Если композиция состоит из большого количества элементов или объектов, их расположение должно быть упорядочено и сбалансировано.

Эти правила основаны на специфике восприятия человеком визуальных изображений. Наши глаза имеют свойство следить взглядом вдоль линий . Глаза человека «читают» любое изображение по линиям, пятнам, по его «крайним силуэтным» точкам.

 

При построении композиции нужно учитывать:

взглядпривлекают места более плотного скопления элементов, создающие впечатление массы;

взглядлегко движется по ряду точек, расстояние между которыми не слишком велико;

прямые горизонтальные линии помогают движению взгляда, вертикальные – затрудняют;

с помощью точек легко создать динамические и статические композиции, при этом первые, естественно, более активно направляют взгляд;

• на первых этапах восприятия четко выделяются сочетания точек, образующие правильные геометрические фигуры или их фрагменты;

• внимание привлекается пространственно выделенными точками (вынесенными, пространственно отделенными от остальных);

• в первую очередь внимание акцентируется на близко расположенных и как бы связанных друг с другом элементах;

• из двух одинаковых предметов, тот, что расположен слева, будет восприниматься как более близкий, а тот, что справа, как более дальний;

• при изображении людей или животных направление их взгляда задает направление движения глаз человека, изучающего иллюстрацию (такую же роль играет указывающий палец, рука, поворот головы, нацеливаемое оружие, двигающийся транспорт, действие, развивающееся в определенную сторону и т.д.);

направление взгляда могут задавать специальные указывающие линии и стрелки;

направление взгляда может быть также задано с помощью ряда последовательных фотографий или рисунков.

Композиционные оси - это невидимые (или видимые) оси композиции (силовые линии) на которых строится вся структура композиции.

Они могут быть выражены любой геометрической фигурой.