Вопросы и задания
1. Опишите характерные черты сословного строя, делая акцент на России.
2. В чем заключается сущность классовой системы?
3. Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?
4. Попробуйте описать образ жизни, доход, жилищные условия, покупательные возможности двух социальных классов (или двух слоев) по свободному выбору.
*5. В газетах пишут о том, что в некоторых современных странах существует рабство. Приводятся реальные судьбы и условия содержания рабов. Как вы думаете, в чем сходство и в чем различие античного и современного рабства?
*6. Почему, на ваш взгляд, дворянские титулы и звания восстанавливаются в современной России? Что вам известно об этом?
■ Проблема.Как влияет экономическое и политическое развитие современной России на социальную стратификацию?
Практикум 1.Похоже, что в каждом социальном классе есть своя элита.
1. У богатых она составляет 0,5% и называется группой сверхбогачей.
2. В рабочем классе это так называемая рабочая аристократия, обычно составляющая 10% от численности своего класса.
3. В низшем классе тоже есть своя «элита» — это андер-класс (нищие), составляющий 2—7% .
Есть ли элита в среднем классе? Ответ обоснуйте.
Практикум 2.Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемымназывается статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой.
К нему относятся пол, национальность, раса. Афроаме-риканец — прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако афроамериканец в США, ЮАР и на Кубе — разные социальные статусы. На Кубе, как и в большинстве стран, афроамериканец — представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, афроамериканцы — большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации.
В США афроамериканцы — меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР. А теперь проделайте следующие упражнения.
1. Определите, относятся ли к приписываемым следую
щие статусы:
Император.
Глава католической церкви.
Сенатор.
Президент.
Свекор.
Муж.
Украинец.
Принц.
Герцог.
Боярин.
Опричник.
Вельможа.
2. Разберитесь со своим статусным набором: какие стату
сы являются в нем приписываемыми, а какие — достигае
мыми? А у ваших родителей, родственников и друзей?
3. Определите свой главный статус, а также главные статусы родителей и 23 знакомых.
4. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы чемпиона мира, нобелевского лауреата. Назовите еще 3—4 примера.
5. Назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые.
6. Старший сын — это социальный статус. Любимый сын — это межличностный статус. Объясните почему.
§ 6 (§ 27). Социальная мобильность
Как вы уже знаете, социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. У человека множество статусов, и их совокупность называется в науке статусным набором.
Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, т.е. позицию индивида в обществе.
Смена одного статуса на другой, как правило, означает переход человека из одной социальной группы в другую — из подростков в юноши, из католиков в православные, из школьников в студенты и т.д. Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц — королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.
Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит
финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» — инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции (Октябрьского переворота) 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.
Существуют два основных вида социальной мобильности — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильностьподразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование — пример нисходящей. Горизонтальная мобильностьподразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, переход из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Это, например, международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.
Кроме того, социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильностиявляются социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др. К факторам индивидуальной мобильности,т.е.причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, относятся: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, полученное воспитание, место жительства, выгодный брак.
Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Приведите другие литературные персонажи, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемещении из одного класса, слоя в другой.)
В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с США. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым возможности продвижения. Элита общества за короткий срок сформировалась буквально из всех слоев общества.
Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживал первые места по темпам индустриального прогресса. Все эти признаки современного индустриального общества выдвинули СССР (об этом писали западные социологи) в число лидирующих стран мира за весь период человеческой истории.
Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх, называются каналами вертикальной мобильности. На-
иболее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку вертикальная мобильность есть в любом обществе (даже в первобытном), между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самые известные каналы — армия, церковь, школа, семья, собственность.
Армия функционирует в качестве канала только в военное время. Потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон Бонапарт и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. О. Кромвель, У.С. Грант, Дж. Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря армии.
Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование являет-
ся самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Пример «длинного лифта» — Древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно это один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV— XVIII веках европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто их имел, а знатное происхождение уже не имело особого значения. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П.Сорокин установил, что лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта (т.е. занятого в производстве), в 21% — банкира и биржевика, в 12% —торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.