Группировка.
Самый распространённый приём, которым пользуются художники для гармонизации композиции – группировка. Группировка – сосредоточение элементов в одном месте и последовательное разрежение в другом. Группировка вовлекает в композицию пробелы (расстояния между элементами).
Группировать можно пятна, линии, точки, геометрические фигуры, любые изображения, тёплые и холодные цвета, текстуру и фактуру.
Примыкание.
Существует ещё несколько способов гармонизации композиции. Один из них – Примыкание - фиксирование расположения элементов за счёт их примыкания друг к другу одной или несколькими сторонами.
Наложение и вырезка.
Существует ещё такой способ гармонизации композиции, как наложение и вырезка.
Наложение – размещение элементов или их фрагментов один под другим; возможно, частичное перекрытие силуэтов.
Вырезка – удаление элементов.
Членение и сдвиг.
Членение – деление элемента на части, возможность создания из одного элемента композиции нескольких. Обратный приём примыкания.
Сдвиг – сдвиг, перемещение части элемента по линии примыкания одного элемента к другому.
Оверлеппинг.
Оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одного элемента на другой, когда элементы не заслоняют друг друга.
Эффект оверлеппинга можно усилить за счёт введения тональных и цветовых контрастов в местах наложения одного элемента на другой. Можно использовать ТОН, ЦВЕТ, ТЕКСТУРУ или ФАКТУРУ.
Оверлеппинг помогает уравновесить композицию. Часто применяется в декоративной композиции, так как «разбивает» перспективу.
ВЫВОД:
Способы комбинаторики помогают композицию сделать выразительной.
СТИЛИЗАЦИЯ В ИСКУССТВЕ