Вопросы и задания

1. Дайте юридическую характеристику физических лиц как участников гражданского оборота.

2. Поясните особенности правового регулирования трудо­вых правоотношений. Что следует учесть, заключая тру­довой контракт?



Глава 2 (8). Социальная система общества

§ 5 (§ 26). Социальная стратификация

Из курса обществознания для 8—9 классов вам известно, что социальная стратификация это то же самое, что соци­альноерасслоение. Наука уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) так же по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые — верхнюю.

Крупные общественные страты называют также классами, внутри которых есть более мелкие подразделе­ния, являющиеся собственно слоями, или стратами. Класс богатых разбивается на верхний (очень богатых, мил­лиардеров) и нижний (просто богатых, миллионеров) слои. Средний класс состоит из трех слоев, а низший, или бедный, класс — из двух, самый нижний называют еще андерклассом, или «социальным дном».

Доход, власть, престиж и образование определяют со­вокупный социально-экономический статус, т.е. положе­ние и место человека в обществе. В таком случае статус вы­ступает обобщенным показателем стратификации. Приписываемый статус характеризует жестко закреп­ленную систему стратификации, т.е. закрытое общество, где переход из одной страты в другую практически запре­щен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, когда допуска­ются свободные переходы людей по социальной лестнице.


Ктакой системе относят капиталистическое общество (об­щество рыночных отношений). Наконец, феодальное обще­ство с присущим ему сословным устройством следует при­числить к промежуточному типу, т.е. котносительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации.

 

рабство касты сословия закрытое общество
классы открытое общество

Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, пре­стиже и образовании, возникла вместе с зарождением челове­ческого общества. В зачаточной форме она имелась уже в про­стом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесто­чается, а по мере развития европейского общества, либерали­зации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сослов­ному классовый строй стал еще более либеральным.

Рабство— исторически первая система социальной стра­тификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регио­нов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке.

РАБСТВО— экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бес­правием и крайней степенью неравенства.

'Оно исторически эволюционировало. Примитивная фор­ма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или клас­сическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в од­ном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, мог наследовать имущество хо­зяина. Его можно было безнаказанно убить. На зрелой стадии


 




раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помеще­нии, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не вла­дел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое об­щество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты есть только в Индии и отчасти в Аф­рике. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые ве­ка новой эры.

КАСТОЙназывают социальную группу (страту), членст­вом в которой человек обязан исключительно рождению.

Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение че­ловека закреплено индусской религией (понятно теперь, поче­му касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попада­ет в соответствующую касту в зависимости от того, каким бы­ло его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую кас­ту, и наоборот.

Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священни­ки), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе промышленного развития касты заменяются классами. Ин­дийский город все больше становится классовым, а деревня, где проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Формой стратификации, предшествующей классам, явля­ются сословия. В феодальных обществах, существовавших в Европе с IV по XIV век, люди разделялись на сословия.

СОСЛОВИЕ— социальная группа, обладающая закреп­ленными обычаем или юридическим законом и передавае­мыми по наследству правами и обязанностями.


Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положе­ния и привилегий. Классическим образцом сословной орга­низации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV веков об­щество делилось на высшие сословия: дворянство и духовенство и непривилегированное третье сословие: ремес­ленники, купцы, крестьяне. В X—XIII веках главных сосло­вий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сослов­ное деление на дворянство, духовенство, купечество, крес­тьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юри­дическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, по­этому социальная мобильность существовала не столько меж­ду, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, го­сударственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсо­словные браки вполне допускались, допускалась и индивиду­альная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, ку­пив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подоб­ная практика частично сохранилась и в современной Англии.

Характерная черта сословий наличие социальных сим­волов и знаков: чинов, титулов, званий, мундиров, орденов. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству.

Чин — ранг каждого государственного служащего (военно­го, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обо­значало любую должность, почетное звание, общественное по­ложение человека. В 1722 году Петр I учредил строгую систему


 




чинов, известную как «Табель о рангах». Каждый род государ­ственной службы делился на 14 рангов, или классов. Класс обо­значал ранг должности и получил название классного чина.

Военные чины делились на три большие группы: гене­ральские (с 1-го по 5-й класс), штаб-офицерские (с 6-го по 8-й, например, полковник) и обер-офицерские (с 9-го по 14-й; рот­мистр, поручик).

Статская служба считалась менее почетной и давала меньше привилегий. Так, потомственное дворянство можно было вы­служить только членом 8-го класса (колежский асессор). В 1856 году сословные привилегии при чинопроизводстве бы­ли отменены и скорость карьеры зависела теперь от образова­ния и отличий по службе.

Звания являлись почетными отличиями для всех чинов, а также для лиц, не состоящих на государственной службе, на­пример, почетный опекун.

ТИТУЛЫ — установленные законом словесные обозначе­ния служебного и сословно-родового положения их обла­дателей, кратко определявшие правовой статус.

ч

В России в XIX веке существовали общие, частные и родо­вые титулы. По отношению к вышестоящим употреблялся бо­лее почетный общий титул. Так, к чинам 1-го и 2-го класса об­ращались «Ваше высокопревосходительство», 3-го и 4-го класса — «Ваше превосходительство». Частным титулом обо­значали звания, чины или должности. Им пользовались при обращении как к высшим (после общего титула), так и к низ­шим чинам (с указанием только должности или чина). Родовые титулы указывали на происхождение — светлейший князь («Ваша светлость»), князь, граф («Ваше сиятельство»). Если чиновник или офицер имел родовой титул, то обращались к не­му только в соответствии с ним.

К государственной службе допускалось лишь дворянство — поместное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним по­томкам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании по­степенно формировались чувство преемственности поколе-


ний, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось за­слугами его рода перед Отечеством.

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В клас­совом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые до­кументы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить, при наличии способностей, образования или доходов, из одного класса в другой. В некоторых странах выделяются три класса и по не­скольку слоев внутри них.

Верхний высший класс включает «аристократов по крови», которые в течение многих поколений скопили свои богатства. Их отличает особый образ жизни.

Нижний высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родо­вые кланы, имеющие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессио­нальный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови ».


 




Верхний средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то: крупные адво­каты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фе­шенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или ред­кую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она вклю­чает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачива­емых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, врачей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного об­щества и сферы обслуживания.

Нижний средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и со­держанию своего труда тяготеют, скорее, не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествую­щий образ жизни.

Верхний низший класс состоит из средне- и малоква­лифицированных рабочих, занятых в массовом производст­ве, на местных фабриках, живущих в относительном достат­ке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего классов. Отличительные черты: невысо­кое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора), при­митивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний низший класс составляют обитатели подва­лов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, ча­ще всего перебиваются случайными заработками, попрошай­ничают, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклас-сом. В него входят хронические алкоголики, бывшие заклю­ченные, не устроившиеся в жизни на воле, бомжи и т.п.

Особую, стабилизирующую социальную и политическую роль в обществе играет средний класс. В индустриально раз­витых странах он составляет большинство населения — от 60


до 80% . В российском обществе, считающемся переходным, доля среднего класса не очень высока и составляет по разным оценкам от 12 до 25%. По мере развития промышленности и подъема экономики удельный вес среднего класса будет воз­растать.

Понятия:социальная стратификация, рабство, касты, со­словия, классы, закрытое общество, открытое общество.