Предисловие

 

Учебный предмет "Всеобщая история государства и права" ("История государства и права зарубежных стран") в течение советского и постсоветского периодов составляет обязательную часть общего юридического и государствоведческого образования как в Республике Беларусь, так и в России. За это время сложилась своя особая традиция построения курса, его научные и профессиональные задачи. Общепризнанно, что именно Всеобщая история государства и праваиграет основную роль в знакомстве будущих юристов, государствоведов, а также специалистов в области госуправления с традициями и опытом мировой политической и правовой культуры юридического знания.

Роль исторических знаний, опыт прошлого оцениваются по-разному. Еще в древности историю считали учителем, опытом, памятью народа, признавали ее ценность, значимость. В советское время опыт истории часто ставился под сомнение. Однако следует понимать, что история - - не только развалины храмов или дворцов, но и истоки культуры человека, его изначальные духовные ценности. Их можно по-разному оценивать. Несомненно, еще древность заложила почву для становления цивилизации, традиций и законов, наложила отпечаток на общественный строй, моральный, юридический быт многих (в том числе и нашего) народов.

Каждый народ имеет свою историю, свою политическую биографию: ее познание расширяет представление о прошлом, дает возможность лучше понять, осмыслить настоящее. На дорогах истории случалось всякое - - ибо политическая история знала великое и низкое, героическое и трагическое - - все переплеталось в борьбе за власть, за господство. Она подтвердила ту истину, что принудительными методами, не обращаясь к нравственности человека, его совести, разуму, моральному выбору и внутренней свободе, нельзя осуществить самые прекрасные социальные идеи. Замечательно сказал Н.А. Бердяев: «В государстве, в котором потеряно понятие греха и стыда, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием».

Следует отметить, что история государства и права - - одна из наиболее объемных юридических дисциплин. Она изучает и обобщает процессы возникновения, оформления и последующих изменений различных государств, а также правовых обычаев и законов у многих народов мира на всем протяжении истории - - древней, средневековой и современной. Однако история государства и права не сводится к простому хронологическому изложению событий и процессов либо к историческому сопоставлению неких обобщенных типов правовых систем.

Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии со значительно обновленной республиканской типовой программой курса "Всеобщей истории государства и права". Возможности такого обновления, освобождения курса от не свойственной ему социально-экономической и социально-политической проблематики открылись в связи с общим процессом обновления гуманитарной мысли в Республике Беларусь.

Чтобы сделать учебное пособие практически полезным для студентов, в книге сохранена в основном страноведческая схема. Курс «История государства и права зарубежных стран»имеет и определенный мировоззренческий подход, т.к. нацелен также на формирование у студентов интереса к кризисным периодам в развитии учреждений государства и их законодательного регулирования, а также к особой роли реформаторских условий в преодолении таких тенденций. Он частично включает анализ особенностей политических режимов властвования, их эволюции и основных достижений. История помогает понять, оценить опыт прошлого ради будущего. Ибо, как говорилось не раз, народы хотя бы частично вознаграждаются за великие испытания теми великими уроками, которые из них извлекают. «История злопамятнее народа, из истории ничего не выкинешь», - - писал Н.М. Карамзин.

С учетом этого последнего обстоятельства в данном учебном пособии использован опыт построения самых современных учебных курсов "Истории правовых институтов" и "Всеобщей истории права", преподаваемых в европейских странах и США в рамках юридического образования (т.к. курса полностью аналогичного «Всеобщей истории государства и права» зарубежное образование не знает).

Использование опыта преподавания других стран помогло автору применить новый подход к изложению учебного материала.

Помимо основного текста:

· введены основные даты для лучшего запоминания материала;

· сформулированы вопросы-тесты для самопроверки;

· даются карты исторических событий, а также графики и схемы;

· приведен краткий список дополнительной литературы;

· с учетом развития новых информационных технологий к некоторым разделам приводятся сайты в сети Интернет.

Конечно, автор понимает, что предлагаемое учебное пособие не может считаться подлинно всеобщей историей, охватывающей все страны и народы во все эпохи. Необходимый в учебных целях отбор государственных и правовых традиций для изучения определялся сложившейся традицией, а также реальной важностью политического или правового опыта изучаемых стран для развития всеобщей юридической культуры.

«Существуют две истории, - - писал французский классик О. де Бальзак, - - история официальная, которую преподают в школе, и история скрытая, в которой скрыты истинные причины событий». Автор попытался написать данное пособие таким образом, чтобы официальная история была по возможности правдивой и, кроме того - - интересной и доступно изложенной. Насколько это ему удалось, судить Вам, уважаемые читатели…