Взаимодействие участковых уполномоченных с общественными объединениями в укреплении общественного порядка и безопасности
Успех деятельности участковых уполномоченных на обслуживаемом участке в значительней мере и обусловлен должной организацией их взаимодействия с общественными объединениями. В настоящее время данный аспект деятельности участковых уполномоченных особо актуален и вполне соответствует комплексному подходу к вопросам обеспечения правопорядка и безопасности на основе комплексного подхода борьбы с преступностью.
Основными принципами взаимодействия участковых уполномоченных с общественными объединениями являются:
- непрерывность, т.е. укрепление правопорядка и безопасности, предупреждение правонарушений представляет собой постоянный процесс, требующий согласованных действий участковых уполномоченных и общественных объединений;
- планомерность, т.е. взаимодействие участковых уполномоченных с общественными объединениями определяется плановым началом в организации правопорядка и безопасности. В ее основе лежат комплексные планы профилактики правонарушений, утверждаемые на местах и содержащие исходные положения для планирования совместных мероприятий. На плановой основе производится расстановка сил и средств как патрульно-постовой службы, так и общественных объединений;
- гибкость, предполагает связь деятельности с учетом изменений оперативной обстановки;
- гармоничное сочетание различных средств взаимодействия на систему отношений, составляющих правопорядок и безопасность;
- законности, т.е. работа участковых уполномоченных и общественных объединений по охране правопорядка и взаимодействию друг с другом строится в соответствии с законом.
В практической работе участковых уполномоченных и общественных объединений по охране правопорядка и безопасности сложились определенные формы взаимодействия. Наиболее характерными из них являются:
- совместный анализ и оценка оперативной обстановки на административных участках;
- обмен взаимной информацией по вопросам правопорядка и безопасности между участковыми уполномоченными, общественными объединениями, патрульно-постовой и другими службами органов внутренних дел;
- оказание практической помощи общественным объединениям в планировании работы, учете и контроле за исполнением решений, в оценке эффективности их деятельности;
- участие участковых уполномоченных в инструктажах, обучении общественных объединений способам и методам охраны правопорядка и безопасности, профилактики правонарушений;
- обобщение и распространение передового опыта;
- предоставление общественным объединениям технических средств;
- проведение совместных мероприятий по охране общественного порядка и безопасности, предупреждение правонарушений;
- обучение и подготовка специализированных народных дружин в охране правопорядка и безопасности.
Осуществляя свои обязанности по охране правопорядка и безопасности, участковые уполномоченные четко представляют, что от того, насколько они опираются на помощь общественных объединений, граждан обслуживаемого участка, зависит успех решаемых ими задач. Участковые уполномоченных должны определять работу представителям общественности ‑ членам домовых комитетов, старшим по дому, подъезду и т.п., оставляя за собой те мероприятия, которые относятся исключительно к его компетенции.
В ходе взаимодействия с общественными формированиями правоохранительной направленности в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и другими гражданами, потенциально склонными к совершению противоправных действий, участковому необходимо оказывать им содействие и помощь.
В этих целях предусматривается осуществление инструктажей членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции при заступлении их на дежурство по охране правопорядка и оказание им методической и практической помощи в работе.
Участковый уполномоченный информирует членов общественных объединений правоохранительной направленности о совершенных на административном участке правонарушениях, организует получение от них информации, представляющей оперативный интерес для органов внутренних дел. При этом им обобщается и анализируется работа членов общественных объединений правоохранительной направленности и внештатных сотрудников полиции, вносятся в установленном порядке начальнику органа внутренних дел либо в органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности и поощрении членов общественных объединений правоохранительной направленности, отличившихся в охране общественного порядка.
Участковый уполномоченный проводит обучение членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции формам и методам работы по охране общественного порядка.
3-й учебный вопрос: