Вопросы и задания

1. Вам придется проверить свои способности в проведении социологического анализа. В качестве объекта исследова­ния выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, бра­тья и сестры, наконец, вы сами. Составьте подробный ста­тусный портрет каждого члена вашей семьи, желательно как можно подробнее.

2. Некоторые статусы превращаются в главные независи­мо от того, каков набор остальных. К ним относятся стату­сы олимпийского чемпиона, нобелевского лауреата. Назо­вите еще 3—4 подобных примера.

3. Расспросите своих родителей и старших родственников об их социальной мобильности, какую траекторию она описывала и в какие годы (взлеты и падения), какими ка­налами пользовались они для прохождения наверх.

4. Какой канал социальной мобильности вы считаете са­мым подходящим для себя? Ответ аргументируйте.

5. Составьте список социальных (религиозных, професси­ональных, демографических и др.) статусов, существовав­ших в Российской империи раньше и исчезнувших после 1917года. Объясните причины их исчезновения.


 




*6. Подумайте, о каком состоянии и уровне развития обще­ства может свидетельствовать высокая индивидуальная вертикальная мобильность? А высокая групповая верти­кальная мобильность?

*7. Предположите, почему в разные эпохи были популярны варианты сказки про Золушку?

■ Проблема.В какой класс — бедный или богатый — легче войти, а из какого класса легче выйти?

Практикум 1.Американским и советским старшекласс­никам в 1991 г. задавали один и тот же вопрос: «Надеетесь ли вы, что будете жить лучше своих родителей?» И вот какие ответы получили:

американцы русские

ДА 79,7% 78%

НЕТ 20,3% 22%

А как обстоят дела сегодня? Проведите мини-опрос сре­ди знакомых старшеклассников. Результаты запишите.

Практикум 2.Один из известных русских историков так описывал процесс превращения «Москвы дворянской» в «Москву купеческую»: «С прогрессом капитала выраста­ло новое поколение купечества: культурные, получив­шие воспитание под руководством иностранных гуверне­ров, заканчивающие образование за границей, отлично говорившие на иностранных языках и мало отличавшие­ся по внешней обстановке жизни от крупного барства, разве только тем, что барство в такой обстановке исстари выросло, а высокое купечество ее наново вокруг себя за­водило ».

А как происходит превращение «Москвы советской» в «Москву капиталистическую»?

§ 7 (§ 28). Семья и брак

На протяжении своей жизни человек входит в состав множе­ства самых разных групп, но лишь семья остается той груп­пой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети яв­ляются одной из основных составляющих развития


человеческой личности. Выступая каналом вертикальной мобильности, она определяет социальное положение и ста­тус детей. В современном обществе она выполняет несколь­ко функций. Является одним из фундаментальных институ­тов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Од­новременно выступает малой группой — самой сплоченной и прочной ячейкой общества.

СЕМЬЯ — основанная на браке или кровном родстве ма­лая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственно­стью.

Семья, существующая в течение длительного промежутка времени, делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности.

Добрачное поведение. Молодые люди (иногда еще на школьной скамье) знакомятся и влюбляются, проводят вместе время, стараются получше узнать друг друга. Поскольку в на­ше время выходят замуж (женятся) после 20—25 лет (редко сразу же после окончания школы), то времени, чтобы узнать друг друга, вполне хватает.

В добрачный период молодежь набирается жизненного
опыта. Когда (выходят замуж) сразу после шко-

лы, то позже, уже в период семейной жизни, молодые су­пруги иногда начинают засматриваться на других. Проис­ходит это не из-за нравственной порочности, а из-за сокращения добрачного периода. Просто у них было мало времени для общения с молодыми людьми противополож­ного пола.

Иногда, но очень редко, женятся (или выходят замуж) по любви с первого взгляда. На сей счет нет точной статистики, но, можно считать, что брак по такой любви не превышает 1—3% от общего числа браков. Но особенно удачен такой вари­ант, когда человек полюбил не только с первого взгляда, но и на всю жизнь.

Семья — не начало, а середина пути, начинающегося со знакомства.


 





Знакомствоюноши и девушки или взрослых мужчины и женщины происходит:

— самостоятельно, без посредников;

— через формального посредника (брачное агентство, клу­бы знакомств, объявления в газете);

— через неформальных посредников (родители, знако­мые, товарищи, свахи).

Большое значение в добрачном поведении имеет первое свидание.

Опрос старшеклассников и студентов выявил общие мо­менты в сценарии первого знакомства как юношей, так и девушек. Юноша назначает девушке свидание, а она, обду­мав предложение и посоветовавшись с подругой, дает со­гласие. Получив его, юноша думает о том, как и где провес­ти свидание: просто погулять, сходить в кафе, кино, на концерт, дискотеку и т.д., после чего оба они сообщают сво­им родителям о свидании. Много времени уходит у них на наряд, уточнение места свидания, его программу. Перед выходом девушка проверяет свой внешний вид и не спеша направляется к месту свидания, стараясь немного опоз­дать. По дороге оба размышляют, о чем можно поговорить. Юноша покупает цветы, коробку конфет. После взаимных приветствий он предлагает перейти на «ты», и она соглаша­ется. Вместе решают, где провести сегодняшний вечер.


В течение вечера юноша ухаживает за девушкой (подает ру­ку при выходе из транспорта, открывает ей дверцу маши­ны, пропускает вперед, придерживая дверь, отодвигает ее стул, приглашает на танец, подает пальто и др., старается произвести благоприятное впечатление), а она проявляет максимум женственности и кокетливости. Провожая де­вушку домой, желает ей спокойной ночи, говорит, что с не­терпением будет ждать следующей встречи.

После первого свидания начинается самый романтичес­кий период добрачных отношений — ухаживание.Юноша оказывает внимание возлюбленной, стремится добиться еще большего расположения. Период ухаживания можно срав­нить с испытательным сроком. Здесь проверяется все: уме­ние вести хозяйство, заниматься мелким ремонтом, способ­ность рационально (но не скаредно) тратить деньги, познания в практических и теоретических науках, культура поведения. В этот период молодые люди не только познают, но и воспитывают друг друга. Они, как обычно говорят, «притираются»: учатся делать взаимные уступки, контро­лировать свои эмоции, мириться после ссоры, оказывать знаки внимания.

Следующий этап — сватовство.Оно представляет собой обряд, согласно которому будущий жених «просит руки» сво­ей избранницы у ее родителей. Участвовать в нем он может либо сам, либо посылать сватов (родители жениха, крестные, близкие родственники). В назначенный день жених наносит ритуальный визит родителям девушки. По такому случаю по­лагается иметь два букета цветов: один — для матери буду­щей невесты, а другой — для нее самой. По русскому обычаю, жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит ее руки». Если они согласны, то отец невесты вкладывает пра­вую руку дочери в руку жениха. После сватовства молодые люди договариваются об объявлении помолвки и определяют ее дату.

Помолвка — обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. В настоящее время она обычно объяв­ляется в день подачи в загс заявления на регистрацию бра­ка. Прежде во время помолвки родители давали свое окон­чательное согласие на брак детей и устанавливали его


 




условия. После помолвки отказаться от брака было уже нельзя. Нарушившая сторона должна была возместить убы­ток — «заплатить за бесчестье».

ЭТАПЫ ДОБРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Время вносит свои коррективы в принятые ранее нормы. Обряд сватовства и помолвки может отсутствовать, как и со­гласие родителей; иногда молодые ставят их перед свершив­шимся фактом.

Брак.Он представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности супругов по отношению друг к другу, а их двоих — к своим детям, родствен­никам и обществу в целом. Иными словами, брак — это кон­тракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы соединяют людей до конца их жизни.

Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорож­денными потому, что общество предписало социальные роли


матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков и заботиться о них. Брак включает совокупность специальных церемоний, ритуалов и обычаев, как-то: обручение, обмен кольцами, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие, медовый месяц. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила по­ведения, ставшие традицией, например супружескую верность, обязательство поддерживать друг друга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация бра­ка, право на развод по уважительным причинам, право призна­ния брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, отсутствие родства между вступающими в брак.

Итак, брак институт, регулирующий отношения только супругов, а семья институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. После появления детей союз двух супругов превращается в полно­ценную семью, где прибавляются новые социальные роли (ро­дительские) и новые отношения (межпоколенные, воспита­тельные, хозяйственные и др.).

В современном обществе все большее распространение по­лучает гражданский брак, не оформленный по закону, а осно­ванный только на любви и согласии (его еще называют кон-цессуальным, от лат. consensus — согласие, единодушие).

Современная семьявключает обычно двух родителей и детей. Ее называют нуклеарной(от лат. nucleus — ядро) пото­му, что демографическим ядром семьи, отвечающей за вос­производство новых поколений, являются родители и их де­ти. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родствен­ники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п. — относятся кпериферии семьи. Если все они живут вместе, то семья назы­вается расширенной.Конкретным уточнением расширенной семьи выступает прилагательное «многопоколенная». Оно уточняет, за счет чего семья расширяется, а именно за счет 3—4 поколений прямых родственников, а не из-за присоеди­нения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т.п.

Семья — только звено в широкой системе родства. Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усынов­лением или браком. Когда мужчина и женщина вступают в


 





Брачно-семейно-родственная семья

брак, то в единую систему сливаются два родственных клана — родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники явля­ются кровными, а родня мужа — родственниками-в-законе. И наоборот. Родственниками-в-законе являются все родст­венники по браку. Выделяют три степени родства: бли­жайшие, двоюродные и троюродные родственники.Вмес­те они составляют «фамильное дерево», где теоретически может быть до 200 ветвей (позиций). Так, племянник или сноха — позиции. Каждую позицию могут занимать не­сколько человек. Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства.

Нуклеарная семья претерпевает определенную эво­люцию. В традиционном обществе ей присуща так назы­ваемая однокаръерная модель. Это означает, что отец был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и содержал семью, а мать занималась домашним хозяйст­вом, следила за порядком в доме, за учебой и воспитани­ем детей. В современном обществе для нуклеарной семьи более характерна двухкарьерная модель, согласно ей отец и мать оба работают и поровну делят домашние заботы.


Такие семьи называют еще двухдоходными и семьями с двумя кормильцами.

Занятость в производстве не освобождает женщину от до­машних дел, ее нагрузка двукратно возрастает. Снять ее мо­жет муж (если дети достаточно взрослые, часть обязанностей может лечь и на них). Вот почему ученые говорят, что равное распределение домашних обязанностей — справедливая пла­та за работу женщины вне дома.

Понятия:семья, брак, нуклеарная семья,расширенная семья.