Вопросы и задания

1. Что нового вы узнали о социальном действии и взаимодей­ствии людей? Чем различаются действия и поступки? Може­те ли вы припомнить такой поступок из своей биографии, которым бы впоследствии а) гордились, б) стыдились его?


 




2. С какими тремя формами взаимодействия вы позна­
комились?

3. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными форма­
ми коллективных действий, например паникой? Расскажи­
те, как они протекают и в чем заключается их природа.

*4. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Что между ними общего и чем они различа­ются?

*5. Почему поступок возможен только при наличии свобо­ды действий? Разве политические заключенные в концла­гере не совершали поступков? Свой ответ аргументируйте.

*6. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими

так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами?»

 

■ Проблема.Можно ли назвать характерные черты соци­ального поведения молодежи? Если «да», то с чем они связаны?

Практикум.Как вы думаете, относятся следующие дей­ствия к социальному взаимодействию или нет? Один попросил прикурить у другого. Один спросил у другого, который час. Пошел дождь, и все раскрыли зонтики. Проехала машина и облила прохожих грязью. Вы заплатили продавцу за покупку.

§ 9 (§ 30). Конфликт и протестное движение

Термин «протестное движение» приобрел право гражданства в отечественной науке и массовой печати во второй половине 90-х годов. Он отражает не только негативные процессы — нара­стание социальной напряженности, ухудшение социального самочувствия населения и нежелание мириться с существую­щим положением дел, но также и позитивные, а именно рост политической активности людей и формирование активной гражданской позиции. Неожиданный всплеск протестного движения в нашей стране, где долгие десятилетия ничего по­добного не происходило (а если что-то и происходило, то об этом не говорилось), является неизбежным спутником станов­ления молодой демократии и учеными предсказывался заранее.


Источником протестного движения выступают два факто­ра — социальная напряженность и конфликт между социаль­ными группами.

Под социальной напряженностью понимаютвысокий уровеньнедовольства населения существующимположе­нием дел, выражающийся в скрытой агрессивностии го­товности выразитьсвое настроение в открытой форме.

В основе социальнойнапряженности лежит чувствосоци­
альной неудовлетворенности,
ощущение ущемления своих
интересов, несправедливого ограничения доступа к социаль­
ным благам или привилегиям. Одновременно с ними возника­
ет феномен переоценки своих сил одной из сторон: ей кажется,
что она должна иметь больше, чем реально имеет, или способ­
на на большее, чем ей это позволяют, либо, наконец, заслужи­
вает большего, чем владеет. Сопровождающее такое состояние
чувство фрустрации (от лат. frustratio — обман, неудача) слу­
жит приводным ремнем конфликтного поведения. О социаль­
ном конфликте вы знаете из курса обществознания для 8—

9 классов. Коротко вспомним основные положения и
рассмотрим проблему более всесторонне.

КОНФЛИКТ— спор, столкновение конкурирующих сто­рон (людей или социальных групп) за владение чем-то та­ким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Предметом спора могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Участники конфликта называ­ются субъектами конфликта. Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Пово­дом для конфликта может служить незначительное происше­ствие. Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная — повседневная ссора друзей, родственни­ков, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это меж­личностный конфликт.Более серьезная форма — размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж — стихийная массовая форма протеста. Они могут завершиться революцией, войной, пере­воротом. Мы говорим о конфликте между разными этнически­ми группами (американцами и индейцами), разными поколе­ниями (конфликт отцов и детей), между законопослушными


 




Суть экономического конфликта — столкновение двух групп людей с про­тиворечивыми интересами по поводу разделения дефицитного блага, кон­кретно заработной платы. Для собственника она представляет прямые вы­четы из прибыли, поэтому он старается ее свести к нулю. Для работника зарплата — единственный источник существования, поэтому он мечтает довести ее до бесконечности. Менеджер — новый работник, призванный защищать интересы собственника, находится между враждующими сила­ми и старается их примирить.

гражданами и преступниками (ценности воровской, крими­нальной культуры и норма доминирующей культуры). Под мас­штабом конфликта понимают число участвующих людей и се­рьезность последствий. Разрешение конфликта — это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаи­мовыгодного сотрудничества сторон. Существуют следующие способы решения конфликтов: компромисс, переговоры, по­средничество, арбитраж, применение силы, власти, закона. Самый трудный случай — решение межнациональных, этнических конфликтов. В большинстве межнациональных


конфликтов не существует объективно справедливого ре­шения для всех враждующих сторон, ибо каждая руковод­ствуется своей правдой, своими историческими событиями и фактами. О них мы говорили особенно подробно и выяс­нили, что причиной этнических конфликтов могут слу­жить: а) ощущение несправедливого отношения к своему эт­носу со стороны других национальностей или властей; б) ущемление прав данного этноса при распределении дефи­цитных социальных благ (власть, деньги, территория, при­вилегии и т.п.); в) негативная реакция на проводимую и оп­равдываемую властями дискриминацию одного из этносов; г) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного созна­ния, а также ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.

Для правильного и всестороннего понимания конфликта не­обходимо провести разграничение между ним и противоречием.

ПРОТИВОРЕЧИЕ— фундаментальная несовместимость, несогласие важных — политических, экономических, эт­нических — интересов.

Противоречие обязательно лежит в основе любого кон­фликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовностью его из­менить. Но противоречие может так и остаться противоречи­ем, не дойдя до открытого столкновения, т.е. конфликта.

В основе экономического конфликталежит неустранимое противоречие (его в таком случае называют антагонистиче­ским) между собственником и наемным рабочим. Когда мы устраиваемся на работу (нанимаемся), то незримо для себя втягиваемся в это противоречие, которое рано или поздно мо­жет проявиться через открытый конфликт. Нам перестали платить зарплату, непроиндексировали ее пропорционально росту инфляции или просто снизили. Вот вам и повод для конфликта.

Собственник обязан выплатить зарплату. Но его экономи­ческий интерес — получить максимальный процент с собст­венности. Теоретически он хотел бы не платить за ресурсы, не отдавать налоги, не рассчитываться по зарплате. Но это не­возможно, он вынужден платить.


 




Напротив, для работника зарплата — единственный ис­точник существования. Такова логика классовой борьбы на протяжении тысячелетий. Рабочий буквально выбивает из собственника приличествующие условия труда и жизни, хорошую зарплату, гражданские права, социальные страховки и т.д.

Подобное противоречие не исчезнет до тех пор, пока сущест­вуют причины, порождающие конфликт, — противополож­ность экономических интересов. Менеджер может на время сгладить конфликт, кого-то уговорить, что-то пообещать, при­влечь рядовых к участию в управлении или разделении при­были, создать благоприятную психологическую атмосферу в компании, предложить гибкий график работы, демократи­ческий стиль руководства и т.п. Но устранить главное он не волен. Собственникам и работникам нужен такой посред­ник, ибо в противном случае их сосуществование преврати­лось бы в поле битвы.

Конфликтное поведение или борьба за перераспределение экономических выгод (социальных благ) проявляет себя че­рез групповое давление, принимающее формы прямых акций (забастовок), выдвижение политических требований либо мо­билизацию общественного мнения в свою поддержку.

Типичный пример группы давления — Парламентское лобби (см. 10 класс, § 21 «Субъекты политической жизни»). То же самое относится и к бастующим шахтерам, оказываю­щим давление на правительство благодаря дефицитным ре­сурсам (сырью) и специфическому положению в профессио­нальной структуре. Шахтеры знают, что на столь тяжелой работе их некем заменить. Если та или иная профессиональ­ная группа (в случае забастовки) может быть заменена, то она не является группой давления.

Массовое недовольство — исходная точка конфликта, а групповой негативизм — его следствие. И то и другое может проявляться в социальном протесте, т.е. массовом несогласии с существующим порядком вещей.

Протест относится к активным формам конфликтного поведения и подразделяется на индивидуальный, коллектив­ный, организованный, стихийный, открытый, скрытый, пря­мой и косвенный.