Требования, предъявляемые к участковому пункту полиции

 

Согласно Приложение № 1 к Наставлению по организации деятельности участковых уполномоченных полиции:

1. Участковые пункты полиции организуются:

1.1. В городах – в границах одного административного участка участкового уполномоченного полиции либо нескольких смежных участков.

1.2. В сельской местности – в границах одного или нескольких сельских поселений.

1.3. Решение о выделении служебного помещения под участковый пункт полиции на основании части 7 статьи 48 Федерального закона «О полиции» принимается городским или районным органом местного самоуправления по предложению руководства территориального органа МВД России.

1.4. При рассмотрении вопроса о выделении служебного помещения под участковый пункт полиции учитывается возможность размещения в нем для совместной работы участковых уполномоченных полиции, помощника участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, сотрудника уголовного розыска и представителей общественности.

2. Участковый пункт полиции должен:

2.1. Располагаться, как правило, в центре административного участка (микрорайона).

2.2. Должен находиться в отдельно-стоящем здании, а при размещении в одном здании с предприятиями, организациями или в жилых домах иметь, как правило, отдельный вход.

2.3. Иметь двери с надежными запорами (замками): наружную – дощатую, толщиной не менее 40 мм, обитую с наружной стороны листовым металлом, либо цельнометаллическую и внутреннюю – решетчатую металлическую.

2.3. Иметь на оконных проемах металлические решетки.

2.4. Иметь охранную сигнализацию, по возможности с выводом на пульт централизованного наблюдения территориального органа МВД России или автономную сигнализацию типа «сирена» на наружной стороне здания.

2.5. Отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

3. Оснащение участкового пункта полиции:

3.1. На видном и доступном для населения месте участкового пункта полиции должны располагаться информационное табло с надписью «Участковый пункт полиции», порядковым номером и контактными телефонами дежурной части территориального органа МВД России, а также вывеска с информацией о днях и времени приема граждан, номерами телефонов участковых уполномоченных полиции.

3.2. В коридоре (холле) участкового пункта полиции оборудуются информационные стенды (витрины), на которых размещаются:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О полиции»;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Российской Федерации;

служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес места работы должностных лиц территориального органа МВД России, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях;

буклеты-памятки для населения на правовые темы;

другая необходимая информация.

3.3. Помещение участкового пункта полиции оснащается мебелью, инвентарем, настенным планом административного участка (картами-схемами административных участков, утвержденные начальником территориального органа внутренних дел, с обозначением границ, характеристикой территории (микрорайона), юридической и специальной литературой, методическими рекомендациями и другими необходимыми справочными материалами.

3.4. Оснащение участкового пункта полиции средствами связи, вычислительной, электронной организационной техникой, мебелью, противопожарным и хозяйственным имуществом осуществляется в соответствии с правовыми актами МВД России.

 

 

Тема № 2:

«Деятельность УУП по рассмотрению обращений граждан»

1-й учебный вопрос:

 

Прием граждан, рассмотрения заявлений

и сообщений граждан.

 

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирует порядок личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Применительно к деятельности участкового уполномоченного полиции данная информация вывешивается у входа в участковый пункт полиции или в ином доступном для населения месте. На информационных стендах для жителей административного участка размещается информация о днях и часах приема граждан, а также номерах телефонов участкового уполномоченного полиции и дежурной части органа внутренних дел.

Прием населения производится участковым уполномоченным полиции не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней. При определении дней и часов приема предусматривается обязательное осуществление приема в течение недели, как в дневное, так и в вечернее время. Обязательно учитывается распорядок работы предприятий, учреждений, организаций и другие местные условия и возможности. Графики приема граждан и работы участкового уполномоченного полиции утверждаются начальником органа внутренних дел. Деятельность участкового уполномоченного полиции, как правило, осуществляется в двух сменном режиме.

Кроме участковых пунктов полиции участковые уполномоченные полиции могут принимать граждан и по месту их работы. Для этого руководители предприятий, учреждений, строек, совхозов предоставляют участковому уполномоченному полиции необходимые помещения. Графики приема граждан по месту жительства и месту работы согласовываются соответственно с местными администрациями, а также с администрациями предприятий, учреждений, организации. О приеме граждан по месту жительства и работы должно быть объявлено не позднее, чем за пять дней до приема.

Главенствующая роль в процессе организации и осуществлении приема граждан отводится участковому уполномоченному полиции, который является представителем полиции, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел. Таким образом, реализуется положение ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в соответствии с которым все обращения граждан рассматривает должностное лицо как лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В приеме граждан, с их согласия, могут участвовать на общественных началах юристы, представители общественности и т.д. Лицам, не имеющим непосредственного отношения к приему, запрещается находиться в помещении, где он проводится.

Как уже отмечалось выше, прием граждан участковым уполномоченным полиции, как правило, осуществляется в помещении участкового пункта полиции. В нем на видном и доступном для посетителей месте размещается книга отзывов и предложений граждан. Вся обстановка в помещении, где ведется прием, должна свидетельствовать о внимании к людям. Прием граждан участковым уполномоченным полиции проводится от имени органа внутренних дел. Он начинается с предложения посетителю сообщить свои: фамилию, имя, отчество, место жительства и работы, а также изложить сущность вопроса, с которым он обращается. При необходимости допускается в корректной форме попросить посетителя предъявить документ, удостоверяющий личность. Отсутствие документа не может служить основанием для отказа в приеме.

Важно осуществлять прием таким образом, чтобы посетители почувствовали со стороны участкового уполномоченного полиции уважение к себе, доброжелательность, заинтересованность в разрешении волнующих их проблем, компетентности в ответах на поставленные вопросы. По возможности, не заставлять посетителей долго ожидать приема. Вести разговор необходимо так, чтобы человек не считал вас своим недоброжелателем. В процессе беседы нельзя заниматься решением других вопросов, разговорами по телефону, с сослуживцами, не имеющих отношения к делу о котором ведет речь посетитель. Также нельзя необоснованно перебивать гражданина, повышать голос, вести себя высокомерно, небрежно, есть, пить, курить. Необходимо терпеливо выслушать гражданина и дать ему возможность высказать свое мнение до конца.

Надо учитывать, что не все заявления и жалобы со стороны посетителей содержат законные и обоснованные требования. Некоторые граждане (особенно пожилые люди) в связи с недостаточными знаниями действующего законодательства, неправильным восприятием отдельных факторов (большинство субъективных) заблуждаются, предполагая наличие у них прав, которыми они на самом деле не обладают, либо требуют разрешения вопросов, не относящихся к компетенции полиции. В таких случаях необходимо квалифицированно, подробно, доступно и убедительно объяснить сущность их заблуждений, порядок обращения для разрешения споров в другие инстанции, а также показать свое активное участие в решении данного вопроса.

Участковым уполномоченным полиции (особенно молодым и недавно назначенным на эту должность) не рекомендуется выражать свое негативное отношение к жалобам граждан, показывать свою агрессивность, каким бы назойливым, упрямым не был посетитель. Необходимо помнить, что неправильное поведение участкового уполномоченного полиции способствует снижению его авторитета перед жителями административного участка, особенно в сельской местности, где общественное мнение всегда выше, чем в городе.

Осуществляя прием иностранных граждан и лиц без гражданства участковые уполномоченные полиции должны проводить его отдельно от граждан России и не мене чем двумя работниками. А лица, находящиеся в состоянии опьянения, на прием не допускаются. Прием таких лиц разрешается лишь в случаях сообщения ими сведений о подготавливаемых или совершаемых преступлениях, а также о других событиях требующих принятие немедленных мер.

Вопросы, с которыми обращаются граждане, по возможности разрешаются в ходе приема. Если с этим вопросом гражданин уже ранее обращался в данный орган, тогда перед началом беседы следует изучить имеющиеся уже материалы.

Участковый уполномоченный полиции, производящий прием граждан, руководствуясь законодательствоми иными нормативными правовыми актами в пределах своей компетенции вправе принять одно из следующих решений:

– удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения;

– отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения;

– принять письменное заявление, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок ее рассмотрения. Если посетитель по каким-либо причинам не может самостоятельно изложить в письменной форме свою просьбу, оказатьему в этом необходимую помощь;

– если разрешение вопроса, с которым обратился посетитель, не входит в компетенцию ОВД то участковый уполномоченный полиции разъясняет ему, в какое ведомство (в организацию или учреждение) следует обратиться, по возможности оказывает необходимое содействие в этом.

Содержание устного обращения заносится в Карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое участковым уполномоченным полиции в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.

Всю работу по приему граждан участковый уполномоченный полиции учитывает в Журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным полиции. Этот журнал регистрируется в отделении делопроизводства и режима ОВД и выдается участковому уполномоченному полиции под расписку. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью. Поступающие обращения регистрируются в журнале строго по порядку, записи ведутся чернилами четко и аккуратно. Журнал хранится участковым уполномоченным полиции в служебном помещении в металлическом шкафу (сейфе). При освобождении участкового уполномоченного полиции от должности, либо по окончании журнала, он сдается в отделение делопроизводства и режима ОВД и уничтожается в установленном порядке.

2-й учебный вопрос: