Организационные основы деятельности УУП.

 

Непосредственная организация деятельности участковых уполномоченных возложена на начальника органа внутренних дел, его заместителя по полиции, руководителей отделов (отделений, групп) ОДУУП органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел на железнодорожном транспорте, в закрытых административно - территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. Руководители ООДУУП органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, горрайлинорганов органов внутренних дел осуществляют повседневное руководство участковыми уполномоченными и их помощниками, направляют и координируют их деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и раскрытию преступлений.

В соответствии с Наставлением по организации службы УУП:

8. Участковый уполномоченный полиции назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа МВД России.

9. На период отсутствия участкового уполномоченного полиции его обязанности на основании приказа начальника территориального органа МВД России исполняет участковый уполномоченный полиции, которому устанавливается дополнительная выплата за совмещение обязанностей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Изменения в приказ о закреплении за участковым уполномоченным полиции административного участка вносятся в течение 10 дней.

10. За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на срок не менее одного года закрепляется административный участок: в городах – исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, в сельской местности – в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования – в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.

11. Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения, в том числе сезонно проживающего на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также в местах массового отдыха населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории, деления района, города и иного муниципального образования.

12. В случае расположения на административном участке образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, организаций и предприятий при расчете штатной численности участковых уполномоченных полиции учитывается количество компактно проживающих в общежитиях студентов и иных категорий обучающихся в образовательных учреждениях, профессорско-преподавательского состава и иных граждан.

Приказом начальника территориального органа МВД России может создаваться административный участок, с включением в него только общежитий, административных зданий образовательных учреждений, организаций, предприятий и прилегающих к ним территорий.

13. Административному участку приказом начальника территориального органа МВД России присваивается порядковый номер.

14. На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.

15. В целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на административных участках, создания и обучения резерва участковых уполномоченных полиции в штатное расписание территориального органа МВД России начальником территориального органа МВД России на региональном уровне по представлению начальника территориального органа МВД России на районном уровне может вводиться должность помощника участкового уполномоченного полиции из расчета на одну должность старшего участкового уполномоченного полиции – одна должность помощника участкового уполномоченного полиции (в сельских поселениях и отдаленной, труднодоступной местности – на одну должность УУП – одна должность помощника УУП).

16. Помощник участкового уполномоченного полиции закрепляется приказом начальника территориального органа МВД России за конкретным участковым уполномоченным полиции и деятельность осуществляет под его непосредственным руководством на должности младшего начальствующего состава.

17. Организационное обеспечение деятельности участковых уполномоченных полиции, включая планирование, учетно-аналитическую работу, контроль за несением службы и оценку их деятельности, осуществляется отделами (отделениями, группами) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России.

18. Работу и прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет в помещении на административном участке – участковом пункте полиции, который должен соответствовать предъявляемым требованиям.

19. Прием административного участка вновь назначенным участковым уполномоченным полиции производится с участием заместителя начальника полиции территориального органа МВД России (по охране общественного порядка) или заместителя начальника отдела (отделения) полиции, начальника ОУУП, заместителя начальника отдела (отделения) полиции в составе территориального органа МВД России, в присутствии участкового уполномоченного полиции, сдающего административный участок, или без участия указанного сотрудника – при его отсутствии по уважительной причине.

20. О приеме и передаче административного участка производится запись в паспорте на административный участок.

21. При перемещении участкового уполномоченного полиции по службе, увольнении из органов внутренних дел служебная документация сдается в отдел (отделение, группу) делопроизводства и режима территориального органа МВД России.

 

Размеры и границы административного участка определяются и при необходимости пересматриваются начальником органа внутренних дел с учетом численности населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории и административного деления района, города и иного муниципального образования. В этой связи, участковые уполномоченные выступают организаторами правопорядка на административных участках, должны изучать и анализировать складывающуюся на участке оперативную обстановку, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности, баз, складов, иных мест хранения материальных ценностей и денежных средств, а также места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта, а в сельской местности - все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, заготовительные и перерабатывающие организации, места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства. Участковыми уполномоченными изучается этнический состав, проживающего населения, местные обычаи, традиции и культуру. При этом анализируется информация о количестве совершенных на административном участке преступлений (вид, способ, место и время совершения), выясняются обстоятельства, способствовавшие их совершению, устанавливаются лица, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел, фиксируются приметы разыскиваемых преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, учитываются похищенные вещи и находящиеся в розыске транспортные средства, а также данные о потерпевших. Подлежат учету места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления.

 

Определение режима работы участковых уполномоченных относится к компетенции начальника горрайоргана. Участковый уполномоченный работает по утвержденному начальником органа внутренних дел графику, как правило, в две смены. Его рабочее время устанавливается, исходя из состояния оперативной обстановки. Например, в сельской местности и небольших городах преобладает односменный режим рабочего дня. Он устанавливается обычно с 9 до 18 час или с разрывом в середине дня на некоторый период времени с продлением срока окончания работы. В городах, где имеется значительное число участковых, их работа организуется в две смены - с 9 до 18 час и с 15 до 24 час. Обычно в первую смену выходит меньшее число участковых из числа работающих в участковом пункте полиции, а остальное большинство - во вторую, вечернюю. Такой распорядок позволяет закрыть всю территорию микрорайона и оперативно реагировать на изменения оперативной обстановки. Возможны и другие варианты организации рабочего времени.

Эффективность деятельности участковых уполномоченных зависит ее организации, которая выражается, во-первых, в организационно-право­вом обеспечении, т.е. создании условий для профилактической работы государственных органов и, во-вторых, в самоорганизации, т.е. упорядочении самим участковым своей работы, с учетом критериев оценки их деятельности, закрепленных в инструкции.

Оценка деятельности участкового уполномоченного производится по следующим основным критериям:

- участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

- предупреждения преступлений и административных правонарушений;

- раскрытия преступлений;

- оказания помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов;

- состояния законности, учетно-регистрационной и исполнительской дисциплины;

- складывающейся оперативной обстановке на участке и принимаемых мерах по ее нормализации;

- привлечения граждан к участию в охране общественного порядка и установления доверительных отношений с ними.

Специфическое положение УУП во многом предопределяетуниверсальный характер деятельности их службы. Обладая аналитической информацией за ряд лет по каждому административному участку, участковые уполномоченные могут вносить (и вносят) в государственные органы и организации конкретные предложения по совершенствованию борьбы с преступностью.

Рассматривая службу участковых уполномоченных как вид государственной деятельности, подразумевается, что функции участковых уполномоченных носят исполнительно-распорядительный характер и направлены на решение комплексной задачи по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка на административном участке.

 

4-й учебный вопрос: