Глава 26. Государство и право Китая в новое время

Еще начиная с XV в. в Китае стали нарастать кризисные явле­ния, которые привели к глубокому упадку в стране. Недовольство пра­вящей династией Мин вылилось в одно из самых продолжи­тельных в истории страны народных восстаний (1628- -1644) во главе с Ли Цзы-чынем. Минское правительство безуспешно пыталось остановить продвижение восставших к Пекину. Вес­ной 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а он сам был объявлен императором.

Однако китайская аристократия призвала на помощь маньчжуров, которые в 1644 г. вошли в Пекин и про­возгласили маньчжурскую династию Цин (чистая). Но лишь к 1683 г. маньчжуры подчинили себе весь Китай, а после их за­воевательных походов в XVII- -XVIII вв. возникла огромная империя, превосходящая по размерам современную КНР. Та­ким образом, многолетняя внутренняя борьба привела к уста­новлению иностранного господства, которое длилось до 1911 г., т.е. более двух с половиной веков. Длительное правление Цинов объясняется, прежде всего, тем, что они взяли в свои руки политическую власть, но цели­ком сохранили традиционные китайские порядки в экономиче­ской и социальной сфере. Маньчжуры восприняли китайскую культуру, а к XIX в. они даже забыли собственный язык.

В Китае существовала индивидуальная собственность на землю, од­нако из-за высокой численности населения крупное землевла­дение не сложилось. Средний размер помещичьих владений со­ставлял 3- -6 га, а крестьянских наделов - - 0,3- -0,6 га. Многие крестьяне арендовали землю у помещиков, отдавая в виде арендной платы до 70 % урожая.

Основой социальной и экономической жизни Китая была община, которую составляли родственные семьи. Общинные земли делились на коллективные и индивидуальные. Доход от коллективных земель шел на содержание деревенской школы, храма и на другие благотворительные цели. Земли, находившиеся в индивидуальном пользовании, могли быть проданы и сданы в аренду. Меньшая часть обрабатываемых земель принадлежа­ла государству.

В Китае не было четкого сословного деления. Единственной привилегированной прослойкой, стоявшей над всеми сосло­виями китайского общества, были маньчжурские завоеватели. На следующей иерархической ступеньке стояли шэньши (уче­ные), из которых набирались чиновники. Стать шэньши мог любой китаец, успешно сдавший экзамен на ученую степень. В то же время помещики и крестьяне составляли одно сословие землевладельцев, были обязаны выполнять трудовые повинно­сти. В одно сословие объединялись ремесленники и торговцы. Вне сословной системы находились нищие, оружейники, рабы.

По политическому устройству цинский Китай являлся неограни­ченной монархией. Император, как и в средние века, считался божественной особой и сосредоточивал в своих руках всю полноту власти. Сущест­вовала система церемоний, которые подчеркивали верховенст­во императора над его подданными. Под страхом смерти за­прещалось видеть лицо императора и даже произносить его имя.

На протяжении XVII- -XVIII вв. китайское правительство осуществляло агрессивную внешнюю политику. Были завоева­ны земли на Западе и Северо-Западе: Монголия, Джунгарское ханство и Кашгария в Восточном Туркестане. На юго-западе объектом интересов цинских правителей стал Тибет, который был насильственно включен в состав Цинской империи (конец XVIII в.). Однако в странах Индокитая - - Бирме и Вьетнаме завоеватели встретили упорное сопротивление и не смогли его преодолеть.

В результате завоевательной политики территория Китая была значительно расширена. В то же время она требовала ог­ромных расходов. Покорение одной лишь Центральной Азии обошлось в сумму, равную доходам казны за два года. При­мерно третья часть налоговых поступлений уходила на охрану границ Цинской империи.

В результате уже в последней четверти XVIII в. стали замет­ны признаки кризиса и нарастания социальной напряженности. Увеличилось налоговое бремя на землевладельцев и ремеслен­ников. Стала остро ощущаться нехватка земли, ухудшились ус­ловия аренды. Деревенские низы нищали, превращались в без­земельных тружеников, а то и попросту в бандитов.

Центральная власть не могла остановить этот процесс об­нищания и обезземеливания, поскольку государственный аппа­рат к этому времени оказался коррумпированным. Усилились антиправительственные и антиманьчжурские на­строения, на рубеже XVII- -XVIII вв. по стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Императору с большим трудом удалось подавить эти выступления, однако они еще больше ос­лабили Китай (табл. 56).

Таблица 56.

 

В 1644 г. в Китае пришла к власти маньчжурская династия Цин. При Цинской династии, опиравшейся на крупных маньчжурских и ки­тайских феодалов, была создана деспотическая монархия.

Китайский император - - богдыхан - -сосредоточил в своих руках верховную законода­тельную, судебную и административную власть, а также обладал ис­ключительным правом принесения жертв и молений "Верховному Небу".

Характерной чертой правления Цинской династии была политика изоляции страны от внешнего мира. Однако, с конца XVIII в. капиталистические государства Европы уси­лили давление на Китай, стремясь проникнуть на его рынок любой ценой. Вели­кобритания, в первую очередь, предприняла попытки получить новые рынки сбыта и источники сырья. С 1839 г. англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало "опиумным войнам" 1840- -1842 гг. Следует отметить, что государственный бюрократический аппарат Цинской империи был сильно ослаблен вследствие коррупции и взяточничества. Армия, оснащенная устаревшим оружием и имевшая плохую подготовку и вы­учку, не была в состоянии эффективно оборонять разросшуюся вслед­ствие завоевательных войн империю, не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии.

В результате военных действий в августе 1842 г. в Нанкине был подписан неравноправный договор Китая с Англией, а в 1844 г. аналогичные договоры с Китаем были заключены США и Францией. По этим договорам цинское правительство обязалось открыть для английской торговли пять портов, уплатить огромную кон­трибуцию, установить льготные таможенные тарифы, а также предос­тавить иностранцам ряд привилегий, таких как право экстерриториальности, право на концессии, принцип наибольшего благоприятствования.

Фактически поражение Китая означало его превращение в полуколо­ниальную страну. Иностранные товары подрывали ремесленное произ­водство, увеличивалось налоговое бремя, вводились про­извольные поборы.

Одним из следствий "опиумной войны" стало Тайпинское восстание,которое в 1850 г. организовала религиозная секта тайпинов (легальная хрис­тианская организация). В ходе восстания была создана дисциплиниро­ванная повстанческая армия и провозглашено создание "Небесного государства всеобщего благоденствия". После ряда крупных военных ус­пехов тайпины в марте 1853 г. захватили Нанкин, который переименова­ли в Небесную столицу.

Руководители восстания в Нанкине опубликовали "Земельную систему Небесной династии", представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Он был основан на идеях "крестьянского коммунизма", т.е. на началах равенства всех членов общества и предусматривал распределение земли на уравни­тельных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещи­кам, предоставление равноправия женщинам, государственное содер­жание нетрудоспособных, борьбу с коррупцией и др. Земля и основные средства производства были национализированы; иметь значительные денежные суммы или иную крупную собственность было запреще­но.

Политика тайпинов на практике свелась к уменьшению арендной платы за землю с крестьян и переложению зна­чительной части налогового бремени на помещиков и богачей. Однако в 1856 г. среди руководящей верхушки тайпинов начались распри, и в 1857 г. часть повстанцев ушла в юго-западные провинции. Затем, с 1862 г., в гражданской войне приняли активное участие англо-французские интервенты на стороне цинского правительства, и в июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была взята цинскими войсками. С захватом столи­цы и гибелью главных руководителей перестало существовать и тайпинское государство.

"Опиумные войны" и Тайпинское восстание потрясли Цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходимости реформ.В структуре государственных органов были произведены некоторые пре­образования, например, была учреждена Главная канцелярия по иностранным делам, отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского); местная власть сосредоточилась в руках наместников. Кроме того, в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка.

В период с 1860-х - - до начала 1880-х гг. император проводил политику "самоусиления", основное назначение которой сводилось к укреплению существовав­шего режима. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностран­ного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, иностранцы попытались усилить свое политическое влияние. В результате в 60-е - 90-е гг. XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших в антиправительственные.

Примерно в это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия. Первоначально это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властя­ми за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Капиталистический укладв Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капитала, причем ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики.

В 1895 г. Китай потерпел поражение в войне с Японией. Действия западных стран активизировали деятельность патриотических сил. Буржуазно-помещи­чья партия реформ, руководимая Кан Ювэем и представлявшая инте­ресы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 г. она добилась того, что император Гуансюй (Цзай Тянь) издал указ "Об установлении основной линии государственной политики", а затем при­влек группу молодых реформаторов - - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии радикальных указов, посвященных вопросам экономики, просвещения, деятельности государственного аппарата. Этот период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "Сто дней реформ".

Проводимые реформы объективно были направлены на создание условий для капи­талистического развития Китая, однако проводились в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и, по существу, остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цы Си (Ехонала) произвела дворцовый переворот. Импера­тор Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители ре­форматоров казнены без суда и следствия.

Китайский народ был крайне возмущен реакционной политикой Цинской династии, поэтому в 1905- -1908 гг. по стране прокатилась волна народных восстаний (г. Шанхай - - 1905 г.; Центральный и Южный Китай - - 1906- -1908 гг.). В 1910 г. число крестьянских бунтов превысило их количество в предшествующие годы. В октябре 1911 г. восстание войск в городе Учане завершилось победой. Началась Синьхайская революция, приведшая к свержению монархии и провозглашению Китайской рес­публики.

Династия Цин в феврале 1912 г. отреклась от престола, а уже в апреле 1912 г. была принята первая (временная) буржуазно-демократическая Конституция Китая. Последующие события были таковы: Нанкинское собрание делегатов избрало временным президентом Китайской республикиЮань Шикая, лидера правого крыла национальной китайской буржуазии, который в августе 1913 г. установил в стране свою военную диктатуру, а в 1914 г. внес радикальные изменения в Конституцию.

 

Контрольные вопросы

· Что характерно для Китая второй половины XIX в.?

· Что такое «Небесное государство всеобщего благоденствия»?

· В чем суть политики «Ста дней реформ» в конце XIX в.?

· Почему октябрьское 1911 г. восстание названо «Синьхайской революцией»?