Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В соответствии с новым трудовым кодексом в каждом трудовом договоре должны быть описаны функции работника. Перечень этих функций невозможно уточнить окончательно, поэтому принято считать, что любое произведение, созданное работником, принадлежит работодателю. Необходимо учитывать, что задание, данное работнику, не может считаться служебным, если оно выходит за пределы договора. Допустим, фотограф редакции в рамках трудового договора обязан осуществлять фоторепортажи, но он может создать и литературное произведение — статью. В данной ситуации статья не будет считаться его служебным произведением, так как написание статьи не входит в его служебные обязанности.

Во избежание конфликтных ситуаций этот вопрос рекомендуется решить в договоре. Можно предусмотреть следующую формулировку «Все произведения, созданные помимо должностных обязанностей работника, принадлежат работодателю».

Помимо трудового договора, содержащего функции работника, на предприятиях могут существовать должностные инструкции, в которых указаны обязанности того или иного работника. Наличие должностной инструкции — добрая воля работодателя.

В пределах трудовых функций работника администрация предприятия дает ему определенные задания. В ст. 14 Закона об авторском праве такие задания именуются служебными.

В договоре должна быть указана продолжительность рабочего времени. Необходимо знать, что нормальная продолжительность рабочего времени для всех работников, заключивших трудовой договор, не должна превышать 40 часов в неделю. Это общая норма установлена ст. 91 Трудового кодекса РФ.

Как правило, в редакциях средств массовой информации установлен ненормированный рабочий день.

 

Основные особенности служебных произведений:

1. Закон об авторском праве определяет, что авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, принадлежит автору служебного произведения.

В соответствии с Законом за автором служебных произведений сохраняются личные неимущественные права — право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование произведения. Это означает, что без согласия автора нельзя обнародовать произведение, вносить в него изменения. Несмотря на то, что закон предоставляет данные права автору, на служебные произведения они распространяются ограниченно. Допустим, право на обнародование подразумевает, что автор обязан дать работодателю это право, в противном случае это будет нарушением трудовых обязанностей, поскольку за эту работу автор получает заработную плату.

В Российской Федерации законодатель придерживается принципа неразделимости личности автора и созданного им произведения. В некоторых европейских странах все авторские права на служебные произведения принадлежат только работодателю.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона «Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания».

Это означает, что автор произведения не может воспрепятствовать тому, чтобы на произведении стоял символ либо наименование организации.

 

2. Пункт 2 ст. 14 Закона определяет, что исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное (!). В эту группу входят все имущественные права авторов, за исключением права следования право автора на получение вознаграждения от продавца в случае публичной перепродажи произведения (ст. 17 п. 2 Закона). Право следования хоть и касается имущественного вопроса, но неотделимо от личности автора. Это право относится только к произведениям изобразительного искусства.

Для перехода к работодателю исключительных прав достаточно заключения обычного договора.

Работник не вправе без согласия работодателя передать созданное им произведение третьим лицам. Работодатель, напротив, может как сам использовать это произведение, так и передать его третьим лицам.

Передача исключительных прав является лишь общим правилом. В Законе это положение определено в том случае, если в договоре между автором и работодателем не предусмотрено иное, то есть автор может часть исключительных прав оставить за собой.

Доказательством наличия у работодателя исключительных прав на использование служебного произведения могут быть документы, подтверждающие факт работы (трудовой контракт, любой договор, приказ о приеме на работу и об увольнении), а также факт создания произведения по служебному заданию в период работы (например, публикация произведения в средстве массовой информации в период времени, когда автор фактически работал в этом издании).

При возникновении спора работодатель обязан доказать наличие у него исключительных прав на использование произведения.

В случае ликвидации юридического лица, являющегося работодателем, принадлежащие ему исключительные авторские права на использование служебных произведений передаются лицам, указанным в п. 7 ст. 63 ГК РФ, а если эти права ими не приняты, они возвращаются авторам служебных произведений.

Норма, касающаяся объема исключительных прав, в ранее действующем законодательстве рассматривалась по-другому.

Ранее работодатель приобретал исключительные права на произведения в части использования произведения лишь способом, обусловленным целью служебного задания и в вытекающих из него пределах. ГК РСФСР 1964 г. и затем принятые Основы гражданского законодательства ограничили срок на использование произведения тремя годами. Сейчас права работодателя по использованию произведений значительно шире. Работодатель использует произведения свободно различными способами.

3. Закон отдельно решает вопрос о вознаграждении за использованное произведение. Пункт 2 ст. 14 Закона устанавливает, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования и порядок его выплаты устанавливается договором.

Ученые в области авторского права по-разному подходят к данному положению. С одной стороны считается, что автор за создание данного произведения получает заработную плату, поэтому этот пункт действует только в том случае, если стороны в трудовом договоре предусмотрели дополнительное вознаграждении.

С другой стороны, профессор А.П. Сергеев2 считает, что автор вправе претендовать на вознаграждение за каждый вид использования произведения.

В связи с этим представляется целесообразным в каждом трудовом договоре отразить пункт, регулирующий вопросы вознаграждения за последующее опубликование произведения.

Пункт 4 ст. 14 Закона исключает возможность применения норм ст. 14 к п. 2 ст. 11.

Это означает прежде всего, что право на те сложные произведения, которые перечислены в ч. 1 п. 2 ст. 11, а именно на энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежащее издателям, не должно рассматриваться как право, которое перешло к работодателю от отдельных авторов на основе ч. 1 п. 2 ст. 14.

В договоре между работником и работодателем можно предусмотреть и дополнительные пункты, регулирующие вопросы амортизации личной техники журналиста и т. д.

Количество споров между редакциями и бывшими работниками — журналистами неуклонно растет. Решение суда по конкретному судебному разбирательству см. в Приложении.