Общая профилактика преступлений и административных правонарушений на административном участке
Предупреждение правонарушений в целом базируется на решении обществом значительных социально-экономических и культурно-воспитательных задач его дальнейшего развития, т. е. оно зависит от возможностей общесоциальной профилактики. Чем эффективнее будет осуществляться общесоциальная профилактика, тем меньшая необходимость в применении специальной профилактики.
Общесоциальное предупреждение – это деятельность государственных и общественных организаций, направленная на прогрессивное развитие общества, улучшение жизнедеятельности населения в экономической, политической, социальной, духовной, семейно-бытовой и других сферах. Данная профилактика проводится применительно ко всему населению.
Важнейшим направлением общесоциального предупреждения правонарушений является социально-правовой контроль.
Социально-правовой контроль – это целенаправленная организация жизнедеятельности людей на основе законов, за нарушение которых неотвратимо следует гражданско-правовая, дисциплинарная, администра-тивная и уголовная ответственность.
Основные общесоциальные меры предупреждения:
- устранение деформаций в структуре российской экономики, преодоление спада производства, обеспечение занятости населения;
- активизация государственного контроля – сокращение экономической и должностной преступности, ограничение возможностей «отмывания» преступно нажитых средств и т.д.;
- своевременная выплата зарплаты, пособий, пенсий;
- определение прожиточного минимума в соответствии с реалиями;
- мероприятия по поддержке развития образования и культуры в обществе, сохранению и развитию духовно-нравственного наследия.
Субъекты предупредительной деятельности – это те органы, организации и отдельные граждане, которые должны осуществлять предупредительную деятельность. Субъектами предупредительной деятельности являются государство и все общество, они организуют, направляют, осуществляют в целом борьбу с правонарушениями: профилактику, предотвращение, пресечение преступлений.
По степени специализации в сфере предупреждения правонарушений выделяются:
1) законодательные органы, их задача – развивать правовое регулирование предупредительной деятельности. Это органы государственной власти (Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, Верховный и Конституционный Суды, Президент РФ и аналогичные структуры на местах);
2) Органы исполнительной власти (губернаторы);
3) Хозяйствующие структуры, некоммерческие организации, общественные и религиозные объединения, СМИ, учебные и трудовые коллективы, общественные формирования и др.
4) Органы социальной помощи и защиты. Задача – моральная, психолого-педагогическая, материальная и правовая поддержка и помощь лицам, попавшим в криминогенные условия жизни.
5) Органы и учреждения здравоохранения. Они наделены полномочиями по противодействию распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Наличие психического заболевания у лиц может способствовать их преступному поведению.
6) Органы и учреждения образования наряду с основными задачами по формированию у учащихся общей и профессиональной культуры, адаптации личности к жизни в обществе, воспитанию гражданственности должны противодействовать формированию у учащихся отклонений в развитии и поведении.
7) Контрольно-ревизионные органы, нотариат, аудит. Осуществляя проверки, оказывают дисциплинарное воздействие на должностных лиц и других служащих.
8) Частные охранные и детективные предприятия.
9) Правоохранительные органы – ОВД, ФСБ, органы прокуратуры, юстиции, суда, таможенного комитета.
10) отдельные граждане – предприниматели, администрации предприятий и учреждений, которым предоставлены определенные права в этой деятельности и которые несут ответственность за поведение тех, кто у них работает.
Особое место здесь занимают, конечно же, ОВД, относящиеся к ветви исполнительной власти в стране. В их компетенции находятся многие вопросы профилактики и почти все вопросы предотвращения и пресечения правонарушений.
Таким образом, в качестве субъекта профилактики правонарушений в целом выступает система государственных, общественных организаций и граждан, целенаправленно осуществляющих на различных уровнях и в различных масштабах руководство и планирование мероприятий по предупреждению правонарушений, их непосредственную реализацию, обеспечение этой реализации.
Объектом предупреждения правонарушений являются происходящие в обществе явления и процессы, влияющие на преступность, воздействуя на которые государство и общество стремятся достигнуть желаемого результата. Ими могут быть процессы и явления экономического, идеологического, демографического, социально-психологического и иного порядка, находящиеся в прямой либо косвенной связи с преступностью, обусловливающие ее состояние и динамику. К объектам могут относиться и индивиды как носители общественных отношений и связей.
К объектампредупредительной деятельности ОВД относятся:
1). Причины и условия, способствующие совершению преступления.
2). Юридические лица и граждане, которые нарушают правила, стандарты, нормативы.
3). Лица, подготовленные на совершение преступления.
4). Лица с устойчивым противоправным поведением.
5). Лица, являющиеся жертвами преступлений.
К предмету предупредительной деятельности относится:
1. Взаимодействие субъектов предупреждения. Данное взаимодействие должно охватывать деятельность правоохранительных и государственных органов и учреждений, учебных заведений и различных общественных объединений.
2. Определенное соотношение и взаимосвязь общих и специальных мер предупреждения преступности. Чем эффективнее будет осуществляться общее предупреждение, тем меньше необходимость в применении специальной профилактики.
3. Разработка профилактических мероприятий и целевых программ для различных уровней, масштабов и субъектов предупредительной деятельности как преступности в целом, так и отдельных ее видов.
4. Совершенствование системы индивидуальной профилактики преступлений, которая позволяет выделить нам так называемые «группы риска» – лиц, более предрасположенных к совершению преступлений, чем другие, поэтому им необходимо уделять больше внимания.
5. Планирование и координация мер предупреждения преступности. Система правоохранительных органов разнообразна. Каждый орган действует в пределах своих полномочий и разными методами. Поэтому, объединив усилия, можно достичь лучших результатов.
6. Разработка методического инструментария предупредительной деятельности. Здесь отражается накопленный положительный опыт предупреждения преступности.
Объектыпрофилактики – это причины и условия преступности, криминальные ситуации, правонарушители, либо антиобщественная среда.
Что касается воздействия на людей, то можно сказать, что к объектам профилактики будут относиться:
· общий объект профилактики – всё население страны;
· социальная среда, в которой находится личность (макросреда);
· объект индивидуальной профилактики – непосредственно личность.
Объектом предупреждения всегда является общество, в том случае, например, если принимаются законы, рассчитанные на всю страну, или глобальные экономические решения. Объектами могут быть отдельные регионы страны, федеральные округа и субъекты Российской Федерации. Предупредительные меры могут быть распространены на отдельные сферы общественной жизни, например, на сферу досуга или сферу учебы. Самостоятельным объектом являются те или иные отдельные социальные слои населения.
3-й учебный вопрос: