его отозвали для организации защиты православного христианства от последней угрозы Омейядов** Константинополю в 717 г. Оставшуюся жизнь он посвятил решению двух задач: во‑первых, эвокации*** призрака Римской империи и, во‑вторых, развитию религиозного движения, не вполне точно названного «иконоборчеством» ****.

*Лев III из Сирийской (ранее ее неверно называли Исаврийской) династии (ок. 675‑741) захватил власть в Константинополе в 717 г. В том же году мощные арабские армия и флот подошли к столице Империи. Благодаря энергии императора и мужеству защитников Города осаждающие были разбиты в 718 г.

**Омейяды – династия арабских халифов в 661‑750 гг., потомки правителей доисламской Мекки из рода Омейя племени курейш. к которому принадлежал и Мухаммед. Столицей Омейядов был Дамаск, опорой – военная знать, возвысившаяся в результате первых завоеваний ислама, особенно в Сирии и Египте.

***Эвокация (от лат. evocatio «призывание»): в Древнем Риме – обряд, заключающийся в обращении к богам враждебного народа с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римлян, которые обязуются установить службу этим богам: в терминологии А. Тойнби‑попытка обращения к традициям предшествующей цивилизации.

****Иконоборчеством в широком смысле называют направление в христианстве. выступающее против культа икон – от ересей IV в. до протестантизма XVI в. В узком смысле – религиозное движение VIII–IX вв. в Византии. Отдельные выступления против поклонения иконам были в Армении и Малой Азии в VII – нач. VIII в., возможно, под влиянием ислама, запрещающего любое изображение Бога. Иконоборчество было признано официальным учением на Соборе 754 г., не признаваемом православной Церковью действительным, затем осуждено на Седьмом (Втором Никейском) Вселенском Соборе 787 г. и, после кратковременных успехов, окончательно запрещено в 843 г.

 

[прим10]

 

Аравия находилась на юго‑востоке римских владений, в Сирии и, возможно, поэтому мусульманские арабы получили имя «сарацины» («восточные люди»).

 

[прим11]

 

Ахеменидская держава начала свое существование как захудалое, окраинное государство Иранского нагорья: свержение Элама* Ассирией в 655‑639 гг. до н.э. дало Ахеменидам первый шанс для возвышения: они спустились в покинутую долину Элама и в Сузах, бывшей столице погибшего эламитского государства, создали свою столицу. Ахемениды собрали урожай, посеянный ассирийцами.

*Элам – государство в юго‑западной части Иранского нагорья (территории современных Хузестана и Луристана в Иране). Генетические связи народа эламитов не установлены, существует гипотеза о родстве их языка с дравидийскими. Существовала местная иероглифическая письменность, замененная в кон. III тыс. до н.э. клинописью. История Элама мало изучена. Государство это возникло в сер. III тыс. до н.э., попадало в зависимость от соседей в XXIII и XXI вв. до н.э. устанавливало свой контроль над бассейном Тигра и Евфрата в XX–XVIII вв. до н.э., воевало с Вавилонией во II тыс. до н.э. и с Ассирией в VIII VII вв. до н.э. После разгрома Суз. столицы Элама. ассирийцами уже не играло самостоятельной роли. окончательно войдя в состав державы Ахеменидов в VI в. до н.э. Эламский язык сохранялся в качестве одного из официальных языков Персидской монархии по крайней мере до V в. до н.э.

 

[прим12]

 

Это было вполне естественно, поскольку арамейский язык принадлежит к той же группе (семитской), что и аккадский.

 

[прим13]

 

Клинопись была не алфавитной, а фонетико‑силлабической системой, включавшей в себя набор идеограмм. Первоначально она была изобретена для передачи шумерского языка, у которого нет точек соприкосновения с аккадским диалектом семитского языка, который стал использовать эту письменность. Использование клинописи для передачи двух, не связанных между собой языков, возможно, объясняет, почему идеограммы остались в нем наряду с фонетическими знаками. Идеограммы писались одинаково по‑шумерски и по‑аккадски хотя, разумеется, произносились они на разных языках по‑разному, при этом некоторые знаки, используемые как идеограммы в аккадском, имели фонетическое значение в шумерском.

 

[прим14]

 

Букв. «парфянском» – признак того, что эта фаза иранского языка как в устной, так и в письменной речи достигла своей зрелости в период Аршакидов, хотя и в более позднюю эпоху Сасанидов она также процветала.

 

[прим15]

 

«Фарси», т.е. диалект иранского в провинции Фарс.

 

[прим16]

 

Хатти – это местное название народа, который в Ветхом завете именуется «детьми Хета», то есть «хеттами».

 

[прим17]

 

Еvans. Sir Arthur. The Earlier Religion of Greece in the Light of Cretan Discoveries. London. 1931, pp. 37‑41.

 

[прим18]

 

Ассирия (Ашшур) была самым северным городом‑государством шумерского общества*.

*Самым северным из поселений шумеро‑аккадского культурного круга была, насколько известно, Ниневия, первые сведения о которой имеются еще от нач. III тыс. до н.э., но мы знаем о ней очень мало до VIII в. до н.э., когда она стала столицей Ассирийского царства.

 

[прим19]

 

Если допустить, что индская культура была ответвлением шумерской культуры, распространенной шумерским универсальным государством, и представляла собой магнит, который привлек движение племен ариев в Индию из Евразийской степи. Если же это предположение неверно, то индское общество следует отнести к предыдущей группе несвязанных обществ.

 

[прим20]

 

Если предположить, что мистерии и орфическая церковь были рудиментами вселенской церкви, созданной внутренним пролетариатом предшествовавшего минойского общества. Если же эта точка зрения неверна, то есть мистерии и орфизм следует считать вселенской церковью, то эллинское общество относится к группе аффилированных обществ.

 

[прим21]

 

Родина вавилонского общества совпадала с Шумером + Аккадом + Ассирией + Эламом, хотя Элам и Ассирия фактически не были родиной шумерского общества, а лишь включались в его владения на самой ранней ступени.

 

[прим22]

 

См.: Hobhause L.T., W heeler G. С., Ginsberg M. The Material Culture and Social Institutions of the Simpler Peoples: An Essay in Correlation. London, 1915.

 

[прим23]

 

White A.F. China and Foreign Powers. London, 1927. p. 41.

 

[прим24]

 

К этим последовательностям относятся: минойская‑эллинская‑западная, минойская‑эллинская‑православная, минойская‑сирийская‑исламская, шумерская‑индская‑индуистская (если предположить, конечно, что связь, намеченная между индской и шумерской цивилизациями, установлена).

 

[прим25]

 

Египетское, андское, шумерское, минойское, китайское и майянское. Если связь индского общества с шумерским не подтвердится, то число независимых цивилизаций возрастет до семи, а если будет доказано, что индская культура по своему происхождению не зависит от шумерской, то число их достигнет восьми.

 

[прим26]

 

См.: De Gobineau, le cointe J.A.Essai sur l'InigalitedeRacesHumaines. Paris. 1853 – 1855, 4 vols.

 

[прим27]

 

См.: Chanberlain H.S. The Foundations of the Nineteenth Century. London, 1911.

 

[прим28]

 

Эта глава была написана до того, как культ нордического человека стал частью официальной идеологии германскою рейха.

 

[прим29]

 

Jeans. Sir James. The Misterious Universe. Cambridge. 1930. pp. 2 – 3.

 

[прим30]

 

Hulitington. Ellsworth. Civilization and Climate. New Haven, 1924, p. 12.

 

[прим31]

 

Smuts J. Holism and Evolution. 2‑nd ed. L., 1927. pp. 218 – 219.

 

[прим32]

 

Слово «рай» (paradise) следует понимать в буквальном смысле греческого слова ρ λ ρ λ δ ε ι δ ο δ, которое является транслитерацией персидского слова, обозначающего саванную – территорию специально предназначенную для охоты и окруженную границей: земли эти принадлежали правящему меньшинству и искусственно сохранялись в девственном состоянии; в древности же это были угодья для примитивной охоты.

 

[прим33]

 

Британские солдаты в первую мировую войну называли их «перепончатые ноги».

 

[прим34]

 

Spinden H.J. Ancient Civilization of Mexico and Central America. N.Y. 1917, p. 65.

 

[прим35]

 

Means P. A. Ancient Civilizations of the Andes. London, 1931, p. 415.

 

[прим36]

 

Свидетельство относительно строения черепа кажется двусмысленным, поскольку «долихокефалия» – это признак, который средиземноморская разновидность белой расы разделяет с нордической разновидностью. Специфические отличия двух разновидностей представлены пигментацией, а не формой черепа. Таким образом, с аналитической точки зрения всякий «долихокефальный» черен можно атрибутировать при отсутствии сведений относительно пигментации как средиземноморскому, так и нордическому типу. Однако географические и исторические уточнения позволяют сделать вывод, что «долихокефальные» аборигены Крита были не мигрантами из Афразийской степи, а нордическими мигрангами из Евразийской степи.

 

[прим37]

 

χ α λ ε π ' α τ ' κ α λ ' α – полные паруса (греч.) *.

*χ α λ ε π α τ α χ α λ α буквально значит «тяжело нагруженные корабли».

 

[прим38]

 

Pseudo‑Xenophontes. Der Aphinische Staat. Leipzig, 1913, Cap. 2.

 

[прим39]

 

Юм Д. Соч. т. 2. М., 1965, с. 650.

 

[прим40]

 

Olrik A. Viking Civilisation. London, 1930. pp. 177‑ 178.

 

[прим41]

 

Phillpotts В. S. The Elder Edda. Cambridge, 1920, p. 207.

 

[прим42]

 

Diodorus of Aggrium. A Library of Universal History, vol. XII. London. 1929, ch. 1 – 2.

 

[прим43]

 

Слово «казак» дано здесь в трактовке их номадических противников. Это тюркское слово означало людей, которые живут в степи, но за границами организованного номадического общества: грязные отбросы, не признающие власть законных владык степи, мародеры, ворующие скот у кочевников.

 

[прим44]

 

Название «Австрия‑Нейстрия» говорит само за себя. «Австрия» – это новое название для новой общественной системы, возникшей на почве разрушенного государства – преемника на восточном, то есть континентальном, форпосте. «Нейстрия» означает «не Австрия», то есть те остатки империи, которые оказались вне пределов нового общества.

 

[прим45]

 

SteensbyH. P. An Antropological Study of the Origin of the Eskimo Culture, Copenhagen, 1916, p. 205.

 

[прим46]

 

Ibid., р. 156

 

[прим47]

 

PumpellyR. Explorations in Turkestan: Expedition of 1903. Carnegie Institution Publications. No 26. Washington, D. C., 1905, vol. I, p. XXVIII.

 

[прим48]

 

LybyerA.Н. The Government of The Ottoman Empire in the Time of Suleiman the Magnificent. Cambridge, Mass., 1913, p. 36.

 

[прим49]

 

LybyerA.H.Op.cit.,p.57‑58.

 

[прим50]

 

Gislenii Busbecqii A. Omnia qual Extant. Leyden, 1633. p. 59 – 62.

 

[прим51]

 

Некоторое имущественное неравенство между различными спартиатами имело место, несмотря на эквивалентность общественных наделов, потому что на более старых территориях Спарты, где, земля принадлежала спартанским гражданам еще до захвата Мессении, существовала частная собственность, и, если показывали при этом успехи, им открывалась дорога наверх.

 

[прим52]

 

Huxley J.S. The Individual in the Animal Kingdom. Cambridge, 1912, pp. 131‑132.

 

[прим53]

 

Bergson Н. Les Deux Sources de la Morale et de la Religion. Paris. 1932, pp. 180 – 181.

 

[прим54]

 

Ibid. p. 55.

 

[прим55]

 

Eliot Ch. Hinduism and Buddhism, vol. 1. London, 1921, pp. XII–XIII.

 

[прим56]

 

Мires J. L. The Cambridge Ancient History, vol. I. Cambridge. 1924, pp. 1‑2.

 

[прим57]

 

Carr‑Saunders A.M. The Population Problem. Oxford, 1922, рр. 116‑ 117.

 

[прим58]

 

Bergson Н. Ор. cit., р. 189.

 

[прим59]

 

Spengler О. Untergang des Abendlandes. Bd. Berlin. 1920, S. 318 – 320.

 

[прим60]

 

Demolins Е. Comment la Route Cree le Type Social, vol. II, Paris, 1918.

 

[прим61]

 

См.: Wells H. G. The Outline of History. London, Cassel, 1920.

 

[прим62]

 

Siegfried A. England's Crisis. London. 1931, pp. 125 – 126.

 

[прим63]

 

До бесконечности (лат.).

 

[прим64]

 

Smuts J. Op. cit., pp. 253‑254.

 

[прим65]

 

Bergson Н. Ор. cit. р. 22.

 

[прим66]

 

см.: Smuts J. Ор. cit., р. 335.

 

[прим67]

 

Bergson Н. Ор. cit., р. 333.

 

[прим68]

 

Smuts J. Ор. cit., р. 306.

 

[прим69]

 

Ibid., р. 305.

 

[прим70]

 

Smuts J. Ор. cit., р. 336.

 

[прим71]

 

Bcrgson Н. Ор. cit., р. 96.

 

[прим72]

 

Bergson Н. Ор. cit., pp. 74. 181.

 

[прим73]

 

Wells H.G. Democracy and Revision. London. 1927. p. 42.

 

[прим74]

 

Bergson H.Op.cit., р. 181.

 

[прим75]

 

Ibid., р. 99.

 

[прим76]

 

Трансференция (traпsfеrепсе) (англ.) передача, перенесение. Здесь – перенос результатов духовной работы личности в сферу внешних социокультурных отношений.

 

[прим77]

 

Ibn Haldun. Mlikaddamat. vol. II. Paris. 1863 1868. p. 437.

 

[прим78]

 

Bergson Н. Ор. cit., pp. 235‑236.

 

[прим79]

 

Гоббс Т. Левиафан. М., 1936, с. 115.

 

[прим80]

 

Ibn Haldun. Ор. cit., vol. I, p. 28.

 

[прим81]

 

Ibп Haldun. Ор. cit, vol I, pp. 62‑68.

 

[прим82]

 

Davis N. W. С. Medieval Eurоре. London, р. 6.

 

[прим83]

 

Spengler О. Ор. cit. р. 322.

 

[прим84]

 

Eliot Ch. Ор. cit., vol. 1. pp. XII–XIV.

 

[прим85]

 

см.: Heitland W.E. Agricola. Cambridge, 1921, p. 308.

 

[прим86]

 

Moore P. Sims. Myths and Men. Revised ed. London. M tiller. 1968, p. 224.

 

[прим87]

 

Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М. 1923, с. 121‑122.

 

[прим88]

 

См.: Eliade М. La Mythe de l'Eternel Retour. Paris, Gallimard, 1949, P. 131‑132.

 

[прим89]

 

Марк Аврелий Антонин. Размышления. IX, 28. – Л. 1985, с. 53.

 

[прим90]

 

Ницше Ф. Собр. соч., т. 1, М., с. 243‑244.

 

[прим91]

 

Griaule M. Dieterlen G. The Dogon. In: Daryll Forde C. (ed.) African Worlds. London. Oxford, 1954, p. 84.

 

[прим92]

 

Volney С. Les Ruines‑Oeuvres Completes. Paris, Dido, 1860, pp. 12 – 13.

 

[прим93]

 

Цит. по: Brown P. Augustine of Hippo. London, Faber and Faber, 1967, p. 85.

 

[прим94]

 

Davidson B. The Africans. London, Longmans, 1969, p. 147.

 

[прим95]

 

Arnold М. Culture and Anarchy. London. Murray, 1869, pp. 13‑14.

 

[прим96]

 

Bergson H.Op.cit.p.251.

 

[прим97]

 

Имеется в виду несторианская и монофизитская реакции в Месопотамии, Сирии и Египте против официального католического христианства империи.

 

[прим98]

 

Redivivum – построенная из старых, бывших в употреблении материалов (лат.).

 

[прим99]

 

Западные университеты обязаны своей свободой тому, что они находились под эгидой и защитой Папства, а не местного правителя или местного епископа.

 

[прим100]

 

«Палингенесия» – греческое слово, которое дважды встречается в Новом завете (Матф. 19, 28, и Тит 3, 5) и которое в обоих случаях переводится английским словом «regeneration» в значении «внутреннее возрождение».

 

[прим101]

 

Греческое слово α π α θ ε ι α («апатейя») следует отличать от однокоренного ему слова «апатия», так как последнее обозначает потерю «чувственности», тогда как «неуязвимость» – это определенное духовное состояние, для которого характерна героическая суровость, и оно требует весьма интенсивной тренировки.

 

[прим102]

 

Cary M.A. History of the Greek World from 323 to 140 В.С. 1932, р.352 – 353.

 

[прим103]

 

More Р.Е. Platonism. Princeton, 1926, р. 238‑ 239.

 

[прим104]

 

Vetius Valens. Antologiae. Berlin, 1908, S. 219 – 221, 240. 246.

 

[прим105]

 

см.: Diehl Ch. The Roman Society from Nero to Markus. London, 1905.

 

[прим106]

 

Turner Т.J. The Frontier in American History. N.Y. 1921. pp. 3‑4.

 

[прим107]

 

Diehl Ch. Ор. cit. р. 391.

 

[прим108]

 

Diehl Ch. Op. cit.

 

[прим109]

 

см.: Meyer Е. Geschichte des Altertums, in 5 Bd. 1884‑1902.

 

[прим110]

 

В сознании израильтян это свойство «жизни» или «существования» в Боге, веру в которого они унаследовали от своих предков, стало настолько неясным, что постепенно истинная этимология Его имени стерлась, хотя первоначально она отражала Его сущность. Имя Яхве восходит, по всей видимости, к Яхо или Яху. так как именно этот корень встречается в сложных именах собственных, причем не только древнееврейских, но и в некоторых неизраильских именах, датируемых более ранними периодами*.

*Этимология имени Яхве спорна. Традиционное толкование исходит из самоопределения – «Я есмь сущий» (Исх. 3. 14) – с употреблением глагола hwh – «быть», «жить». Существует предположение о том, что зафиксированный в финикийских надписях бог Йево (Яхо, Йао) был верховным (но не монотеистическим) богом кочевых и оседлых племен Ханаана.

 

[прим111]

 

В ноябре 1938 г., Когда писались эти строки, немецкие национал‑социалисты уже провозгласили культ Крови и Земли и развернули в Германии широкую кампанию звериного антисемитизма.

 

[прим112]

 

Warde‑FowlerW. The Religious Experience of the Roman People. London, 1911, p. 428‑429.

 

[прим113]

 

Марк Аврелий Антонин. Размышления. VII. 23. Л. 1985. с. 38.

 

[прим114]

 

Meyer E. Geschichte des altertums. Bd. III. Stuttgart. 1901. S. 173‑174.

 

[прим115]

 

Thomas E.G. The History of Buddhist Thought. London, 1933, p. 62.

 

[прим116]

 

Epictetus. Dissertationes. lib. III, cap. 13, 11‑13.

 

[прим117]

 

Stсherbatskу Th. The Central Conception оf Buddhism and the Meaning of the Word «Dharma». London, 1923. p. 74. 53.

 

[прим118]

 

Bevan E.R. Stoics and Sceptics. London, 1913. p. 66‑67.

 

[прим119]

 

Bevan E. R. Op. cit. p.69‑70.

 

[прим120]

 

Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982, с. 317.

 

[прим121]

 

Это выражение, по всей вероятности, принадлежит русскому царю Николаю I, который впервые употребил его в разговоре с лордом Абердином в 1844 г., а затем повторил в 1853 г. накануне Крымской войны.

 

[прим122]

 

Падишах восходит к персидскому названию, означающему «шах, стоящий на шеях своих подданных», то есть шах шахов, или «царь царей».

 

[прим123]

 

Русско‑турецкий мирный договор, подписанный 21 июля 1774 г.; итало‑оттоманские мирные соглашения от 15 октября 1912 г.; турецко‑болгарский мирный договор, подписанный в Константинополе 29 сентября 1913 г.

 

[прим124]

 

Аналогичным соображением руководствовался Константин Великий, когда он переносил столицу Римской империи из Рима в Константинополь. Он считал, что политический центр обращенной Римской империи должен быть христианским с самого начала, освобожденным от архаического язычества, которое так упорно цеплялось за жизнь в сенатской цитадели на берегу Тибра. Кроме этих моментов, у Константина и Петра были, конечно, политические и стратегические мотивы для переноса столицы.

 

[прим125]

 

Lattimore O. Inner Asian Frontiers of China. London and New York, Oxford University Press. 1948. p. 184 – 197.

 

[прим126]

 

Ibid., p. 243.

 

[прим127]

 

Lattimore O. Op.cit., p.243.

 

[прим128]

 

Lattimore О. Ор. cit., pp. 243‑244.

 

[прим129]

 

Balsdon J.P.V.D. Rome: the Story of an Empire. London, Weidenfeld and Nicolson. 1970, p. 225.

 

[прим130]

 

Franke О. Geschichle des Chinesisehen Reiches. Berlin, de Gruyter. 1930. I. S. 132‑133.

 

[прим131]

 

Zosimus. Historiae IV, XXXI. 1‑3.

 

[прим132]

 

Gronbechv. The Culture of Teutons. London. Oxford University Press, 1931, part II. p. 305.

 

[прим133]

 

Chadwich Н.М. The Heroic Age. Cambridge, University Press. 1912, p. 39.

 

[прим134]

 

Wordsworth W. Elegiac Stanzas suggested by a Picture of Peele Castle in a storm.

 

[прим135]

 

Trotsky L. The History of the Russian Revolution. London, Gollencz, 1965. p. 24.

 

[прим136]

 

Albright W.F. From Stone Age to Christianity. Baltimore. Johns Hopkins University Press, 1957, pp. 337‑338.

 

[прим137]

 

Мair L. Primitive Government. Harmondsworth, Penguin, 1962.pp.254‑255.

 

[прим138]

 

Ibid.p.255.

 

[прим139]

 

См.: Maquet J. Power and Society in Africa. London. Weidenfeld and Nicolson. 1971, pp. 122‑123.

 

[прим140]

 

Deutscher I. Russia. China and the West. Oxford University Press. 1970. pp. 333‑334.

 

[прим141]

 

Bowring J. Report on Egypt and India dated 27 March 1839 and addressed to the Right Hon. Lord Viscount Palmerston. London. Clowes and Clowes. 1849, p. 49.

 

[прим142]

 

См.: Vatikiotis P. J. The Modern History of Egypt. London. Weidenfeld and Nicolson. 1969. pp. 49‑125.

 

[прим143]

 

Mason E.S. The Planning of Development.‑«Scientific American». September 1963. p. 235.

 

[прим144]

 

Brown M. B. After Imperialism. London. Heinemann. 1963. p. 407.

 

[прим145]

 

См.: Cohn N. The Pursuit of the Millenium. London, Temple Smith, 1970, p. 80.