АССОЦИАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

Человек воспринимает материальный мир посредством органов восприятия (глаза, уши, нос, тело, язык, психика, мозг ).

Восприятие каждого человека объектов и событий окружающего мира субъективно и зависит от многих факторов (воспитания, мировоззрения, жизненного опыта, степени эмоционального восприятия, интеллекта и др.), т.е. зависит от его личного отношения к объекту и событиям.

Любое событие или материальный объект после момента восприятия остаются в памяти человека и связываются с какими-либо ассоциациями.

Ассоциации могут быть:

-психически-эмоциональные (переживания – нежность – спокойные цвета и плавные линии, радость – теплые, насыщенные цвета, динамичные линии).

- тактильные ощущения (связанные с физическим прикосновением или ощущениями – гладкая поверхность (можно передать посредством текстуры), шероховатая поверхность)

- температурные ощущения (холод – лед-холодные цвета, тепло – горячая вода – теплые цвета)

- зрительные иллюзорно-пространственные (материальные объекты; напр., солнце может ассоциироваться с цветком подсолнуха, а волна с волнистой линией, жираф – с подъемным краном)

- обонятельные (восприятие запахов; напр., резкие запахи ассоциируются с насыщенными яркими цветами, а нежные – с пастельными…)

- вкусовые (ощущение вкусов – напр., желто-зеленое кажется кислым (лимон); печенье черного или зеленого цвета не будет казаться сладким)

- слуховые (разные звуки могут вызвать ассоциацию с разными цветами; с разными сюжетами воспоминаний; с разными психически -эмоциональными состояниями; напр., спокойная и приятная музыка будет ассоциироваться со спокойной цветовой приятной для глаза гаммой)

ВЫВОД:

Ассоциативная композиция может быть построена как на сходных ассоциациях, так и на противоположных (напр., понятие «вода» может ассоциироваться с озером - сходная ассоциация; и с образом пустыни – полное отсутствие воды - противоположная ассоциация).

Через построение ассоциативной композиции художник способен передать личное восприятие реального и даже нереального мира(за понятие нереального мира мы принимаем бессознательные ведения, которые можно увидеть во сне) посредством определенного художественного образа.

СИМВОЛ.

Символическое изображение – это условный символ-знак, максимально точно выражающий особенности какого-либо события, явления или объекта, учитывая его все отличительные особенности.

При помощи рисунков символов-мотивов многие народы через орнаменты передавали свое восприятие мира.

Примеры: свастика у славян – символ движущего солнца; жук-скоробей в Др. Египте – символ вечной жизни…