Категория истины в философии и науке. Истина и заблуждение. Проблема критериев истины.
Истина – это содержание знаний ч-ка, представл собой адыкватное воспроизвед-е реаль-ти, т.е. такой, какой она сущ-ет сама по себе, независимо от ч-ка. Ис-на исторична, конкретна. Виды истины: 1)Объективная – содерж. ч-го знания, кот не завис ни от ч-ка, ни от чел-ва. 2)Относительная – знание, кот при всем своем объективном содерж не обладает завершенностью и явл неполным. 3)Абсолютная – знание, кот не может быть опровергнуто ни при каких обстоятельствах. Заблуждение – содержан-е знания субъекта не соответствующее реаль-ти объекта но принимаемое за истину. Имеет соц, психолог, гносеолог корни. Критерии истины: 1)Выгода, полезность, удобство(прогматизм) 2)Общепризнанность 3)Формально-логический критерий(утверждение истино если получено по логич правилам из истиных сведений) 4)Истина знания – дело условных соглашений 5)Истино то что соотв данным чувственного восприятия 6)Точность, очевидность, ясность, простота 7)Главный – практика.
Научное знание и его специфика.Эмпирический,теор. И метатеоретический уровни научного познания. Области научного знания.
Наука - сфера чел-кой деятельности, направленной на произв. и теоретич системетизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности.
Наука может выступать как :
1) сис-ма знаний. 2)Специф деят. 3)Соц институт.4)Производ сила.5)форма обществ сознания
Специфика познават деятельности : 1)направленность в идеале на произв знаний. Нередко вне конкретных представлений о возможных сферах его применения за исключением внутринаучного использов. 2)четкая выделенность предмета познавт действий(предметность) 3)прогностичность – направленнсть на предсказание будущих событий, состояний и св-в исследуемых предметов 4)использование специализир инструментария 5)Регламентированность определ совокупности методов и других видов нормативного знания
Специфика Научн знания: а) воспроизводимость, б) контролируемость путей получения
в) обоснованность и доказательность, г)системность, д) объективность, е) логическая оргументация и фиксирование понятий в категориях и законах, ж) выработка и использование спец языка
структура исследования:
выдел объект, предмет ис-ния, цель ис-ния, проблема, задача, средство, метод, условия, результ.
Знание - проверенный практикой и логикой результат познават деят-ти, выраж в знаковой форме свойства и связи об-тов природной, социальной и духовной реальности.
В научн познании выдел: эмпирический,теор. И метатеоретический уровни научного познания
Критерии отличия эмпирич и теоритич ур-ней исследования:
50-52
1) общей направленностью познават деятельности
2) Характером предмета ис-ния
3) Типом используемых средств
4) Особенностями методов и форм фиксации полученного результата.
На эмпирич ур-не преобладает чувств познание, рациональные моменты его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.На этом ур-не исследование ориент познание описания явлений, на теор ур-не на выяснение сущности исследуемого объекта. Предмет научн. исследов(эмпир) – наблюдаемые явления , на теоретич ур-не системы абстрактных моделей, замещающих реальный объект.
На теоретич ур-не преоблад рациональное познание.
Метотеоретич метод ис-ния – предпосылочный метод ис-ния. К нему относятся следующие формы научного познания:
1) научная картина мира
2) идеалы и нормы ис-ния
3) фил-ие основания науки
метотеоретич ур-нь исследования выполняет мировоззренческую и концептуальную ф-ию.
Области научн знания:
В зависимости от особенности объекта ис-ния:
1) естеств знание 2) гуманитарное 3) техническое
В зависимости от реш практич задач:
1) фундамент 2) прикладная
В зависимости от ур-ня ис-ния:
1) эмпирич 2) теоретич 3) мировоззренческое
В зависимости от степени общности:
1) всеобщее знание 2) частнонаучное 3) знание интегративного хар-ра.